Устройство для электрическоготорможения тяговых электродвига-телей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (ii)802100 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01.03.79 (21) 2731530/24-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
В 60 L7/16
Гееударстееннмй комитет
Опубликовано 07.02.81. Бюллетень № 5
Дата опубликования описания 25.02.81 (53) УДК 621.337..41 (088.8) по делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения
А. И. Хоменко, Г. Г. Рябцев и В. П. Касаткин
Московский ордена Ленина и ордена Трудо ого
Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта
БИьЛн.,:;. (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ
ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Изобретение относится к электронному оборудованию транспортных средств с тиристорно-импульсным регулированием режима рекуператнвного торможения тяговых электродвигателей.
Известно устройство для электрического торможения тяговых электродвигателей, содержащее тиристорный регулятор тока возбуждения двигателей, тиристорный регулятор напряжения с основным тиристором и вспомогательным тир истором, шунтированным перезарядным диодом, катод которого соединен с коммутирующим дроссельноконденсаторным контуром, а также тормозной реостат в цепи якорей двигателей и входной индуктивно-емкостный фильтр, соединенный с клеммами источника питания.
Недостатком известного устройства является то, что при рекуперации в зоне высоких скоростей, тяговые электродвигатели не могут развивать высокого тормозного момента, так как напряжение на их якорях ниже максимально допустимого значения.
Цель изобретения — повышение эффективности торможения.
Поставленная цель достигается тем, что тиристорный регулятор напряжения снабжен дополнительным тиристором и шунтирующим его дополнительным диодом, анод которого соединен с анодом перезарядного диода, а тормозной реостат выполнен секционированным, при этом одни выводы секций соединены с одной из клемм источника питания, а другие — с якорными обмотками двигателей через тиристорный регулятор напряжения и непосредственно.
Электрическая схема устройства показана на чертеже.
Устройство содержит последовательно соединенные тяговые двигатели с якорными обмотками 1, 2 и обмотками возбуждения
3, 4, шунтированными реостатом 5, в цепь которых включен тиристорный регулятор 6 тока обмоток возбуждения, анодный реактор 7.
Устройство содержит также тиристорный регулятор напряжения с основным ти20 ристором 8 н вспомогательным тиристором 9, шунтированным перезарядным диодом 10 и соединенным катодом с катодом дополнительного диода 11, шунтирующего дополнительный тиристор 12. Катоды тиристоров 12 и 9 соединены с секцией 13 тормозного реос802100
Формила изобретения тата, вторая секция 14 которого включена параллельно регулятору напряжения через тиристор 15. Тиристорный регулятор содержит также коммутирующие конденсатор 16 и дроссель 17. К контактной сети цепь двигателей подключена через диод 18 и входной фильтр, содержащий дроссель 19 и конденсатор 20.
Работает устройство следующим образом.
Весь процесс работы устройства включает в себя четыре этапа: первый — самовозбуждение двигателей, замкнутых на секции
13 и 14 тормозных реостатов, второй — рекуперативное торможение при регулировании тока возбуждения двигателей, третий— рекуперативное торможение при плавном выведении сопротивления секции 13, четвертый — рекуперативное торможение с импульсной отдачей энергии в сеть при работе регулятора напряжения.
На первом этапе торможения полностью открывают регулятор 6 тока возбуждения двигателей и тиристоры 15 и 9, в результате чего происходит самовозбуждение двигателей и заряд коммутирующего конденса тора 16. При нарастании падения напряжения на секции 14 тормозного реостата до значения напряжения в контактной сети диод 18 откроется и в сеть начинает поступать некоторая доля тока двигателей. На этом заканчивается первый этап работы устройства.
На втором этапе работы устройства открывают основной 8 и дополнительный 12 тиристоры, в результате чего коммутирующий конденсатор 16 перезаряжается, после чего открывают вспомогательный тиристор
9, что приводит к включению тиристоров 12, 8 и 15 и поступлению в сеть полного тока двигателей. Для поддержания тока двигателей на заданном уровне регулятор 6 тока возбуждения переводится в импульсный режим работы с переменным коэффициентом заполнения импульсного цикла.
По мере снижения скорости подвижной единицы ток возбуждения двигателей увеличивается до максимального значения и регулятор 6 вновь полностью открывается.
На втором этапе одновременно с импульсной работой регулятора 6 подаются управляющие сигналы на тиристор 9, что обеспечивает заряд коммутирующего конденсатора 16, подготавливая его к работе на третьем этапе торможения.
На третьем этапе тиристор 12 переводится в импульсный режим работы с переменным коэффициентом заполнения импульсного цикла, что обеспечивает плавное выведение сопротивления секции 13 реостата.
В этом режиме перед каждым включением тиристора 12 осуществляется предварительный перезаряд коммутирующего конденсатора 16, для чего включается тиристор 8. По окончании перезаряда конденсаэо
Э5
ЭО
Э5
° О
5S тора включают тиристор 9, в результате чего гаснут тиристоры 12 и 8, а конденсатор 16 заряжается до напряжения прямой полярности.
Третий этап торможения заканчивается выведением тиристора 12 на максимальный коэффициент заполнения импульсного цикла.
На четвертом этапе торможения тиристор 8 начинает работать с переменным коэффициентом заполнения импульсного цикла, а тиристор 12 продолжает работать с максимальным коэффициентом заполнения импульсного цикла. Для этого в начальный момент каждого периода регулирования включают тиристоры 8 и 12. При этом конденсатор 16 перезаряжается и готов к процессу выключения тиристора 8. Для выключения тиристора 8 открывают тиристор 9, но при этом гаснет тиристор 12. Поэтому после выключения тиристора 8 сразу подается управляющий сигнал на тиристор 12, и он открывается. В этом режиме происходит импульсная отдача энергии в сеть в момент закрытого состояния тиристора 8, и торможение осуществляется практически до полной остановки, Повышение эффективности рекуперативного торможения рассматриваемой системы обеспечивается за счет следующих факторов.
Введение добавочной ступени тормозного реостата в цепь двигателей позволяет увеличить их ЭДС до максимального значения, что увеличивает тормозной момент и сокращает длину тормозного пути подвижной единицы, а плавное выведение сопротивления этого реостата сокращает потери и увеличивает долю энергии, возвращаемой в сеть
Устройство для электрического торможения тяговых электродвигателей, содержащее тиристорный регулятор тока возбуждения двигателей, регулятор напряжения с основным тиристором и вспомогательным тиристором, шунтированным перезарядным диодом, катод которого соединен с коммутирующим дроссельно-конденсаторным контуром, а также тормозной реостат в цепи якорей двигателей и входной индуктивноемкостный фильтр, соединенный с клеммами источника питания, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности торможения, тиристорный регулятор напряжения снабжен дополнительным тиристором и шунтирующим его дополнительным диодом, анод которого соединен с анодом перезарядного диода, а тормозной реостат выполнен секционированным, при этом одни выводы секций соединены с одной из клемм
802100
Составитель Л. Резникова
Редактор Г. Бельская Техреду Бойкас Корректор М. Демчик
Заказ l 0038/l8 Тираж 743 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 I3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал Il IIII «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 источника питания, а другие — с якорными обмотками двигателей через тиристорный регулятор напряЖения и непосредственно.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 426889, кл. В 60 L 7/16, 1972.