Самописец профилографа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических .

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ВТВЛЬСТВУ о>800636 (61) Дополнительное к ввт. свид-ву (22) Заявлено 21. 03. 79 (21) 2739652/18-10 (зцм. к.з с присоединением заявки Но

G 01 С 7/04»

G 01 D 9/00

Государственный комитет

СССР ао делам изобретений и открытий (23) Приоритет !

Опубликовано 30.01.81. Бюллетень Н9 4

Дата опубликования описания; 3001.81 (53) УДК 53.087.6 (088. 8) (72) Авторы изобретения .

П.A. Гончаров, Ю.П. Гончаров и Т.Ю. Гончарова

Киевский автомобильно-дорожный институт им. 60-летия Великой Октябрьской .социалистической революции (71) Заявитель (54) САМОПИСЕЦ ПРОФИЛОГРАФА

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для записи профиля местности при изысканиях и обследованиях дорог, каналов и других линейных сооружений.

Известен самописец, содержащий планшет с носителем, бесконечную ленту, на которой закреплены пишущие элементы с интервалом, равным ширине носителя, и которая кинематически связана с приводом (11.

Однако устройство не может вычерчивать стандартный профиль с зафиксированными точками вертикальных отметок и не позволяет устанавливать регистрирующий орган в любую исходную точку планшета.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае мому результату является самописец профилографа, содержащий корпус с направляющими, на которых устанЬвлена каретка с подвижным держателем пишущего элемента, соединенным с разъемной гайкой, установленной на винтовом валу, связанном с приводом отработки вертикальных координат, и установленный на каретке отметчик с электромагнитом (2). однако и это .устройство не дозволяет проводить скоростную запись профиля в автоматическом режиме.

Цель изобретения — увеличение ско рости записи в автоматическом режиме. указанная цель достигается тем, что предлагаемый самописец снабжен установленным на боковых стенках корпуса упругим элементом с вытяжными кольцами и установленными на каретке подвижной упорной рамкой, кинематически связанной с держателем пишущего элемента и механизмом уставки автоматического режима, выполненным в виде поворотной головки с указателем режима, соединенной с резьбовой подвеской, кинематически связанной с держателем пишущего элемента и установленной на поворотной головке кнопки сброса,прикрепленной к самозацепляющимся крючкам, имеющим возможность взаимодействия с вытяжными кольцами упругого элемента.

Такое решение обеспечивает скоростную запись профиля в автоматическом режиме, за счет использоваЗО яия подвижной упорной рамки и меха

800636 низма установки автоматического ре жима.

На фиг. 1 показан самописец,общий вид сбоку; на фиг. 2 — разрез

В-В на фиг.1, с опущенным пишущим элементом; на фиг. 3 — то же, с разомкнутой разъемной гайкой и поднятым пишущим элементом; на фиг.4 разрез С-С на фиг.1; на фиг.5 деталь нижней части корпуса с отверстиями для разъе(иной гайки и пальцев силового ромба разъемной гайки;на фиг. б — разрез Д-Д на фиг.5; на фиг. 7 — детали разъемной гайки; на фиг. 8 — разрез А-A на фиг,4, по оси винта верхней части самописца выше разъемной гайки;на фиг. 9 разрез В-В на фиг.1, перпендикулярно оси винта верхней части самописца; на фиг. 10 — разрез 0-О на фиг.5, на уровне зубчатых зацеплений шестеренок упорной рамки и корпуса с зубчатыми рейками упорной рамки и держателя пишущего элемента;на фиг. 11 — разрез С-С. на фиг.1 установочной головки корпуса самописца; на фиг. 12 — подвижная упорная рамка самописца, вид сверху; на фиг. 13разрез E E на фиг-9; на фиг. 14 вид F на фиг.8, сверху установочная головка самописца с указателем преимущественного подъема по острию стрелки а при движении транспорта в направлении стрелки в предгорьи, на подъем Ь, против направления стрелки с предгорья на спуске. Внизу черными стрелками показано направ- Е ление движения головки при установке автомата из положения а и из положения Ь; на фиг. 15 — самописец с электрическими связями автоматического управления, вертикальный разрез; яа фиг. 16 — деталь крепления пишущего элемента к держателю;на фиг. 17 — деталь крепления отметчика с электромагнитом корпусу каретки; на фиг. 18 — вид вид G на фиг.17; на фиг. 19 — схема электросвязей автоматического управления; на фиг. 20 — деталь связи кнопки и сбрасывателя кольца упругого элемента; на фиг..21 — деталь толкателя кнопки-сбрасывателя.

В предлагаемый самописец профилографа входят держатель 1 пишущего элемента, связанный с силовым ромбом разъемной гайки и подъемноопускным приводом упорной рамки, кнопка 2, . сброса поворотной головки

3, приборная крышка 4 дорожной инвентаризационной машины (не показана), упорная рамка 5, самозацепляющиеся крючки б, упругий элемент

7, например резиновый тросик с кольцами на концах, натянутый между ограничительными стенками корпуса, винтовой вал 8, связанный через масштабную коробку с валом реверсивного шагового двигателя,(не показаSO

И

Поворотная головка 3 автоматического управления самописцем может быть установлена в трех положениях: а) когда стрелка указателя (фиг.14) йаправлена по движению (положение а); б) - против движения базового транспорта (положениз b ) и в) когда стрелка указателя находится в среднем положении, т.е ° направлена вниз в сторону оператора. В первом случае самозацепляющийся крючок б.поставлен против вытяжного кольца 2 на ограничительной стенке 36 нижнего предела чертежа. Во втором случае крючок поставлен против кольца на стенке верхнего предела чертежа, в третьем " ны), направляющие рейки 9 самописца, пишущий элемент 10, связанный с держателем, отметчик 11, вытяжные кольца 12, электромагнит 13, тяги 14 . силового ромба разъемной гайки,соединительные пальцы 15 тяг, пружины

16 разъемной гайки, ролики 17 каретки самописца, консольная планка 18 держателя, к которой крепится пишущий элемент, крепления 19 отметчика к каретке самописца, подвижной контакт токосъемника 20 на пишущем элементе, второй подвижной контакт 21 обратной полярностц на корпусе, контактирующий с контактным проводом 22, вмонтированным в направляющую рейку (на каждой рейке контактные провода 22. разной полярности), фланцевое" коль. цо 23 удерживающее поворотную головку 3 на корпусе каретки, подЗ1 веска 24, связанная резьбой с поворотной головкой 3, удерживающая на заданном уровне вал блока зубчатых колес: зубчатого колеса 25, зацепленного с зубчатой рейкой держателя 1 и зубчатого колеса 26, зацепленного с зубчатой рейкой упорной рамки 5, корпус 27 каретки с фиксатором 28 рабочего (нижнего) положения держателя пишущего элемента, возвратная пружина 29 кнопки сброса кольца 12 резинового тросика 7 с крючка б, толкатель 30 кнопки сбрасывателя, скрепленный с вилкой 31 сбрасывателя, зубчатая рейка 32, вмонтированная в держатель пишуще35 го элемента и сцепленная с зубчатым колесом 25, сбрасыватель 33 кольца

12 с крючка б (фиг.29), разъемная .гайка 34, состоящая из двух половинок, связанных тягами 14 силового () ромба с держателем пишущего элемента вал блока 35 зубчатых колес 25 и 26, удерживаемый подвеской 24 головки

3 самописца, ограничительные стенки

36 корпуса самописца (верхнего и нижнего предела профильной линии), в гнездах которых установлены вытяжные конечные кольца 12 упругого элемента 7. На фиг. 1 и 4 условно показана только одна правая стенка. 800636 оба крючка в среднем положении и не зацепляются с кольцами.

Предлагаемый самописец профилографа может работать в двух режимах (ручном и автоматическом).

При первичной детальной инвентаризацир или.паспортизации дороги с крупномасштабной записью большого объема информации в крупных населенных пунктах, где не возможна скоростная съемка, целесообразно .продольный профиль записывать профилографом в ручном режиме, используя на графике места, свободные от записей другой информации.

При работе в ручном режиме головка самописца поворачивается оператором в нейтральное положение, чтобы острие стрелки на головке указывало вниз, на оператора (фиг.14), и нажимается кнопка 2 сброса вытяжного кольца 12 (фиг.1).

Установка самописца в исходную точку по вертикали, выключение и переключение по высоте записи íà графике производится оператором поднятием и опусканием вручную держателя 1 пишущего элемента, связанного с силовым ромбом разъемной гайки (фиг.1-7).

Отработка самописцем горизонтальной координаты профиля производится эа счет движения бумажной ленты лентопротяжным столом дорожной инвертаризационной машины, связанного через масштабную коробку с датчиком пройденного пути, установленного на базовом транспорте (не показаны).:

При скоростной записи продольного профиля в автоматическом режиме (при движении базового транспорта со скоростью 30-. 50 км/ч) оператор устанавливает поворотную головку 3 самописца в таком положении (фиг.14), чтобы острие стрелки было направлено в сторону преимущественного повышения местности, например, при движении транспорта слева направо на подъем острие стрелки будет направлено в сторону движения транспорта - а, а при цвижении на спуске острие стрелки будет направлено в сторону, противоположную движению -Ь

При этом должно соблюдаться непременное условие: установка поворотной головки 3 самописца должна производиться после сброса кнопкой

2 вытяжного кольца 12 с крючка 6.

Вращение поворотной головки 3, укрепленной в корпусе кольцом 24, снабженной внутренней резьбой,соединенной с наружной резьбой подвески 24 (фиг. 8-10), на которой укреплены на общем валу 35 зубчатое колесо 25, постоянно ацепленное с зубчатой рейкой 32 .:аржателя

1 пишущего элемента и зубчатое колесо .26, зацепляемое при верхнем

65 положении головки с нижней, а при нижнем положении головки с верхней зубчатыми рейками упорной рамки 5 (фиг. 8, 9 и 13).

Таким образом, .при нижнем положечии поворотной головки 3 (фиг.1) упорная рамка 5, передвигаясь с корпусом самописца вправо, под действием вращения винтового вала 8, от воздействия правой ограничительной стенки 36 передвинется влево и займет положение, показанное на фиг. 13. При этом нижняя зубчатая рейка повернет зубчатое колесо 26 и насаженное на одном с ним валу

35 колесо 25 по часовой стрелке. От вращения по часовой стрелке зубчатогО колеса 25, зацепленного с рейкой 32, поднимается держатель 1 и разомкнет разъемную гайку 34 -(фиг. 3 и 7).

Каретка самописца, расцепленная с винтовым валом 8, под действием упругого растянутого элемента 7,зацепленного левым вытяжным кольцом

12 за левый крючок 6 (фиг.1),бы" стро передвинется влево к левой ограничительной стенке. От удара в левую ограиичительную стенку упорная рамка 5 передвинется в корпусе в свое правое положение (фиг.1). При этом нижняя зубчатая рейка упорной рамки 5 поворачивает блок колес

25 и 26 против часЬвой стрелки и опускает держатель 1 вниз до защелки фиксатора 28. Разъемная гайка

34 замыкается на I винтовом валу 8. (фиг.2), который начнет передвигать каретку вправо, до правой ограничительной стенки и т.д.

Таким образом, при верхнем положении поворотной головки, у правой ограничительной стенки каретки отключается от винтового вала, а у левой ограничительной стенки — включается в зацепление с валом. При нижнем же положении поворотной головки наоборот: у левой упорной стенки каретка отключается от винтового вала, а у правой — включается в зацепление с валом. :сли ограничительную стенку 36 нижнего предела профильной линии условно по чертежу (фиг.1) считать справа, то в этом нижнем положении головка имеет острие стрелки против движения транспорта (положение а, фиг.14), т.е. преимущественный уклон будет на спуск, обратных за- . тяжных уклонов с разницей отметок150-200 м не будет, Длина такого участка может быть .протяжением 1020 км. При изменении преимущественного уклона местности изменяется установка головки.

Отметчик 11; связанный с сердечником электромагнита 14, скреплен" ного с корпусом каретки печатает ниже профильной линии небольшие отрезки вер;икальных координат в точ800636 ках печатания вертикальных отметок цифропечатающим счетчиком (не показан) с запрограммированными интервалами, например через 1;0,5;

0,2 и 0,1 км и, кроме того, в любом месте профиля по ныбору оператора, на переломах профиля, у искусственных сооружений и т.д.

Таким образом, использование в предпагаемом устройстне установленных на каретке подвижной упорной рамки и механизма установки автоматическогo режима, кинематически связанных с держателем пера, обеспечивает увеличение скорости записи профиля в автоматическом режиме, что в итоге позволяет повысить проГйзводительность труда при профилографировании местности.

Формула изобретения 20

Самописец профилографа, содержащий корпус с направляющими, на которых установлена каретка с подвижным держателем пишущего элемента, соединенным с разъемной гайкой, установленной на винтовом валу,связанном с приводом отработки вертикальных координат, и установленный на каретке отметчик с электромагнитом, отличающийся тем, что, с целью увеличения скорости записи в автоматическом режиме, QH снабжен установленным на боковых стенках корпуса упругим элементом с вытяжными кольцами и установленными на каретке подвижной .упорной рамкой, кинематически связанной с держателем пишущего элемента и механизмом установки автоматического режима, выполненным в виде поврротной голонки с указателем режима, соединенной с резьбовой поднеской, кинематически связанной с держателем пишущего элемента и установленной на поворотной головке кнопки сброса, прикрепленной к самозацепляющимся крючкам, имеющим возможность взаимодействия с вытяжными кольцами упругого элемента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции М 2036161, кл. G 01 С 7/00, опублик. 1971.

2. Авторское свидетельство СССР по. заявке 9 2604690/18-10, кл. G 01 С 7/04, 27.04.7Я (прототип) 80063(Фиг. о

17

oui. 1f

Вид Ю

Ру<. N

ВНИИПИ Заказ 10395

Тираж 6 5 3, Подписи

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4