Макет клюзового устройства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсккк
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (!!) 800021 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 05.04.79 (21) 2749368/27-11 с присоединением заявки М (5l)M. Кл.
В 63 В 21/14
1ваударстааиимй комитет
СССР (23) Приоритет аа дарам иаабретеиий и аткрытий
Опубликовано 30.01.81 Бюллетень !!!е 4
Дата опубликования описания 30.01.81 (53) УДК 629.12. .015.64 (088.8) (72) Автор изобретения
В. П. Ковтонюк (7! ) Заявитель (54) MAKFT КЛЮЗОВОГО УСТРОЙСТВА
Изобретение относится к судостроению, в частности к макетам клюзового ус трой с тв а.
Известен макет клюзового устройства, содержащий каркас с боковыми стенками, между которыми ус тановлена перегородS ка иэ гибкого материала, палубный и бортовой клюзы, соединенные между собой клюзовой трубой, и механизм перемещения якоря P).
Однако макет не может быть использован многократно, так как поверхность обводов (судовая поверхность) у различных типов судов индивидуальна.
Бель изобретения — уменьшение трудо IS емкости макетирования и обеспечение универсальности ус тройств а.
Поставленная дель достигается тем, что палубный клюз установлен на каркасе с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости перегородки, причем последняя установлена подвижно относительно боковых стенок каркаса, а клюэовая труба выполнена те
2 лескопической. Кроме того, макет снабжен регулируемыми по длине тягами, установленными между каркасом и перегородкой, а боковые стенки каркаса изготсалены из органического стекла и в них выполнены для крепления перегородки отверстия, распСложенные в горизонтальном и вертикальном направлениях на равном друг от друга расстоянии.
Макет также снабжен направляющим блоком, установленным на кронштейне, который закреплен на каркасе, а перегородка снабжена ребрами жесткости, закрепленными на ее поверхности в горизонтальной плоскости.
На фиг. 1 иэобоажен макет клюзового устройства, общий вид на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 - разрез А-A на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг.3.
Макет содержит каркас 1 в виде ящика, в котором установлена перегородка, выполненная подвижной и установленная со смешением внутрь ящика. образуя IIIaa7
Эта перегородка имитирует судовую поверхз 000 ность 2, т.е. наружную поверхность корпуса судна, к которой прилегает якорь 3.
Перегородка (поверхность) 2 выполнена из гибкого материала, например из тон кого стального листа, и снабжена ребрами 4 жесткости, закрепленными на внутренней стороне, расположенными в горизонтальной плоскости, и посредством книц 5 на концах может крепиться к боковым сченкам 6, в которых выполнены 10 отв ерс тия, расположенные в горизонтальном и вертикальном направлениях на равном друг от друга расстоянии, Б отверстия книд 5 и стенок 6 вставляются болты, на которые снаружи наворачиваются гайки-барашки 7. Йля наблюдения и контроля за поведением якоря 3 в момент его вываливания из бортового клюза 8 или втягивания в него, стенки 6 макета выполнены из прозрачного материала, 20 например органического стакла толщиной 10 - 15 мм. Сверху каркаса 1 укреплены направляющие 9, на которых подвижно установлен палубный клюз 10, соединенный клюзовой трубой 11 с клюзом
8. Труба 1 1 выполнена телескопической в виде входящих оцна в другую двух отрезков тр б. Якорь 3 соецинен с якорным канатом 12, который заведен на направляющий блок 13, укрепленный на кронштейне 14. Кронштейн 14 на своей нижней части имеет ряд вертикально рас- . положенных отверстий, что пает возможность менять его положение относительно каркаса 1 по вертикали. Канат 12
35 связан с тяговым механизмом (не показан), которым может быть ручная лебецка или груз-rrpoTvraoaec. Для придания необхоцимой формы и жесткости поверхност4 2 макет снабжен регулируемыми
40 по длине ягами 15, а закрепленные на ней ребра 4 жесткости имеют отверстия, посредством которых к ним крепятся тяги 15. Вторые концы тяг 15 имеют длинную нарезанную часть, пропущенную через заднюю стенку каркаса 1, на которую снаружи навернуты гайки-барашки
16. Изменяя цлину тяг 15, фиксируют поверхность 2 в различных положениях, соответствующих форме отводов корпуса
Таким образом, макет клюзового устройства позволяет производить на нем испытания различных якорей и имитировать различные формы судовой поверхности. Универсальность устройства дает возможность в целом уменьшить время и сократить стоимость выбора оптимальных условий втягивания и самовываливания якоря из клюза, так как отпадает необходимость изготовления каждый раэ нового макета.
45 формул а изобретения
1. Макет клюэового устройства, содер» жащий каркас с боковыми стенкаьи, между которыми установлена перегородка иэ гибкого материала, палубный и бортовой
50 клюзы, соединенные между собои клюзовой трубой, и механизм перемещения якоря, отличающийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости макетирования и обеспечения универсальносж устройства, палубный клюз установлен на каркасе с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости перегородки, причем последняя уссудна.
Устройство работает слецующим образом.
Предварительно изготавливают модель испытуемого якоря 3 из стали, чтобы обеспечить подобие натурным условиям (по массе якоря и коэффициентам трения).
21 4
Зная предельный угол отклонения лап якоря от веретена, определяют, угол 4между верхней частью поверхности 2 и осью трубы 11, чтобы обеспечить хорошее прилегание лап втянутого якоря 3.
Изменяя положение палубного клюза .10, на направляющих 9 и верхней части поверхности 2 устанавливают требуемый угол д . Посредством тяг 15 придают требуемую форму (вогнутую или выпуклую) нижней части поверхности 2 и закрепляют ее на стенках 6 с помощью болтов и гаек-барашек 7. Переставляя кронштейн
14 с блоком l3 относительно каркаса
1, изменяют направление каната 12 оч носитедьно тягового механизма, которым втягивают якорь 3 и затем, освобождая канат 12, отдают якорь 3.
Наблюдая за якорем 3, устанавливают границы возможных положений клюза 10, угол наклона оси трубы 11 к вертикали, который определяет беспрепятственное вываривание якоря 3 из клюза 8, уточняет форму поверхности 2 ниже клюза 8, которая определяет безударную укладку якоря 3, обеспечивают прилегание якоря 3 в трех точках, а также определя— ют оптимальное направление каната 12 относительно тягового механизма.
После этого снимают полученные размеры и переносят их в теоретический чертеж якорного клюза. Наличие прозрачных стенок 6 и отверстий на пих позволяет упростить эту задачу до минимума, 8000 21 тансвлена подвижно относительно боковых стенок каркаса, а клюзовая труба выполнена телескопической.
2. Макет по п. 1, о т л и ч а ю m и— и c s тем, что он снабжен регулируемыми по длине тягами, установленными между каркасом и перегородкой.
3,Макетпоп. 1,отличающий с я тем, что боковые стенки изготовлены из органического стекла и в них вы- 10 полнены для крепления перегородки отверстия, расположенные в горизонтальном и вертикальном направлениях на равном друг от друга расстоянии. б
4.Макетпоп. 1,отличающий с я тем, что он снабжен направляющим блоком, установленным на кронштейне кою торый закреплен на каркасе.
5. Макет по п. 1, о т л и ч а ю—
Il1 и и с я тем, что перегородка снабжена ребрами жесткости, закрепленными на ее поверхности в горизонтальной плоскости
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Лейзерман В. Ю. Макетирование якорных устройств в малом масштабе.— Технология судостроения, ¹ 2, Л., Судостроение, 1973, с. 47-49. (Риг. 1