Центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта вертолета

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ УГЛА СВЕСА ЛОПАСТИ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащий шарнирно закрепленный двуплечий подпружиненный рычаг, к одному концу которого прикреплен груз, a к другому концу прикреплен с помощью цилиндрического шарнира .упор, взаимодействукидий с опорными площадками втулки винта и корпуса горизонтального шарнира, при этом шарнир крепления упора выполнен с кольцевым зазором между отверстием и осью, отличающийся тем» что, с целью повышения надежности работы за счет обеспечения постоянного контакта упора с одной из опорных поверхностей, упор^ подпружинен и имеет хвостовик, к которому прикреплен дополнительный груз.

..Я0„„801424

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН ся) 4 В 64 С 27 32

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ д

Н ABTOPCHOMY СОИДЕТЕПЬСТВ .К

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИЙ (21) 2723248/40-23 (22) 06.02.79 (46) 07.10.86. Вюл. У 37 (72) М.А.Лейканд, Б.С.Остряков, И.В.Курова и Ю.М.Дорошенко (53) 629.035.55(088.8) (54) (57) ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ

УГЛА СВЕСА ЛОПАСТИ НЕСУЩЕГО ВИНТА

ВЕРТОЛЕТА, содержащий шарнирно за" крепленный двуплечий подпружиненный рычаг, к одному концу. которого прикреплен груз, а к другому концу прикреплен с помощью цилиндрического шарнира упор, взаимодействующий с опорнымн площадками втулки винта и корпуса горизонтального шарнира, при зтом шарнир крепления упора. выполнен . с кольцевым зазором между отверстием и осью, отличающийся тем что, с целью повышения надежности работы за счет обеспечения постоянного контакта упора с одной из опорных поверхностей, упор подпружинени име-. ет хвостовик, к которому прикреплен дололнительньй груз.

801424

Целью изобретения является повышение надежности работьг центробежного ограничителя угла свеса за счет обеспечения постоянного контакта упора с одной из опорных поверхностей.

Изобретение относится к области авиационной техники и касается выполнения несущих винтов вертолетов, в частности центробежного ограничителя угла свеса лопасти. 5

Известен центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта,.содержащий шарнирно прикрепленный к втулке винта подпружиненный двуплечий рычаг, к одному концу которого прикреплен груз, а к другому— с помощью пластинчатой пружины прикреплен упор, выполненный в виде пластины. Упор взаимодействует с опорными площадками, выполненньп и на втулке винта и корпусе горизонтального шарнира..

В известном устройстве ударные нагрузки с упора передаются на пластинчатую пружину, что приводит к поломке пружины.

Известен также центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта вертолета, содержащий шарнирно закрепленный двуплечий подпружиненный 5 .рычаг, к одному концу которого прикреплен груз, а к другому концу прикреплен с помощью цилиндрического шарнира упор, взаимодействующий с опорными площадками втулки винта З0 и корпуса горизонтального шарнира, при этом шарнир крепления упора выполнен с кольцевым зазором между отверстием и осью.

В известном упоре ударные нагрузки с упора не передаются на двуплечий рычаг, так как упор соедийен с рычагом шарниром, имеющим кольцевой зазор между осью шарнира и отверстием. Однако в известном устройстве 40 имеет место повьппенный износ самого упора за счет того, что в момент срабатывания ограничителя он взаимодействует с опорными площадками на втулке и корпусе горизонтального шарнира. 45

Добиться параллельности контактирующих поверхностей в момент срабатывания ограничителя не представляется возможным, так как кольцевой зазор в шарнире крепления упора позволяет за- 50 нимать ему неопределенное положение относительно опорных площадок.

Сущность изобретения заключается в том, что в центробежном ограничителе угла свеса лопасти винта вертолета упор подпружинен и имеет хвостовки, к которому прикреплен дополнительный груз.

На фиг.1 показан общий вид несущего винта вертолета с центробежным ограничителем угла свеса лопасти; на фиг.2 — узел I (несущий винт неподвижен); на фиг.3 — сечение А-А фиг.2; на фиг.4 — узел Хна фиг.1 (несущий винт вращается); на фиг.5 — вид Б на фиг.2; на фиг.6 — сечение В-В на фиг.5.

Центробежный ограничитель угла свеса лопасти 1 несущего винта содержит двуплечий рычаг 2, шарнирно закрепленный во втулке винта 3. Рычаг

2 соединен с пружиной 4, установленной на винтовых пробках 5 и 6. Пробка 6 имеет резьбовой конец и прекреплена с возможностью регулировки на- тяжения к кронштейну 7 втулки винта

3. К одному концу рычага 2 прикреплен груз 8, а к другому с помощью шарнира 9, имеющего кольцевой зазор между осью 1О и отверстием .в рычаге 2, прикреплен упор 11. Упор 1! имеет пружину кручения 12 и груз 13. Упор 11 взаимодействует с опорными площадками на втулке винта 3, выполненной в виде вкладыша 14 и площадки 15, выполненной на корпусе горизонтального шарнира

16. Вкладьпп 14 имеет прорезь 17, в которой размещается упор 1. .Центробежный ограничитель угла свеса лопасти работает следующим образом.

При невращающемся несущем винте центробежный ограничитель свеса находится в положении, изображенном на фиг.2. Корпус горизонтального шарнира 16 площадкой 15 через упор на вкладьпп 14, при этом упор 11 находится в прорези 17 вкладьппа 14 в верхнем положении. Угол свеса лопасти в этом случае равен углу между упорами 11 и опорными площадками 15 корпуса горизонтального шарнира 16.

Во время раскрутки несущего винта лопасть 1 приобретает некоторый угол конусности, в результате чего корпус горизонтального шарнира. 16 отходит от упора 1 1. По мере увеличения оборотов несущего винта центробежная сила груза 8 увеличивается.

При достижении скорости вращения, соответствующей оборотам срабатывания,8014 на открытие, центробежная сила груза

8 преодолевает натяжение пружины 4 и поворачивает рычаг 2 по часовой стрелке, выводя. упор 11 из пространства между опорными площадкой вклады- Б ша 14 и площадкой 15 корпуса горизонтального шарнира.

Таким образом вращающаяся лопасть получает возможность поворачиваться в горизонтальном шарнире вниз на угол Р, больший, чем угол свесас (см.фиг.2 и 4).

При остановке винта, по мере уменьшения скорости вращения, умень- 15 шается и центробежная сила груза 8.

Когда скорость вращения снизится до оборотов срабатывания на закрытие, пружина 4 преодолевает центробежную силу и поворачивает рычаг 2 против 20 часовой стрелки, при этом упор 1 1 входит в зазор между вкладьрвем 14 и площадкой 15, ограничивая свес лопасти.

24 4

Нагрузки от статического момента лопасти 1 передаются непосредственно через упор 11 на опорную поверхность вкладыша 14, не нагружая .при этом остальные элементы механизма.

Это обеспечивается наличием радиального зазора в шарнире крепления упора 11 к рычагу 2, Для того, чтобы упор 11 не отходил от вкладыша 14 при вращающейся винт он прижимается к вкладышу пружиной

12.

Дополнительный прижим создается центробежными силами балансировочных грузов 13, которыми заканчивается упор 11.

Такое выполнение обеспечивает постоянный контакт упора 11 с опорной площадкой вкладыиа 14 и снижает износ упора.

Эффект от реализации изобретений заключается в повышении надежности работы центробежного ограничителя свеса эа счет сниженйя износа ynopa.

80 424

Составитель

Техред И.Попович

Корректор Т.Колб

Редактор О.Юркова

Подписное

Тираж 403

ВНИИДИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

133035,Москва, Ж-35, Рауаская наб., д.4/5

Эаказ 5452/3

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4