Переносная моторная пила

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскмк

Соцкалистическиг

Республик

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<,,802014 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.02.78 (21) 2607736/29-15 с присоединением заявки № (51)M. Кл.

В 27 В 17/00

Гвсударстввнный камитет (28) Приоритет

СССР. вв делам изобретений и открытий

Опубликовано 07.02.81 Бюллетень ¹ 5

Дата опубликования описания 07.02.81 (53) УДК 635 0.362.7 (088.8) М. С. Башарин, В. И. Дегтярев, Н. С. Корелин и Ю. К. Непомнящий (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского (54) ПЕРЕНОСНАЯ МОТОРНАЯ ПИЛА

Изобретение относится к переносным моторHbIM инструментам, применяемым для валки, раскряжевки и других работ в лесной и деревообрабатьтвающей промышленности.

Известна переносная моторная пила, вклю5 чающая корпус, двигатель, пильныи аппарат, раму с рукоятками управления н упругие элементы t1) .

Наиболее близким решением из известных является переносная моторная пила, включаю10 шая корпус, пильный аппарат, секционную раму с рукоятками управления, секции которой соединены между собой через упругие элементы, и бензобак (2) .

Недостатком известных конструкций являет15 ся высокий уровень вибрации на рукоятках управления, Целью изобретения является снижение вибрации на рукоятках управления.

Достигается это тем, что пила снабжена регулируемыми амортизаторами, каждый из которых установлен на корпусе пилы и связан с соответствующим упругим элементом. Кроме того. амортизаторы могут быть установлены

2 внутри корпуса пилы, а каждый упругий элемент снабжен запрессованными в него шпильками для соединения с секциями рамы и амортизатором, На фиг. 1 изображена переносная моторная пила с высокорасположенными рукоятками управления, общий вид; на фиг. 2 изображена рама с высокорасположенными рукоятками управления; на фиг. 3 вид А фиг. 2; на фиг. 4 — вид Б фиг. 2, на фиг. 5 — разрез

В-В фиг. 2; на фиг. 6 — варианты выполнения упругого элемента; на фнг. 7 изображена переносная моторная пила с ниэкорасположенны-. ми рукоятками управления, вид сбоку; на фиг. 8 — то же, вид сверху.

Переносная моторная лила включает корпус

1 активного блока, пильньпт аппарата 2, амортизаторы 3, секционную раму 4 с рукоятками

5 управления, секции 6 которой соед птеньт между собой. через упругис элементы 7 с постоянной жесткостью, что исключает напряжения в раме при регулировке амортизаторов, тт бензобак (на чертеже ис показан), 802014

Элементы 7 в . >вокупности с секциями рамы представляют .обой фильтр низких частот и ослабляк1т виЬроколебания высоких частот нормированного диапазона. г екции рамы покрыты на большей части свое.» длины изгоем упруговязкогс материала, например морсзостойкой резиной. Одна из секций имеет уступ

8 для удобства работы оператора. Рукоятки 5 управления представляют собой части рамы, на которые надеты или налрессованы при сборке рамы втулки„выполненные из упруго = вязкого материала. Каждый из амортизаторов 3 (фиг. 5) содержит корпус 9. два упругих элемента 10, 11, опорный стержень 12, два или четыре одинаковых регулируемых демпфирующих устройства (демпфера) 13, установленных на корпусе 9, и регулирующий жесткость упругих элементов 10 и ll элемент 14. Корпус 9 каждого из амортизаторов 3 выполнен в виде стойки или, при необходимости и достижении наименьшего веса рабочего инструмента, за одно целое с корпусом рабочего инструмента.

В последнем варианте часть корпуса 9 выступает над общей поверхностью корпуса рабочего инструмента, а роль другой части корпуса 9 выполняет отверстие в корпусе рабочего инструмента. Корпус 9 имеет два или четыре прямоугольнъгх отверстия, расположенные попарно симметрично относительно продольной оси корпуса 9 для помещения в них демпферов 13.

Упругие элементы 10 и Il выполнены, например, из резины или представляют собой металлические витые пружины. Упругйй элемент 10, как вариант, выполнен из круглого резинового жгута, который вкладывается по месту положения навивкой (навертыванием) на опорный стержень 12. При таком исполнении упругого элемента 10 упрощается сборка и разборка амортизатора 3, Упрутий элемент 11 имеет. верхний и нижние опорные элементы 15 и 16, запрессованные в резину, которая имеет кольцеобразную выемку, последняя необходима для обеспечения упругого сжатия элемента 11 и заполняется при сжатии (резина не уменьшает свой объем при сжатии). Резьбовые концы опорных элементов 15 и 16 предн:1значены для соединения с опорным стержнем через вкладыш 17 и с корпусом 9. Опорный стержень 12 имеет жестко прикрепленный, например сваркой, вкладыш 17 с резьбовым отверстием и опорную втулку 18. При выпол. нении верхнего упругого элемента 10 опорная втулка 18 соединяется с опорным стержнем

l2 жестко, например сваркой, при выполнении упругого элемента 10 в виде пружины втулка 18 крепится к опорному стержню также жестко, но съемной (разборной), что необходимо для замены упругих элементов 10 и 11.

Каждый из демпферов 13 размещен в своем

4 окне корпуса 9, крепится к лослешгему винтами 19 и в своем cncrat e имеет: корпус 20, подвижной стержень 21, к когорому прикреплена жестко, например приклеена, фрикционная пластина 22, опорный колпачок 23, в последний упирается регулировочный винт 24„ упругий элемент 25 и опорную пластину 26.

Корпус 20 и опорная пластина 26 совместно крепятся к корпусу 9 амортизатора 3. Регулирующий жесткость упругих элементов 10 и 11 элемент 14 представляет собой накладную гайку с отверстием, диаметр которого несколько больше диаметра опорного стержня 12 и выбран с таким расчетом, чтобы минимальное расстояние между поверхностью опорного стержня 12 и элементом 14 было меньше максимальной амплитуды виброколебаний. Упрутие элементы 7 (фиг. 6) имеют два или три опрессованные упругожестким материалом элемента в виде шпильки 27 с резьбовыми отводами, которые соединяются с концами секции рамы.

Исполнение виброзашитной рамы применительно к переносной бензомоторной лиле с высокорасположенными рукоятками управления показано на фиг. 1. Рама соединена с активным блоком через два амортизатора 3 с регулируемыми демпфированием и жесткостью, продольно оси каждого из которых расположены в любой плоскости относительно центра масс активного блока. Корпус одного аморти. затора 3 выполнен как стойка неббходимой для удобства работы высоты, а корпус второго амортизатора 3 выполнен частично как отверстие в корпусе активного блока (показано пунктиром). Вариант исполнения виброзащитной рамы применительно к переносной бензомоторной пиле с низкорасположенными рукоятками управления показан на фиг. 7 и 8.

Рама имеет четыре секции, соединенные между собой упругими элементами 7, одну правую рукоятку управления пистолетного типа и две рукоятки управления для левой руки, BbttIOJIненнвге из единого стержня (трубы), покрытого упруговязким материалом. Рама соединена с активным блоком рабочего инструмента (мотопилы) через амортизаторы 3, корпус каждого из которых выполнен как отверстие в активном блоке, при этом продольные оси амортизаторов 3 расположены попарно взаимно перпендикулярно.

Работа переносной моторной пилы осуществляется следующим образом.

Виброколебания, создаваемые активным блоком, передаются на виброзащитную раму, в которой ослабляются с помощью амортизаторов 3, далее виброколебания передаются через упругие соединительные элементы 7 на секции рамы и дополнительно подавляются в последних за счет действия соединительных

802014

5 упругих элементов 7 и упруь.овязкого материала, нанесенного на секции рамы. Следовательно, виброколебания на рукоятках 5 будут иметь уровень мощности (скорости) в несколько раэ меньше по сравнению с первоначальным уровнем на активном блоке рабочего инструмента. Регулирование жесткости амортизаторов 3 осуьцествляется с помощью регулирующего элемента 14. При его навинчивании на корпус 9 упругие элементы 10 и 11 сжимаются и их жесткость возрастает, при этом сила трения между верхней частью упругого элемента 11 и корпусом 9 увеличивается, сле донательно, вносимое затухание в амортизационную систему возрастает. Регулировочный винт 4 каждого цемпфера 13 в зависимости от его положения в корпусе 20 ослабляет или увеличивает силу давления на подвижной стержень 21 с фрикционной пластиной 22.

Фрикционная пластина 22 в зависимости от величины упругой силы взаимодействует с поверхностью опорного стержня через силу трения, а последняя и есть демпфирующее активное сопротивление (импсданс) для амортизационной системы. Демпфер 13 вносит необходимое затухание в колебательную систему как при продольном колебании корпуса 9 относительно опорного стержня 12, так и при поперечных колебаниях корпуса 9 относительно опорного стержня 12, т.е. амортизатор 3 демпфируег все пространственные колебания, следовательно, он может быть расположен в любой плоскости относительно центра масс активного блока рабочего инструмента. Максимальное перемещение (податливость) рукояток 5 управления относительно активного блока рабочего инструмента ограничено зазором между корпусом 9 амортизатора 3 и опорным стержнем 12, скрепленным с рамой, чем и обеспечивается хорошая управляемость рабочим инструментом при воздействии оператора на рукоятки 5 управления.

Положительный эффект, указанный в цели изобретения, достигается за счет введения в виброзащитную раму амортизаторов с регулируемым демпфированием и жесткостью, при этом продольные оси амортизаторов могут быть расположены в любой плоскости относительно центра масс активного блока. Последнее обеспечивает подавление виброколебании в любой плоскости, т.е. снижение уровня мощности (скорости) всех пространственных виброколебаний при сохранении хорошей (достаточной) утьравляемости рабочим инструментом. Выполнение корпуса каждого амортизатора в виде стойки виброзащитной рамы или отверсгия в корпусе активного блока рабочего инструмента ограничено зазором между корпусом 9 амортизатора 3 и опорным стерж

6 нем 12, скрепленным с рамой, чем и обес печивастся хорошая управляемость рабочим инструментом при воздействии оператора на рукоятки 5 управления.

Положительный эффект, указанный в цели

5 изобретения, достигается э счет введения в виброзашитную раму амортизаторов с регулируемым демпфированием и жесткостью, при этом продольные оси амортизаторов могут быть расположены в любой плоскости относи16 тельно центра масс активного блока. Последнее обеспечивает подавление внброколебаний, в любой плоскости, -..е. снижение, уровня мощности (скорости) всех пространственных виброколебаний при сохранении хорошей (доста15 точной) управляемости рабочим инструментом.

Выполнение корпуса каждого амортизатора в виде стойки виброзащитной рамы или как отверстия в корпусе активного блока рабочего инструмента обеспечивает выполнение

20 амортизационной системы достаточнои мягкой (податливой), что исключает попадание собственной частоты колебаний, изолируемой от виброколебаний части рамы, в диапазон частоты вынуждающей силы, создаваемой актив25 ным блоком. Такое использование рамы также позволяет выполнить всю систему подвески легкой, технологичной и надежной в эксплуатации. Введение в виброзащитную раму амортизаторов с регулируемым демпфированнем и регулируемой жесткостью позволяет уменьшить уровень виброколебаний на рукоятках управления и, кроме того, позволяет оптимизировать уровень виброколебанйй по минимуму при данном исполнении как самон виброзащитной рамы, так и рабочего инструмента. Выполнение виброзащитной рамы из нескольких частей, соединенных между собои через упругие постоянной жесткости элементы, также снижает виброколебания. Из изложенного очевидно, что суммарный положительныи эффект, обеспечиваемый такой конструкцией рамы, вызывает уменьшение вредных воздействий виброколебаний на операторе, снижение его утомляемости и увеличение производитель. ности труда и, в конечном счете, уменьшение вероятности заболевания оператора вибробо. лезнью. Виброзащитная рама проста пб конструктивному исполнению и применима к любым создающим виброколебания рабочим инструментам.

Формула изобретения

1. Переносная моторная пила, включающая корпус, пыльный аппарат, секционную раму с рукоятками управления, секции которой соединены между собой через упругие элементы, и бензобак, отличающаяся тем, 7 что, с целью снижения вибрации на рукоятках управления, пила снабжена регулируемыми амортизаторами, каждый из которых установле на корпусе пилы и связан с соответствующим ì элементом.

2. Пила по п. 1, отличающаяся тем, что амортизаторы установлены внутри корпуса пилы.

3. Пила по п. 1, отличающаяся тем, что каждый упругий элемент снабжен

1. Авторское свидетельство СССР М 648401, кл. А 01 G 23/08, 1976.

2. Патент США N 3945119, кл. 30-383, 1976 (прототип) .

802014 8 запрессованными в него шпильками для соединения с секциями и амортизатором. н Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

802014

Составитель Т Ивкина

Техред M,Голинка

Корректор М. Шарошн

Редактор О. Иванова

Заказ 10474/14

Подписное

Тираж 539

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж -35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4