Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДПИЗЬСТВУ

Союз CooBfcltHx

Социалистических

Рееиубаик рц80.11 9 1 (бт ) Дополнительное к авт. свид-ву (51)М. Кл.з (22) Заявлено 0404 79 (21) 2745550/24-07 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет

Н 02 К 1/20

Н 02 К 9/04

Госуяарствеияый комитет

СССР во яеаам изобретемий и открытий

Опубликовано 300181 Бюллетень М 4

Дата опубликования описания 30.0 1.81 (53) УДК 621. 313. . 322 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Г.Г. Счастливый, Г.М. Федоренко, А.А.Бут и В.A.Êðàìàðñêèé !

l

Институт электродинамики AH Украинской- ССР (71) Заявитель (54) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к устройству статора электрической машины,и может быть использовано, например в мощных турбогенераторах, работающих в переменных нагрузочных режимах.

Известно устройство для регулирования температуры электрической машины, содержащее вентилятор и датчик 16 температуры, управляющий клапанами для регулирования расхода горячей и холодной воды через теплообменник с целью-регулирования температуры охлаждакщего газа и машины .в целом (1).

Однако такая система охлаждения электрической машины обладает значительной инерционностью, так как для изменения температуры требуется определенное время.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для подготовки охлаждакщего воздуха в электрических машинах с приточной вентиляцией,имеющее дополнительный вентилятор, наг- 25 ревательное устройство, а также приспособления.для перегораживания возду,хоподготовительного устройства от электрической машины и регулирования температуры воздуха (21. зо

Такое регулирование температуры электрической машины путем регулирования температуры охлаждающего газа довольно сложно и обладает существенным запаздыванием при резких изменениях нагрузки.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности путем уменьшения диапазона колебаний температуры и стабилизации прессующих усилий в сердечнике статора при переменных нагрузочных режимах.

Цель достигается тем, что в статоре электрической машины, например турбогенератора, выполненном в герметичном корпусе и имеющем принудительное газовое охлаждение сердечника,в перегородке, разделякщей концевую и среднюю зоны статора и имеющей отверстие, перекрываемое клапаном,последний выполнен в виде перемещающегося о направляющим подпружиненного диска с ферромагнитным стержнем,входящим в кольцевой электромагнит,причем катушка электромагнита запитывается током, зависящим от сигнала термодатчиков, контролирующих температуру сердечника. Перемещение диска изменяет гидравлическое сопротивление

801191

t0

65 проходного отверстия, изменяя тем самым расход охлаждающего газа через отверстие в пределах от 0 = 0 до и соответственно, расход о ниах газа че .ез сердечник в пределах от !!

На фиг. 1 показана часть статора, продольный разрез, на фиг. 2 — клапан, уст ановленный на гозоразделительной перегородке, на фиг. 3 — нид

А на фиг. 2.

Статор электрической машины содержит сердечник 1 и обмотку 2. Сердечник разделен на отдельные пакеты 3 радиальными вентиляционными каналами

4. Концевая часть статора отделена от средней части газоразделительной перегородкой 5, в которой выполнено отверстие 6. Соосно с отверстием 6 на газоразделительной перегородке установлен клапан, состоящий из диска

7, соединенного с ферромагнитным стержнем 8, перемещающимся внутри кольцевого электромагнита 9. Диск 7 может перемещаться по направляющим

10, на которых имеются пружины 11.

Напранляюцие 10 одним концом жестко закреплены на газоразделительнои перегородке. На другом конце направляющих установлена пластинка 12 с закрепленным на ней электромагнитом 9, катушка которого соединена с источником питания 13, связанным с термодатчиком 14, установленным в сердечнике статора.

Рассмотрим принцип действия предлагаемого устройства в переменных нагрузочных режимах, например при пуске генератора из холодного состояния.

В этом случае сигнал от термодатчика 14, контролирующего температуру сердечника 1, воздействует на источник питания 13 и электромагнит 9 таким образом, что стержень 8 втягивается и диск 7 занимает положение соответствующее максимальному расходу газа через отверстие 6 и минимальному расходу через сердечник 1. По мере нагрева сердечника и изменения управляющего сигнала электромагнит

9 уменьшает втягивающее действие на стержень 8 и под действием пружин

11 диск 7 прикрывает отверстие б,увеличивая тем самым расход газа через сердечник до величины, обеспечивающей требуемую температуру сердечника.

При останове генератора, равно как и при снижении нагрузки, клапан возвращается в положение h, соответствующее меньшему расходу охлаждающего газа через сердечник, поддерживая постоянство температуры.

Таким образом, уменьшается диапазон колебаний температуры и прессующих усилий в сердечнике статора при различных режимах работы.

Сборка предлагаемой конструкции может быть выполнена, например, н следующем порядке. Сначала в газораз— делительной пере-"îðîäêå выполняется отверстие б, потом возле отверстия в соответствующем месте жестко закрепляются направляющие 10, на которые надевается диск 7 со стержнем 8.

После этого на направляющие устанавливаются пружины 11. Стержень 8 вставляется внутрь кольцевого электромагнита 9, который закреплен на пластине 12. Пластина 12 прикручивается гайками к направляющим 10, для чего на их концевой части нарезана резьба, а в пластине 12 просверлены отверстия. Затем катушка электромагнита 9 подсоединяется к источнику питания 13, связанному с термодатчиком 14, установленным в сердечнике статора.

Применение предложенной конструкции статора электрической машины познолит повысить надежность и эксплуатации, особенно в режимах пусков,остановов и переменных нагрузок, а также увеличить длительность межремонтного цикла.

Технико-экономический эффект от внедрения предлагаемой конструкции определяется с учетом повышения надежности и долговечности статора турбогенератора в эксплуатации.

Предложенная конструкция может быть реализована как при создании новых машин на заводе-изготовителе,так и на турбогенераторах, находящихся в эксплуатации.

Формула изобретения

Статор электрической машины, например турбогенератора с принудительным газовым охлаждением, содержащий сердечник с радиальными каналами, кожух и корпус, между которыми расположен канал с установленными в нем газоразделительной перегородкой с отнерстием и клапаном, перекрывающим отверстие в зависимости от изменения нагрузки, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, клапан выполнен в виде установленного с возможностью перемещения по направляющим, закрепленным одним концом на газоразделительной перегородке, подпружиненного диска с ферромагнитным стержнем,входящим в кольцевой электромагнит, а в сердечнике статора установлен термодатчик, связанный с источником питания, с которым соединена катушка электромагнита.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР

М 194930, кл. Н 02 К 9/18, 1964.

Z. Патент ГДР М 119501, кл. Н 02 К 9/18, 1975.

801191

Z 3 фие. i

gvdi

Pve. Ю

Составитель Л. Карцева

Редактор Н. Кешеля Техред A.йч Корректор Н. Стец

Заказ 10452/75 Тираж 741 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж- 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4