Регулируемый сопловой аппараттурбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К .АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
» 802560 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.03.79 (21) 2744480/24-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл.з
F01 D 9/04
F 04 D 29/56 Гесударстееииый комитет
СССР до делам изобретений и открытий (53) УДК 621.438-226.32 (088.8) Опубликовано 07.02.81. Бюллетень № 5
Дата опубликования описания 15.02.81 (72) Авторы изобретения
В. М. Костюков, В. И. Лукьянов, И. Н. Сухарев и В. Т. Махаиев . -":-;-:,Горьковский автомобильный завод.(Производственное объединение «ГАЗ») (71) Заявитель (54) РЕГУЛИРУЕМЫЙ СОПЛОВОЙ АППАРАТ
ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение относится к области турбостроения, преимущественно к регулируемым сопловым аппаратам турбомашин.
Известен регулируемый сопловой аппарат, в котором между лопатками и корпусом установлен упругий элемент, который позволяет сохранять постоянным минимальный зазор между лопатками и корпусом (1).
Недостатком известного устройства является то, что во время работы при повышенных температурах возможно заедание лопаток, что снижает его надежность в работе.
Известен аакже регулируемый сопловой аппарат, который содержит поворотные лопатки, цапфа каждой из которых установлена в двух подшипниках, соосно размещенных в корпусе (2).
Указанное устройство не позволяет сохранять постоянным минимальный зазор между лопатками и корпусом при изменении температуры.
Цель изобретения — повышение надежности турбомашины путем сохранения постоянного минимального зазора между лопатками и корпусом при изменении температуры.
Цель достигается тем, что, в корпусе установлены полый толкатель со сферической головкой и взаимодействующая с ней сферическая шайба, контактирующая с подшипником, расположенным со стороны лопатки, и последний установлен с возможностью осевого перемещения и подпружинен относительно другого подшипника.
На чертеже изображен продольный разрез регулируемого соплового аппарата.
Регулируемый сопловой аппарат турбомашины содержит поворотные лопатки 1, цапфа 2 каждой из которых установлена в двух подшипниках 3 и 4, соосно размещенных в корпусе 5. В корпусе 5 установлены полый толкатель 6 со сферической гоовкой и взаимодействующая с ней сферическая шайба 7, контактирующая с подшипником 3, который установлен с возможностью осевого перемещения.
Между подшипниками 3 и 4 установлена пружина 8.
m Для уменьшения подвода тепла к подшипнику 3 между ним и корпусом 5 установлена термоизоляция 9.
При температурных деформациях корпус
5 регулируемого соплового аппарата через
802560
Составитель Н. Стученкова
Редактор Т. Глазова Техред А. Бойкас Корректор О. Билак
Заказ 10163/42 Тираж 564 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Иатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 полые толкатели 6 и сферические шайбы 7 перемещает подшипники 3, а вместе с ними перемещаются и лопатки 1 соплового аппарата, что ведет к сохранению величины радиального зазора между лопатками 1 регулируемого соплового аппарата и его корпусом 5.
Формула изобретения
Регулируемый сопловой аппарат турбомашины, содержащий поворотные лопатки, цапфа каждой из которых установлена в двух подшипниках, соосно размещенных в корпусе, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности турбомашины путем сохранения постоянного минимального зазора между лопатками и корпусом при изменении
4 температуры, в корпусе установлены полый толкатель со сферической головкой и взаимодействующая с ней сферическая шайба, контактирующая с подшипником, расположенным со стороны лопатки; и последний установлен с возможностью осевого перемещения и подпружинен относительно другого подшипника.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1о 1. Авторское свидетельство СССР № 170532, кл. F 04 D 9/04,,17. 1963.
2. Скубачевский Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. М., «Машиностроение», 1974, с. 57, рис. 3.07.в.