Способ проветривания параллельныхтуннелей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Совэ Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12. 04. 79 (21) 2751597/22-03 (51) М КЛ13 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

E 21 F 1/00

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 300181 Бюллетень Hо 4

Дата опубликования описания 30. 01. 81 (53) УДК 622.43 (088.8) о

А.С. Барский, С.Н. Власов и M.À. Резников ." Я / у " ..:, у

/J:. о

t оф дрр . r

Всесоюзный институт по проектированию оргащиМЙ5в(l энергетического строительства "Оргэнергострой» / (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (5 4 ) СПОСОБ ПРОВЕТРИ ВАНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ

ТУННЕЛЕИ

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания параллельных сквозных подземных выработок.

Известен способ проветривания транспортных туннелей, посредством дополнительной штольни и сбоек, по которым воздух нагнетается в параллельные туннели P1) .

Недостатком данного способа является наличие дополнительной штольни для целей вентиляции и большого числа сбоек.

Наиболее близким по технической сущности к данному изобретению является способ проветривания туннелей, как правило параллельных, соединен-. ных сбойками, включающий подачу воздуха вентиляторами, причем транспорт- 2р ные потоки движутся в каждом из параллельных туннелей в противоположных направлениях,а воздух в туннеле движется в направлении потока транспорта с помощью множества струйных 25 осевых вентиляторов, установленных рассредоточенно по длине каждого из параллельных туннелей (2) .

Недостатками данного способа являются трудность обслуживания и эксплуатации вентиляторов при наличий транспорта, движущегося в туннелях, а также низкий КПД использования струйных вентиляторов, так как фактически используется только их динамический напор.

Однако, наиболее серьезным недостатком указанного способа проветривания является то, что при продольной схеме вентиляции, концентрация вредных примесей в воздушном потоке возрастает линейно по мере движения воздуха по туннелю, достигая максимальных значений на выходе из туннеля. В связи с этим, применение продольной схемы проветривания ограничивается туннелями малой и средней протяженности.с небольшой интенсивностью движения транспорта. . Цель изобретения — повышение эффективности проветривания за счет эжектирования дополнительного количества воздуха, усреднения концентрации вредных примесей в туннелях, а также улучшение условий обслуживания вентиляторов.

Указанная цель достигается тем, что сбойки проводят таким образом, что по направлению движения венти800 387 ляционной струи продольные оси четных сбоек образуют с продольной осью одчого иэ туннелей острый угол, а продольные оси нечетных сбоек образуют с продольной осью того же туннеля тупой угол, при этом вентиляторы устанавливают в указанных сбойках с возможностью реверсирования вентиляционной струи, причем воздух подают упомянутыми вентиляторами по сбойкам прпеременно иэ одного параллельного туннеля в другой, о преимущественно из туннеля с меньшей загазованностью - в туннель с большей загазованностью.

На фиг. 1 изображена,принципиальная схема проветривания туннелей пред4% лагаемым способом, вид в плане; на фиг. 2 — схема установки вентилятора в сбойке; на фиг. 3 - графики изме- . нения концентрации вредностей в транспортных туннелях при различных 26 способах проветривания.

Способ осуществляется следующим образом.

В транспортных туннелях 1 и 2 в сбойках 3, соединяющих эти туннели, устанавливают вентиляторы 4. В туннелях движется автотранспорт 5.

Вентиляторы работают таким образом, что воздух, нагнетаемый первым вентилятором в.туннель 2 поступает из туннеля 1 (показано стрелками 6), а затем воздух подается следующим вентилятором из туннеля

2 в туннель 1 (показано стрелками 7) и т.д. В результате образуется как < бы дополнительный извилистый канал для движения воздуха по обоим туннелям.

Для эжектироваяия дополнительного количества воздуха в туннели 1 и 2 сбойку 3 выполняют криволинейными с 4О примыканием под острым углом к продольной оси туннелей.

При данном способе вентиляции производится частичный обмен воздуха между туннелями 1 и 2, достигается снижение и выравнивание концентрации вредностей в обоих туннелях, что видно из графиков (фиг.3), где пунктиром показан рост концентрации примесей при проветривании туннелей известным способом. Точки. 1,2,3,4 — места установки вентиляторов по длине туннелей.

Сплошная ломаная линия показывает изменение концентрации в туннеле

1 при осуществлении данного способа для случая, когда 0-эе„т 0 эж где производительность вентилятора, Q " — объем эжектируемого воздуха. Так, на участке длины 0-1 количество воздуха, движущегося в тун-. ф{) неле Q Q эе„т + Q > вследствие чего концентрация примесей растет вдвое медленнее,чем на участке 1-2, где по туннелю 1 проходит количест ео воэдухаЫ0. Q, т.е. вдвое мень- ф5 ше, так как часть воздуха нагнетается первым вентилятором иэ туннеля 1 в туннель 2.

По туннелю 2 на всем участке 0-2 проходит количество воздуха 2-0, вследствие чего концентрация примесей здесь .ниже, чем в туннеле 1.

Подаваемый вторым вентилятором более чистый воздух иэ туннеля 2 в туннель 1, дополнительно снижает концентрацию примесей в точке 2, что и отмечается графиком.

Далее на участке 2-4 цикЛ переброски воздуха повторяется..

При различной интенсивности движения транспорта по обеим туннелям воздух подается вентиляторами преимущественно из туннеля с меньшей загазованностью в туннель с более высокой концентрацией примесей,что также способствует снижению и выравниванию концентрации примесей в туннелях.

С этой целью туннели оборудуются датчиками загазованности (автоматическими газоанализаторами), либо датчиками интенсивности движения транспорта, соединенными через блок командного устройства с вентиляторами, которые устанавливаются с воэможностью реверсирования как вместе, так и порознь.

Данный способ проветривания позволяет снизить высокие пики концентраций вредностей в транспортных туннелях, а также улучшить условия обслуживания и эксплуатации вентиляторов.

Формула изобретения

Способ проветривания параллельных туннелей, соединенных сбойками, включающий подачу воздуха вентилятбрами, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности проветривания за счет эжектирования дополнительного количества воздуха, усреднения концентрации вредных примесей в туннелях, а также улучшения условий обслуживания венти.пяторов, сбойки проводят таким образом, что по направлению движения вентиляционной струи продольные оси четных сбоек образуют с продольной осью одного из туннелей острый угол, а продольные оси нечетных сбоек образуют с продольной осью того,же туннеля тупой угол, при этом вентиляторы устанавливают в указанных сбойках с возможностью реверсирования вентиляционной струи, причем воздух подают упомянутыми вентиляторами по сбойкам попеременно из одного параллельного туннеля в дру гой, преимущественно из туннеля с

800387

Put.1 ю,е

Составитель И. Федяева

Редактор П. Макаревич Техред Ж. Кастелевич КорректорР. Макаренкс

Тираж 474; Подписное

ВНИИПИ .Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 10355/35

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Ъ Меньшей загазованностью — в туннель с большей загазованностью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе ю Т

ФЬе. 2

1. патент Италии 9 647553, кл. Е 01 G, опублик. 1962.

2. Компаниец С.A. и др. Проектирование туннелей, М., 1973, с. 158; рис. Ч. 44 (прототип).