Зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сеев Севетснии
Сеераектнчеапиз
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
N АВТ©ФСМ©МУ С ИЛЬСТВУ
«i>800476 (6т) Дополнительное к мт. сеид-ву— ( (22) Завалено 220379 (2I) 2739013/25-28 (я)м. к„.+
Р 16 и 15/00 с присоединением заавки йВ 274 2 787/25-28
Гасударственный квинтет
СССР пе ааааа взебретеавй в втквмтв1 (23) ПриоритетОпубликовано 3001.81. Бюллетень Н9 4, Дете овублиноееииа описания 310181 (53) УДК 621. 833 (088. 8) (72) Автор иэобретеииа
В. М. Лебедев
Ленинградский ордена Ленина политехнический инСтитут-им. М. И. Калинина (71) Заявитель (54 ) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машино строению и может быть использовано в устройствах, предназначенных для передачи крутящего момента и работающих в особо тяжелых условиях, например в высоком вакууме.
Известны зубчатые передачи с твердой смазкой, предназначенные для работы в вакууме. В этих конструкциях подача смазки в виде порошка производится за счет образования замкнутого магнитного контура, состоящего из выполненных иэ магнитоактивных материалов пары зубчатых колес н магнитного возбудителя (1). 15 Недостатком известных передач является их большой вес и габариты, вызванные наличием довольно громоздкого магнитного возбудителя.
Наиболее близкая к предлагаемой 20 зубчатая передача содержит колеса, расположенные на валах в корпусе, и смазочный элемент, выполненный иэ ком материала, включающего твердую смазку (2). .Однако передача имеет малую долговечность и большие габариты и не имеет возможности смазывания зубчатых колес, выполненных иэ диамагннтных материалов.
Цель изобретения - увеличение долговечности, снижение габаритов и обеспечение воэможности смазывания зубчатых колес, выполненных нз диамагнитных материалов.
Указанная цель достигается тем, что передача снабжена установленными в корпусе направляющими с шероховатыми стенками и приводом, воздействующим на смазочный элемент, а последний размещен. в направляющих.
Кроме того, привод выполнен в виде связанных со смазочным элементом и одним нэ зубчатых колес, постоянных магнитов, второй иэ которых пред- . ставляет собой кольцо с радиальным намагничиванием.
Привод может быть выполнен также в виде толкателя, жестко связанного со смазочным элементом и опираюв егося на поверхность цилиндров высту"пов одного иэ колес.
На фнг.1 показана зубчатая передача с постоянными магнитами, общий вид; на фиг.2 - то же, с толкателем.
Зубчатая передача состоит из корпуса 1, н котором на валах закреплены зубчатые колеса 2 и 3. С внутренней стороны венца зубчатого колеса
3 установлен постоянный магнит 4 в
800476
Полученный порошок твердой смазки под действием сил веса попадает на активные рабочие поверхности зубьев колеса 3. Зубья колеса 3, поворачиваясь по окружности, входят в
SS виде кольца с радиальным намагничиванием.
В направляющих 5 в корпусе 1 расположен смазочный э> бмент 6, закрепленный по бокам постоянного магнита
7. Боковые стенки направляющих 5 выполнены шероховатыми (на фиг. шероховатость показана зигзагообразными линиями). Смазочный элемент 6 может быть изготовлен, например, из спрессованного графита. Постоянные магниты 4 и 7 представляют собой привод .смазочного элемента.
На фиг.2 показано выполнение зубчатой передачи приводом в виде толкателя. Смазочный элемент б связан с толкателем 8 через шарнир 9. На оси 15 нижнего конца толкателя 8 установлен ролик 10, который под действием сил веса толкателя опирается на цилиндр выступов зубчатого колеса 2. Боковые поверхности направляющих 5 выполнены 2О шероховатыми. Смазочный элемент 6 изготовлен целым, в качестве материала может быть использован спрессованный дисульфид молибдена.
Зубчатая передача с постоянным маг-2 нитом работает следующим образом.
При вращении зубчатого колеса 3 напряженность магнитного поля, возникающего в зазоре между цилиндрической образующей зубчатого колеса и постоянным магнитом 7 смазочного элемента б, изменяется. Магнитная проницаемость зазора (воздушный зазор) при прохождении впадины колеса под постоянным магнитом 7 увеличивается по сравнению с тем моментом, когда это же положение проходит головка зуба колеса 3. Смазочный элемент б, закрепленный на постоянном магните 7, котррый обращен своим полюсом к одноименному полюсу магнита 4Q
4, установленному с внутренней стороны венца зубчатого колеса 3, находясь во взвешенном состоянии в направляющих 5 корпуса 1, совершает возвратно-поступательные движения . 4 вдоль шероховатых стенок направляющих. При этом за счет повышения трения смазочного элемента б о шероховатые стенки направляющих 5 происходит износ боковых поверхностей смазочного О элемента с образованием порошка смазки. зацепления с зубьями колеса 2, и порошок твердой смазки при этом обеспечивает их смазывание.
Работа зубчатой передачи с толкателем происходит следующим образом.
При вращении зубчатого колеса 2. толкатель 8 начинает совершать возвратно-поступательные движения, увлекая за собой через шарнир 9 смазочный элемент 6. При этом за счет повышенного трения смазочного элемента 6 о шероховатые поверхности направляющих 5 происходит износ боковых поверхностей смазочного элемента с образованием порошка смазки. Полученный порошок смазки под действием сил веса попадает на активные рабочие. поверхности зубьев колес и смазывает их.
Предлагаемая зубчатая передача применима для широкого круга механизмов, работающих в условиях вакуума.
Формула изобретения
1 ° Зубчатая передача, содержащая колеса, расположенные на валах в корпусе, и смазочный элемент, выполненный из композиционного материала, включающего твердую смазку, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения договечности, снижения габаритов и обеспечения воэможности смазывания зубчатых колес, выполненных из диамагнитных материалов, она снабжена установленными в корпусе направляющими с шероховатыми стенками и приводом, воздействующим на смазочный элемент, а последний размещен в направляющих.
2. Передача по п.1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что привод выпол« нен в виде связанных со смазочным элементом и одним из зубчатых колес, постоянных магнитов, второй из которых представляет собой кольцо с радиальным намагничиванием.
3. Передача по п.1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что привод выполнен в виде толкателя, жестко связанного со смазочным элементом и опирающегося на поверхность цилиндров выступов одного из колес.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Крагельский И. В. и др. Трение и износ в вакууме. М., "Машиностроение", 1973, с.206, рис. 69.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 523240, кл. F 16 и 15/00, 1976 (прототип).
800476
Подписное
Заказ 10367/40 Тираж 690
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель A. Верховский
Редактор М. Лысогорова Техред М;Рейвес Корректор И. Муска