Электропривод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сею з Советски к

Сецмалистическна

Республик

Оп ИГРАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< >801214 (6l ) Дополнительное к авт. свнд-ву (22)Занвлено 1б.04.79 (2! }274571З/24 07 с присоединением заявки М (23) П рно рнтет 0 6.07.7 8

Опубликовано 30.01.81. Бюллетень М4 (51)M. Кл.

Н 02 Р 3/18

Н 02 P 7/48

ВеударстеаелыМ комитет

СССР во делам нзабретавнй и открытнй (Ç) Уд К621.З16.

7 19 2(088 8) Дата опубликования описания 10.02.81

Ю. M. Гершаник, А. В. Жданович, В. А. СимонфтАБ Чуватов, И. Я. Файнштейн, В. П. Полянский, Г. Я. Фум М. А;: белевский": и В. И. Иорин (72) Авторы изобретения

1 .: ф °

t лифтам ВПО

Центральное проектно-конструкт;тарское бюро

Союзлифтмаш (7i) Заявитель (54 ) ЗЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах подъемно-транспортных механизмов, например лифтов.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является электропривод, осуществляющий способ управления асинхронным многоскоростным электродвигателем.

Электропривод содержит асинхронный © электродвигатель с двумя обмотками статора на различное число полюсов, подключенными к источнику питания, и блок управления, коммутационные элементы которого включены в фазах обеих обмоток статора.

Блок управления в электроприводе выполнен в виде трехполюсных контактов. Регулирование тормозного генераторного момента при переходе с высшей часj0 тоты вращения на низшую достигается тем, что выводы обмотки статора с большим числом полюсов при помощи трехпочюсного контактора блока управления соединяются последовательно с выводами обмотки с меньшим числом пачюсов нри обратном чередовании фаэ (1) °

Ссновным недостатком этого устройсгеа является резкое уменьшение генераторного момента во всем диапазоне частот вращения при переходе с одной частоты вращения на другую, что не позволяет испольэовать его в ряде подъемно-транспортных механизмов, нащ>имер в лифтах. Кроме того, устройство требует применения трех трехполюсных контакторов или девяти каких-либо других коммутапионных элементов, а также электродвигателей, имеющих не менее девяти вывсдов фаэ обмоток с большим и меньшим числом полюсов, что приводит к удорожашпо и усложнению устройства для управления и самого электродвигателя.

Цель изобретения — повышение плавности генераторного торможения, повышение надежности и упрощение электро80 1214

30

55 привода,, повышение пускового момента и "жесткости" механической характеристики, а также расширение диапазона регулирования момента электродвигателя

Поставленная пель достигается тем, что в известном устройстве третья à обмотки статора с большим числом полюсов соединена с выводом одной из фаз обмотки статора с меньшим числом полюсов, имеющей коммутационный элемент, а блок управления снабжен коммутационным элементом и цепи, соединяющей третьи фазы обеих обмоток статора, и дополнительным коммутационным элементом, включенным между выводами двух фаз обмотки статора с меньшим . числом полюсов.

На фиг. 1 — 4 приведены схемы электропривода, в которых коммутационные элементы блоков управления выполнены в виде контакторов, на фиг. 5 — схема электропривода с коммутационными элементами блока управления, выполнен— ными в виде тиристорных коммутаторов, на фиг. 6 — механические характеристики электродвигателя, где а - характеристика обмотки высшей скорости, б - характеристика обмотки низшей скорости, в, г — характеристики при совместном включении обмоток, 4q — высшая синхронная скорость, И вЂ” низшая синхронная скорость..

Электропривод состоит из асинхронного электродвигателя с двумя обмотками статора-обмоткой на меньшее число полюсов 1 и обмоткой на большее число полюсов 2, а также блока управления, выполненного в виде коммутационных элементов. Коммутационные элементы

3 и 4 расположены в двух фазах обмотки с меньшим числом полюсов, коммутационные элементы 5 и 6 — в двух одноименных с обмоткой 1 фазах обмотки 2 с большим числом полюсов.

Коммутационный элемент 7 включен в цепь, соединяющую две фазы обеих обмоток, а коммутационный элемечт 8 включен между выводами двух фаз обмотки статора с меньшим числом полюсов

Устройство работает следующим об:разом. При работе электродвигателя с ,, высшей частотой вращения обмотка ста1, тора 1 на меньшее число полюсов подключена к источнику питания коммутационными элементами 3 и 4, при этом коммутационные элементы 5 и 6 отклю4 чены. Электродвигатель работает на характеристике P . Для регулирования тормозного генераторного момента коммутациошые элементы 3 и 4 отключаются и включаются коммутационные элементы 5 и 6. При этом одна из фаз обмотки 2 включается последовательно с дву мя соединенными также последовательно фазами обмотки 1. В этом режиме электродвигатель работает на характеристике в. При включении коммутационного элемента 7, позволяющего подключать вторую фазу обмотки с большим числом полюсов непосредственно к источнику питания, электродвигатель работает на характеристике б с более высоким пусковым моментом.

Наличие коммутационного элемента 8, соединяющего между собой первую и вторую фазы обмотки с меньшим числом полюсов, позволяет расширить диапазон регулирования момента электродвигателя, который в этом режиме работает на характеристике r.

Коммутационные элементы блока управления могут быть выполнены как в виде контакторов, так и в виде тири сторных коммутаторов.

Формула изобретения

1. Электропривод, содержащий асинхронный электродвигатель с двумя обмотками статора на различное число полюсов, подключенными к источнику питания, и блок управления, причем две одноименные фазы каждой обмотки статора подключены к источнику питания через коммутационные элементы блока управления, о т л и ч а ю щ и й— с я тем„что, с целью повышения плавности генераторного торможения, повышения надежности и упрощения электропривода, третья фаза обмотки статора с большим числом полюсов соединена с выводом одной из фаз обмотки статора с меньшим числом полюсов, имеющей коммутационный элемент.

2. Электропривод по и. 1, о т л и— чающий сятем, что, с целью повышения пускового момента и жесткости механической характеристики электродвигателя, блок управления снабжен коммутационным элементом в цепи, соединяющей третьи фазы обеих обмоток статора.

3. Электропривод по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью расширения диапазона регулирования момента электродвигателя, блок управле,ния снабжен дополнительным коммутационным элементом, включенным в обмс гку статора с меньшим числом полюсов между выводами двух фаз, одна

80 12 14 6 из которых имеет коммутационный элемент.

Источники ижор мации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N|I 256058, кл. Н 02 Р 3/20, 1S66.