Механизм поворота направляющихлопаток осевой турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е „,802559

ИЗОБРЕТЕН ИЯ.

Союз Советскик

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.03.79 (21) 2740812/24-06 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл з

F01 D 9/02

F 04 D 29/56

Гооударстеенный комитет

СССР (23) Приоритет— по делам изобретений и открытий

Опубликовано 07.02.81. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 15.02.81 (53) УДК 621.438226.37 (088.8) /

А. М. Шестериков, О. Г. Ли шманов, С. Б. Борисов, " -" ")È3 ., ; =,„

Г. А. Жданов и Б. А. Исаков; -, ° ::. -,„! !

" НО

- X 1" 1 СИАЯ " 1ЩОПКд (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54)МЕ)(ДНИЗМ ПОВОРОТА НАПРАВЛЯЮЩИХ ЛОПАТОК

ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к области турбои компрессоростроения.

Известен механизм поворота направляющих лопаток турбомашины, в котором синхро низирующее кольцо имеет прямую жесткую связь с цапфами лопаток. (1).

Этот механизм ненадежен в связи с тем, что синхронизирующее кольцо может перемешаться в осевом направлении.

Известен также механизм поворота направляющих лопаток осевой турбомашины, который содержит синхронизирующее кольцо, выполненное в виде тяг, шарнирно соединенных посредством осей, закрепленных в подпружиненных держателях, и рычаги цапф поворотных лопаток, установленных в корпусе (2).

Недостатком такого механизма является возможность осевого перемещения синхронизирующего кольца, что связано с возникновением изгибающих моментов на рычагах лопаток, приводящих к заклиниванию цапфы лопаток, рассогласованию работы турбомашины и, как следствие, к ее возможному разрушению.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности механизма.

Указанная цель достигается тем, что механизм поворота снабжен качалками, шарнирно соединенными с ними дополнительными рычагами, связанными с рычагами цапф лопаток, и закрепленными на корпусе кронштейнами, выполненными в виде втулок с размещенными в них на подшипниках осями, и качалки установлены на последних.

На фиг. 1 изображен механизм поворота направляющих лопаток осевой турбомашины, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

1о А — А фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б фиг. 1.

Механизм поворота содержит синхронизирующее кольцо 1, выполненное в виде тяг, шарнирно соединенных посредством осей 2, 15 закрепленных в подпружиненных держателях 3, и рычаги 4 цапф 5 поворотных лопаток 6, установленных в корпусе 7. Механизм поворота снабжен качалками 8, шарнирно соединенными с ними дополнительными рычагами 9, связанными с рычагами 4 цапф 5 щ лопаток 6 и закрепленными на корпусе 7 кронштейнами 10, выполненными в виде втулок с размещенными в них на подшипниках 11 осями 12, и качалки 8 установлены на осях 12. Рычаг 4 при помощи оси 13

802559

Формула изобретения

12 шарнирно соединен с цапфой 5 лопатки 6, а дополнительный рычаг 9 при помощи оси

14 с качалкой 8.

Регулирование поворота лопаток 6 осуществляется следующим образом.

При воздействии внешней силы синхронизирующее кольцо 1 поворачивает качалку

8 относительно оси 12. Одновременно на этот же угол в плоскости синхронизирующего кольца 1 поворачивается дополнительный рычаг 9 и связанный с ним шарнирно рычаг 4, который поворачивает лопатки 6.

Преимуществами данного механизма поворота являются его повышенная надежность и долговечность, которые обеспечиваются тем, что синхронизирующее кольцо не имеет осевого перемещения.

Оно перемещается только в плоскости, перпендикулярной горизонтальной оси турбомашины и, следовательно, на цапфы лопаток не действуют изгибающие силы и моменты, приводящие к рассогласованию работы турбомашины, возможному разрушению и трудностям в управлении.

Механизм поворота направляющих лопаток осевой турбомашины, содержащий синхронизирующее кольцо, выполненное в виде тяг, шарнирно соединенных посредством осей, закрепленных в подпружиненных держателях, и рычаги цапф поворотных лопаток, установленных в корпусе, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, механизм поворота снабжен качалками, шарнирно соединенными с ними дополнительными рычагами, связанными с рычагами цапф лопаток, и закреплен; ыми на корпусе кронштейнами, выполненными в виде втулок с размещенными в них на подшипниках осями, и качалки установлены на последних.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3502260, кл. 415 — 148, опублик. 1970.

2. Авторское свидетельство СССР № 453487, кл. F 01 D 9/02, 1972.

802559

Составитель Н. Стученкова

Редактор Т. Глазова Техред А. Бойкас Корректор С. Щомак

3 а к аз 102 3 4/41 Тираж 564 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 3(— 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4