Тяговый орган скребкового конвейера

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскин

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ИТИЛЬСТВУ сщ800044

-Ф (61) Дополиительмое к авт. сеид-ву(22) Заявлено 230479 (21) 2756991/27-03 с присоединением заявки Ио— (23) Приоритет—

Опубликовано 3001>1, Ьюллетеиь М 4

Д ата опубликования описания 3001Â1 (Я)м, кл.

S 65 G 19/22

Государственный комнтет

СССР но делам нзобретеннй н открытий (53) УДК 621.867. .133(088.8) (72) Авторы изобретения

Г.И. Аненберг, И.И. Браккер, Л.A.

E.È. Киселев и A.È. Свистуно

Опытно-конструкторское бюро, Киевско исследовательского института гигие и йрофессиональных заболеваний и Ко машиностроит1эльный завод им. С.М. Кирова (71) Заявители (54) ТЯГОВЫЙ ОРГАН СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА

Изобретение относится к конвейерному транспорту, а именно,к одноцепным скребковым конвейерам, использу- емым в горной промьыленности.

Известен тяговый орган скребкового конвейера, включающий скребки, в средней части которых выполнены выемки для крепления в них горизонтальных звеньев тяговой цепи посредством запирающих пружинных втулок (Ц .

Хотя скребок и.имеет демпфирующую деталь - пружинящую втулку, замыкающую горизонтальное звено тяговой цепи в выемках скребка, эффективность ее незначительна, так как горизонтальное звено цепи сверху и с боков контактирует с металлическим телом скребка. Кроме того, скребок всей своей массой контактирует с постелью и бортами рештака конвейера, что 20 обуславливает возникновение шума при работе конвейера в результате ударов скребков о борта и постель рештаков, трении скребков о борта рештаков, особенно на поворотных участках, ударов при входе и выходе со звездочек °

Известен тяговый орган скребкового конвейера, включающий тяговую 30 цепь, к которой средней частью закреплены скребки с выемками для горизонтальных звеньев тяговой цепи и демпфирующими элементами, выполненными в виде насадок и вставок из синтетического материала. Насадки и вставки закреплены на концах и нижней части скребков. Цепь этого тягового органа, жестко соединенная со скребками, имеет натяжение в тысячи килограмм и является единой динамической системой как источник шума. При работе конвейера под нагрузкой возникает целая гамма шумов, источниками которых является шум колеблющейся, натянутой с большим усилием цепи, которая совершает мощные продольные и поперечные колебания, ударяя по бортам, и постели конвейера.;

Причиной колебаний и ударов цепи и скребков о конвейер является ударный вход и выход звездочек из зацепления с цепью, трение и неравномерная нагрузка при транспортировании породы, особенно крупных ее кусков, ди" намические воздействия неуравновешенных масс, постели и бортов, шум, возникающий при трении скребков о борта рештаков, транспортируемого материала о постель конвейера Pj, 800044

Недостаток известного устройства что защитные насадки H Ilpo кладка из .синтетического материала недолговечны, особенно на конвейерах проходческих комбайнов при проходке твердых пород, которые, обладая абразивными свойствами, ускоряют износ этих элементов до такой степени, что вызывают необходимость, их частой замены. Замена защитных элементов в этом случае г редусматривает демонтаж скребка о цепи, полную разборку с удалением изношенных элементов и установкой трех новых и монтаж скребка на цепь, что при наличии большого числа скребков, требует больших затрат времени и влечет 15 за собой длительную остановку высокопроизводительного оборудования в

Защитные насадки на торцовых выступах, жестко сопрягающихся с цепью 2@ скребков, не предохраняют от передачи диьамических негрузок и уаилий, действующих на боковые и торцовые поверхности скребка от бортов конвейера и от кусков транспортируемой гор- Я ной массы, на тяговый орган, в результате чего натянутая с усилием тяговая цепь вместе со скребками колеблется и бьет по отаву конвейера.

Вставки из синтетического материала на поверхности жестко сопряженных с цепью скребков, скользящих с трением о поверхности постели, также не предохраняют от передачи динамических усилий на тяговый орган. З

Подобные вставки способствуют возникновению колебаний в тяговом органе, поскольку опорная поверхность скребка уменьшена и неуравновешенный скребок под действием различных внешних сии передает возмущающее 40 усилие на цепь.

Наибольший шум от трения скребков возникает на участках изгиба конвейера между -орцовыми поверхностя Ми скребка и изогнутыми бортами.

Сила трения на этих участках такова, что износ насадок из синтетического материала будет гораздо более интенсивным, чем на прямых участках. Не защищают вставки из синтетического материала и от передачи возмущающих усилий на цепь как при ударах скребка о звездочку, так и при ударном входе и выходе звездочек из зацепления. Это также способствует усилению шума при ударах тягового органа о конвейер. При жестком закреплении скребков, в том числе со вставками и насадками из синтетического материала, любой контакт зле- ) ментов тягового органа с конвейером приводит к возбуждению колебаний во всем тяговом органе, что способствует усиленному шумообразованию при работе конвейера.

Цель изобретения — снижение динамических нагрузок в тяговоМ органе и шума при работе конвейера.

Указанная цель достигается тем, что демпфирующие элементы каждого скребка выполнены из размещенных в выемке под горизонтальным звеном пружинных пластин и расположенного вдоль скребка над горизонтальным звеном о грезка каната с наконечниками на его концах, выступающих за концы скребка.

На фиг; 1 изображен тяговый орган скребкового конвейера, частичный разрез; на фиг. 2 - скребок с частичным вырезом, вид сверху; на фиг. 3 то же, разрез вдоль цепи.

Тяговый орган скребкового конвейера содержит скребок, состоящий из корпуса 1 с выемкой 2 для горизонтального звена 3 кругозвенной тяговой цепи, прямоугольным пазом 4, выполненным с изломом в горизонтальной плоскости. Торцовые участки корпуса имеют выступы 5, в которых выполнены цилиндрические расточки 6, сопрягающиеся с прямоугольным пазом за пределами выступов.

Скребок имеет крышку 7, сохраняющую конфигурацию корпуса, которая устанавливается между выступами корпуса. Периферийные участки 8 крышки имеют пазы 9, сопрягающиеся с торцовыми цилиндрическими расточками корпуса. На основании выемки корпуса установлены пружинящие. пластины

10, а на них помещено горизонтальное звено цепи с зазором по боковым поверхностям, в которые помещены иэо" лйрующие прокладки 11, выполненные из материала с низкой звукопроводностью (например, отожженной меди).

В продольный паз корпуса помещен отрезок каната 12, имеющий цилиндрические упорные наконечники 13 со сферической торцовой поверхностью. При этом цилиндрические наконечники размещены в цилиндрических расточках корпуса, а центральный участок каната расположен на горизонтальном звене цепи.

Для фиксации скребка на цепи крышка крепится к корпусу с помощью болтов 14.

При этом горизонтальное звено цепи оказывается зафиксированным в выемке между пластинами и канатом, а канат в центральной части — между крышкой и звеном цепи.

Устройство работает следующим образом.

Происходит интенсивное соударение скребков с бортами конвейера, ° особенно на участках поворота, что обусловлено постоянно действующей на поворотном участке радиальной составляющей силы натяжения тягового органа.

Ударный контакт скребка с бортом происходит через отрезок каната 12 с

800044 наконечниками 13. Поскольку канат является элементом с большим коэффициентом затухания звуковых колебаний, то возбуждаемые в бортах конвейера при ударе звуковые колебания будут иметь меньшую амплитуду н спектр, сдвинутый в область низких .частот, что обеспечивает снижение уровня шума.

Акустическая мощность такого источника гораздо ниже, чем при ударе

I обычного цельнометаллического скребка о те же борта. Снижение акустической мощности бортов при трении о них торцами скребков обеспечивается точечным контактом между ними. Периферийные участки отрезка каната 12, находящиеся в свободном состоянии, обеспечивают возможность некоторого перемещения наконечнико 13 вдоль продольной оси при боковых нагрузках на скребок.

Поскольку горизонтальное звено 3 цепи в основании выемки 2 зафиксировано между корпусом 1 и крышкой 7 через сжатые усилием предварительного поджатия канат 12 и пружинящие пластины 10 колебания от внешних сил, действующих на скребок от бортов, постели, горной массы, звездочек на цепь, передаются с менцаей амплитудой, так как снижаются эа счет упругих характеристик пружинящих пластин 10 н вибродемпфирующих свойств каната 12.

Наряду с этим скребок, как шумоизлучатель, существенно снижает свою излучающую способность, так как состоит из сочетания демпфированных элементов.

Наиболее эффективное снижение колебаний осуществляется на частотах до 500 Гц. Таким образсм, передающиеся на цепь динамические нагрузки значительно ослаблены. Вследствие демпфирования сопряжения скребков с горизонтальными звеньями тяговой . цепи, она, как динамическая система, разбита на участки, число которых равно числу скребков. Такое многозвенное демпфирование существенно влияет на процессы затухания колебаний в цепи.

Одновременно снижаются ударные воздействия тягового органа на звукоизлучающие элементы конвейера (постель, борта, рама). В результате снижения октавных уровней звуковой мощности в диапазоне частот

31,5-500 Гц составляет 5-7 дБ, а на частотах 1000-4000 Гц до 10-12 дБ.

Конвейер является комплексным источником шума. Акустические параметры конвейера превышают допустимые практически во всем нормируемом диапазоне.

Предлагаемое техническое решение является частью целого ряда конструктивных Изменений, которые могут быть внесены в конвейер с целью снижения шума в звуковом диапазоне. Такими решениями может быть примене О ние различных внбродемпфнрующих покрытий элементов конвейера, звуконзолнрующих облицовок, демпфирование мест контакта тягового органа с постелью и бортами, демпфирование

1I5 некоторых узлов рамы, привода и т.п.

Применение этой конструкции скребка направлено прежде всего на снижение шума в источнике его возникновения, снижение шума в диапазоЗц не низких и средних частот, снижение -колебаний и нагрузок, являющихся источником шума и вибрации всего конвейера.

Поскольку применение указанных приемов (мастика, вибродемпфирующне элементы, облицовка резиной и т.д.) обеспечивает высокую эффективность прежде всего на.средних и высоких частотах, использование предлагаемой конструкции тягового органа наиболее

36 целесообразно.

Формула изобретения

35 Тяговый орган скребкового конвейера, включающий, тягощ ю цепь, к которой средней частью закреплены скребки с выемками для горизонтальных звеньев тяговой цепи и демпфирующими элементами, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью снижения динамических нагрузок в тяговом органе и шума при работе конвейера, демпфирующие элементы каждого скребка выполнены из размещенных в выемке под горизонтальным звеном пружинных пластин и расположенного вдоль скребка над горизонтальным звеном отрезка каната с наконечниками íà его концах, выступающих за концы скребка.

59

Источники информации, принятые so внимание при экспертизе, 1. Авторское свидетельство СССР

Р 201212, кл. В 65 G 19/22, 1965.

2. Патент СССР 9 537637, кл. В 65 G 19/22, 1974 (прототип).

800044

Составитель Г. Ненахов

Редактор A. Власенко Техред М. Рейвес Корректор,М. Коста

Тираж 853 Подписное

ВНИИХИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раулская наб., д. 4/5

Заказ 10290/18 филиал дцП "Патент", r. Ужгород, ул..Проектная, 4