Центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта вертолета
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ УГЛА СВЕСА ЛОПАСТИ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащий шарнирно закрепленный двуплечий подпружиненный рычаг, к одному концу которого прикреплен груз, a к другому концу прикреплен с помощью цилиндрического шарнира .упор, взаимодействукидий с опорными площадками втулки винта и корпуса горизонтального шарнира, при этом шарнир крепления упора выполнен с кольцевым зазором между отверстием и осью, отличающийся тем» что, с целью повышения надежности работы за счет обеспечения постоянного контакта упора с одной из опорных поверхностей, упор^ подпружинен и имеет хвостовик, к которому прикреплен дополнительный груз.
..Я0„„801424
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН ся) 4 В 64 С 27 32
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ д
Н ABTOPCHOMY СОИДЕТЕПЬСТВ .К
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИЙ (21) 2723248/40-23 (22) 06.02.79 (46) 07.10.86. Вюл. У 37 (72) М.А.Лейканд, Б.С.Остряков, И.В.Курова и Ю.М.Дорошенко (53) 629.035.55(088.8) (54) (57) ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ
УГЛА СВЕСА ЛОПАСТИ НЕСУЩЕГО ВИНТА
ВЕРТОЛЕТА, содержащий шарнирно за" крепленный двуплечий подпружиненный рычаг, к одному концу. которого прикреплен груз, а к другому концу прикреплен с помощью цилиндрического шарнира упор, взаимодействующий с опорнымн площадками втулки винта и корпуса горизонтального шарнира, при зтом шарнир крепления упора. выполнен . с кольцевым зазором между отверстием и осью, отличающийся тем что, с целью повышения надежности работы за счет обеспечения постоянного контакта упора с одной из опорных поверхностей, упор подпружинени име-. ет хвостовик, к которому прикреплен дололнительньй груз.
801424
Целью изобретения является повышение надежности работьг центробежного ограничителя угла свеса за счет обеспечения постоянного контакта упора с одной из опорных поверхностей.
Изобретение относится к области авиационной техники и касается выполнения несущих винтов вертолетов, в частности центробежного ограничителя угла свеса лопасти. 5
Известен центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта,.содержащий шарнирно прикрепленный к втулке винта подпружиненный двуплечий рычаг, к одному концу которого прикреплен груз, а к другому— с помощью пластинчатой пружины прикреплен упор, выполненный в виде пластины. Упор взаимодействует с опорными площадками, выполненньп и на втулке винта и корпусе горизонтального шарнира..
В известном устройстве ударные нагрузки с упора передаются на пластинчатую пружину, что приводит к поломке пружины.
Известен также центробежный ограничитель угла свеса лопасти несущего винта вертолета, содержащий шарнирно закрепленный двуплечий подпружиненный 5 .рычаг, к одному концу которого прикреплен груз, а к другому концу прикреплен с помощью цилиндрического шарнира упор, взаимодействующий с опорными площадками втулки винта З0 и корпуса горизонтального шарнира, при этом шарнир крепления упора выполнен с кольцевым зазором между отверстием и осью.
В известном упоре ударные нагрузки с упора не передаются на двуплечий рычаг, так как упор соедийен с рычагом шарниром, имеющим кольцевой зазор между осью шарнира и отверстием. Однако в известном устройстве 40 имеет место повьппенный износ самого упора за счет того, что в момент срабатывания ограничителя он взаимодействует с опорными площадками на втулке и корпусе горизонтального шарнира. 45
Добиться параллельности контактирующих поверхностей в момент срабатывания ограничителя не представляется возможным, так как кольцевой зазор в шарнире крепления упора позволяет за- 50 нимать ему неопределенное положение относительно опорных площадок.
Сущность изобретения заключается в том, что в центробежном ограничителе угла свеса лопасти винта вертолета упор подпружинен и имеет хвостовки, к которому прикреплен дополнительный груз.
На фиг.1 показан общий вид несущего винта вертолета с центробежным ограничителем угла свеса лопасти; на фиг.2 — узел I (несущий винт неподвижен); на фиг.3 — сечение А-А фиг.2; на фиг.4 — узел Хна фиг.1 (несущий винт вращается); на фиг.5 — вид Б на фиг.2; на фиг.6 — сечение В-В на фиг.5.
Центробежный ограничитель угла свеса лопасти 1 несущего винта содержит двуплечий рычаг 2, шарнирно закрепленный во втулке винта 3. Рычаг
2 соединен с пружиной 4, установленной на винтовых пробках 5 и 6. Пробка 6 имеет резьбовой конец и прекреплена с возможностью регулировки на- тяжения к кронштейну 7 втулки винта
3. К одному концу рычага 2 прикреплен груз 8, а к другому с помощью шарнира 9, имеющего кольцевой зазор между осью 1О и отверстием .в рычаге 2, прикреплен упор 11. Упор 1! имеет пружину кручения 12 и груз 13. Упор 11 взаимодействует с опорными площадками на втулке винта 3, выполненной в виде вкладыша 14 и площадки 15, выполненной на корпусе горизонтального шарнира
16. Вкладьпп 14 имеет прорезь 17, в которой размещается упор 1. .Центробежный ограничитель угла свеса лопасти работает следующим образом.
При невращающемся несущем винте центробежный ограничитель свеса находится в положении, изображенном на фиг.2. Корпус горизонтального шарнира 16 площадкой 15 через упор на вкладьпп 14, при этом упор 11 находится в прорези 17 вкладьппа 14 в верхнем положении. Угол свеса лопасти в этом случае равен углу между упорами 11 и опорными площадками 15 корпуса горизонтального шарнира 16.
Во время раскрутки несущего винта лопасть 1 приобретает некоторый угол конусности, в результате чего корпус горизонтального шарнира. 16 отходит от упора 1 1. По мере увеличения оборотов несущего винта центробежная сила груза 8 увеличивается.
При достижении скорости вращения, соответствующей оборотам срабатывания,8014 на открытие, центробежная сила груза
8 преодолевает натяжение пружины 4 и поворачивает рычаг 2 по часовой стрелке, выводя. упор 11 из пространства между опорными площадкой вклады- Б ша 14 и площадкой 15 корпуса горизонтального шарнира.
Таким образом вращающаяся лопасть получает возможность поворачиваться в горизонтальном шарнире вниз на угол Р, больший, чем угол свесас (см.фиг.2 и 4).
При остановке винта, по мере уменьшения скорости вращения, умень- 15 шается и центробежная сила груза 8.
Когда скорость вращения снизится до оборотов срабатывания на закрытие, пружина 4 преодолевает центробежную силу и поворачивает рычаг 2 против 20 часовой стрелки, при этом упор 1 1 входит в зазор между вкладьрвем 14 и площадкой 15, ограничивая свес лопасти.
24 4
Нагрузки от статического момента лопасти 1 передаются непосредственно через упор 11 на опорную поверхность вкладыша 14, не нагружая .при этом остальные элементы механизма.
Это обеспечивается наличием радиального зазора в шарнире крепления упора 11 к рычагу 2, Для того, чтобы упор 11 не отходил от вкладыша 14 при вращающейся винт он прижимается к вкладышу пружиной
12.
Дополнительный прижим создается центробежными силами балансировочных грузов 13, которыми заканчивается упор 11.
Такое выполнение обеспечивает постоянный контакт упора 11 с опорной площадкой вкладыиа 14 и снижает износ упора.
Эффект от реализации изобретений заключается в повышении надежности работы центробежного ограничителя свеса эа счет сниженйя износа ynopa.
80 424
Составитель
Техред И.Попович
Корректор Т.Колб
Редактор О.Юркова
Подписное
Тираж 403
ВНИИДИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
133035,Москва, Ж-35, Рауаская наб., д.4/5
Эаказ 5452/3
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4