Устройство для бурения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (1ц 802494
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К .АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советски н
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.04.79 (21) 2751484/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) И.К .
Е21 В4/00. Гевударстввнный нвмнтет
СССР нв делам нзвбрвтеннй н еткрытнй
Опуб.,иковано 07 02.81. Бюллетень № 5 (53) УДК 622.242..92.05 (088.8) Дата опубликования описания 15.02.81
Р1
А. М. Изосимов, И. Ф. Звонарев, В. В. Аристов и Ю. М. Волков р ." . " ." л (72) Авторы изобретения
g p (,: ., . - ° „ „
Куйбышевский политехнический институт им. В. Ь.Куйбьныев.в . ( (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУРЕНИЯ
Изобретение относится к устройствам для бурения нефтяных и газовых скважин забойными двигателями, а именно турбобурами или электробурами.
Известно устройство для бурения, содержащее забойный двигатель и узел сцепле-. ния корпуса и вала двигателя (1).
Недостатком устройства является то, что во время операций, связанных со спуском шлицевой муфты в колонну бурильных труб, необходимо останавливать промывку забоя скважины, что оказывает отрицательное влияние при прихвате долота.
Известно также устройство для бурения, содержащее забойный двигатель, соединительную втулку с внутренними и наружными шлицами, взаимодействующими соответственно со шлицами вала и корпуса забойного двигателя (2) .
Недостатком его является то, что при провороте инструмента ротором нельзя создавать нагрузку на долото, что снижает функциональные возможности устройства.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства за счет создания осевой нагрузки при ро-. торном бурении.
Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено пружиной и предохранительным кольцом для взаимодействия верхнего торца соединительной втулки с валом забойного двигателя, а корпус забойного двигателя имеет дополнительные шлицы для взаимодействия с наружными шлицами соединительной втулки.
На чертеже изображено устройство для бурения, вид спереди с частичным разрезом.
Оно состоит из вала 1 с переводником 2 забойного двигателя, пружины 3, которая своим верхним концом упирается в пере1 водник 2 турбобура, а нижним опирается на регулировочное кольцо 4, которое служит для регулировки поджатия пружины, соединительной втулки 5 е внутренними 6 и наружными 7 шлицами, корпуса 8 забойного двигателя с расположенными в ниж2о нем конце внутренними 9 и дополнительными 10 шлицами. Вал 1 забойного двигателя имеет наружные шлицы 11 и взаимодействует с соединительной втулкой посредством предохранительного кольца 12
802494
Формула изобретения
3 и с внутрень1:м 1 шлицами 6 соединительной втулки 5.
Устройство работает следующим образом.
При спуске в скважину нового долота и его приработке при усилии на пружину до 500 кг соединительная втулка 5 наружными шлицами 7 взаимодействует с внутренними шлицами 9 корпуса забойного двигателя, в результате чего происходит жесткое соединение вала 1 забойного двигателя с колонной бурильных труб, а следовательно, приработка долота ротором.
После приработки долота осевая нагрузка увеличивается, соединительная втулка 5 перемещается вверх и выходит из зацепления с внутреннимр шлицами 9 корпуса забойного двигателя; причем вал 1 может вращать долото, передавая необходимую осевую нагрузку на предохранительное кольцо 12. При этом бурение производится забойным двигателем.
При заклинивании долота или его прихвата осевая нагрузка увеличивается до величины, срезающей предохранительное кольцо 12, после чего соединительная втулка 5 перемещается вверх, происходит зацепление наружных шлицов 7 втулки 5 с дополнительными шлицами 10 корпуса 8, а следовательно, соединение вала забойного двигателя с колонной бурильных труб.
Осевая нагрузка передается непосредственно на вал забойного двигателя, бурильный инструмент вращается ротором для освобождения заклиненного долота.
Таким образом, устройство обеспечивает возможность комбинированного бурения забойным двигателем и ротором в процессе одного рейса, а также позволяет производить приработку долота, что улучшает его технико-экономические показатели, сохраняет вооружение и опору долота от преждевременного износа, а следовательно, увеличивает проходку на .долото.
Устройство позволяет также производить освобождение заклиненного долота
10 при его прихвате.
Устройство для бурения, содержащее забойный двигатель, соединительную втулку с внутренними и наружными шлицами, взаимодействующими соответственно со шлицами вала и корпуса забойного двигателя, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства за счет создания осевой нагрузки при роторном бурении, оно снабжено пружиной и предохранительным кольцом для взаимодействия верхнего торца, соединительной втулки с валом забойного двигателя, а корпус забойного двигателя име2s ет дополнительные шлицы для взаимодействия с наружными шлицами соединительной втулки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 166628, кл. Е 21 В 3/12, 1963.
2. Авторское свидетельство СССР № 395557, кл. Е 21 В 3/12, 1971.
BHHHIIH Заказ 10162/38 Тираж 638 Подписное филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4