Способ установки блока корпусасудна ha стапеле (его варианты)

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реснубиик (ii) 800015 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.04.79 (21) 2751129/27-11 (51)М. Кл. с присоединением заявки йо

В 63 В 9/00

Государственный комитет

СССР

flo делам нзобретеннй н открытнй (23) Приоритет

Опубликовано 300181 Бюллетень М 4 (53) УДК 629. 12. 002 (088. 8) Дата опубликования описания 300181 (72) Авторы изобретения

Э.И.Лях, Г.И.Якушин, В.Г.Комаров и В.Н.Костин..Г: (71) Заявитель (54) СПОСОБ УСТАНОВКИ БЛОКОВ КОРПУСА СУДНА

HA СТАПЕЛЕ (ЕГО ВАРИАНТ) Изобретение относится к судостроению, а именно к способам установки блоков корпуса судна на стапеле.

Известен способ установки секций и блоков корпуса судна на стапеле при его подстройке, включающий нанесение базовых линий на стапеле, контрольных линий на блоке, подачу блока на стапель, установку его в стапельное положение перемещением до совпадения контрольной линии со световым лучом оптического прибора, направленным над базовой линией стапеля (1).

Недостатком этого способа является невысокая точность установки блока в стапельное положение, так как величина отклонения контрольных линий блока от базовых линий стапеля определяется визуально по визирным маркам, установленным на блоке, а восприятие этой информации зависит от индивидуальных психофизических особенностей оператора, управляющего механизмами перемещения блока.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ установки блоков корпуса судна на степеле, включающий нанесены 1 базовых линий на стапеле и контрольных линий на блоке, подачу блока на стапельных тележках, оснащенных гидродомкратами, установку блока в стапельное положение, а также проверку правильности его положения с применением оптического прибора, состоящего иэ грожектора, установленного на стапеле, и приемников, связанных с гидродомкратами стапельных тележек (2 ).

Недостаток способа заключается в том, что при установке блоков в стапельное положение превьдаается поле допуска на установку блока в стапельное положение, например, при контуровке монтажных кромок блоков в чистый размер, так как точность

20 этого способа зависит от суммарной погрешности точности установки контрольных пленок на блоке, регулировки осветителей и стабильности дифференциальной схемы фотоэлементов.

Цель изобретения — повышение точности установки блоков корпуса судна в стапельное положение.

Поставленная цель достигается .тем, что приемники оптического при30 бора устанавливают на блоке корпуса

800015 судна, совмещают плоскости равносигнальных зон приемников с диаметральной плоскостью блока, модулируют световой поток прожектора и совмещают плоскость равносигхальной зоны светового потока, излучаемого прожектором, с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную базовую линию стапеля при поперечном спуске.

Имеется также второй вариант способа, при котором плоскости равносигнальных зон приемников совмещают с горизонтальной плоскостью, перпендикулярной диаметральной плоскости блока, модулируют световой поток прожектора и совмещают плоскость равносигнальной зоны светового потока, излучаемого прожектором, с горизонтальной плоскостью.

На фиг. 1 показано устройство для осуществления способа, общий вид; на фиг. 2 — вид A на фиг. 1, положение прожектора при установке блока по крену, ха фиг. 3 — вид Б на фиг.1 базовые линии стапеля и палубная контрольная линия блока; на фиг. 4 вид В на .фиг. 1, днищевая контрольная линия блока.

Устройство содержит оптический прибор (не обозначен ), состоящий из прожектора 1, создающего модулированный световой поток с плоскостью равносигнальной зоны и установленного над точкой пересечения взаимно-перпендикулярных базовых линий 2 и 3 стапеля 4 таким образом, чтобы плоскость его равхосигнальной зоны была совмещена с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную базовую линию 2. Фотоэлектрический приемник

5, предварительно установленный на днищевой контрольной линии б по визирной марке 7 таким образом, чтобы

ere оптическая ось была параллельна днищевой контрольной линии б устанавливаемого блока 8, а плоскость раь .oñèãõàëüíoé зоны была совмещена с диаметральной плоскостью блока 8, имеет возможность воспринимать световой поток прожектора 1 и вырабатывать сигнал рассогласования в случае наклона или поперечного смещения входного зрачка (не обозначен) объектива приемника 5 от равносигнальной зоны. Фотоэлектрический приемник 9 предварительно установленный по визк, ной марке 10 на палубной контрольной линии 11 таким образом, чтобы его оптическая ось была параллельна контрольной линии 12 пересечения диаметральной плоскости блока 8 с плоско"тью крайнего шпангоута, а плоскость равносигнальной зоны была совмещена с диаметральной плоскостью блока 8, при повороте прожектора 1 в вертикальное положение имеет воэможность вырабатывать сигнал рассогласования при наклоне и смещении приемника 9 иэ равносигнальной зоны.

tQ

25 зо

Сигналы рассогласования приемников 5 и 9 используются для управления гидродомкратами вертикального

13 и горизонтального 14 перемещения блока 8, установленными на стапельных тележках 15.

Способ осуществляется следующим образом.

Брок 8 корпуса судна подается на стапельцых тележках 15 на стапель

4 и устанавливается в стапельное положение. Затем производят проверку правильности положения блока 8. Для этого на контрольных линиях б и 11 блока 8 устанавливаются фотоэлектрические приемники 5 и 9 и ориентируются по визирным маркам 7 и 10 таким образом, чтобы их оптические оси были параллельны контрольным линиям б и 12, а плоскости равносигнальных зон совмещены с диаметральной плоскостью блока 8, после чего визирные марки 7 и 10 убираются.

Прожектор.1 устанавливается над точкой пересечения базовых линий 2 и 3 стапеля так, чтобы плоскость равносигнальной зоны его светового потока совместилась с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную базовую линию 2 стапеля 4. ветовой поток прожектора 1, воздействуя на приемник 5, вызывает в нем сигнал рассогласования, управляющий гидродомкратами горизонтального 14 перемещения блока 8, в результате чего происходит установка блока 8 по полушироте. Затем прожектор 1 и приемник 5 поворачивают вокруг их продольной оси на 90 >. В результате этого плоскости равносигнальных зон приемника 5 и прожектора 1 занимают горизонтальное положение, а сигналы рассогласования, вырабатываемые приемником 5, управляют гидродомкратами 13 вертикального перемещения блока 8. Происходит установка блока

8 по дифференту и высоте.

При наличии у судна конструктивного дифферента прожектор 1 поворачивают вокруг горизонтальной оси на угол, соответствующий уклону килевой линии, снятому с плаза.

Установка блока 8 по крену осуществляется при повороте прожектора 1 в вертикальное положение. Плоскость равносигнальной зоны прожектора 1 совмещают с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную базовую линию 2 стапеля. При этом световой поток прожектора 1 вызывает сигнал рассогласования приемника 9 и гидродомкраты 13 перемещают блок 8 до совмещения равносигнальных зон прожектора 1 и приемника 9, т.е. устанавливают диаметральную плоскость блока 8 в вертикальное положение.

При необходимости установка блока 8 по длине производится перемеще800015

Формула изобретения

1 7 нием судовозных тележек 15. При этом прожектор 1 и приемник 9 поворачивают вокруг своих вертикальных осей на 90, т.е. плоскость равносигнальной зоны прожектора 1 совмещают с вертикальной плоскостью, проходящей через базовую линию 3, а плоскость равносигнальной эоны IlpH емника 9 совмещают с вертикальной плоскостью, перпендикулярной диаметральной плоскости блока 8.

Предлагаемый способ установки блоков корпуса судна на стапеле повышает точность выполнения этой операции в 2,5-3 раза. Применение предлагаемого способа обеспечивает контуровку блоков в чистый размер, уменьшающую трудоемкость стапельных сборочных работ. Автоматизация процесса установки блоков в стапельное положение делает возможным его использование в поточно-позиционных линиях корпусостроительных цехов.

1. Способ установки блоков корпуса судна на стапеле, включающий в себя нанесение базовых линий на стапеле и контрольных линий на блоке, подачу блока на стапельных тележках, оснащенных гидродомкратами, установку блока в стапельное положение, а также проверку правильности его положения с применением оптического прибора,-состоящего иэ прожектора, установленного на стапеле, и приемников, связанных с гидродомкратами стапельных тележек, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения точности установки блоков, приемники оптического прибора устанавливают на блоке корпуса судна, совмещают плоскости равносигнальных эон приемников с диаметральной плоскос о тью блока, модулируют световой поток прожектора и совмещают плоскость равносигнальной эоны светового потока, излучаемого прожектором, с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную базовую линию ста 5 пеля при поперечном спуске.

2. Способ установки блока корпуса судна на стапеле, о т л и ч а ю— шийся тем, что плоскости равносигнальных зон приемников совмещают

Щ с горизонтальной плоскостью, перпендикулярной диаметраЯьной плоскости блока, модулируют световой поток прожектора и совмещают плоскость равносигнальной зоны светового потока, излучаемого прожектором, с горизонтальной плоскостью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР, 9485903, кл. В 63 В 9/00, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

9110916 кл. В 63 В 9/06, 1957 (прототип).

800015 (Рие. 2

Виа b

ВидВ

Заказ 10287/17 Тираж 500 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г; Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Г.Рощепкин

РедаКтор Т.Мармелштайн Техред A. Ач Корректор М.Шароши