Регулируемый сопловой аппараттурбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К .АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

» 802560 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.03.79 (21) 2744480/24-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл.з

F01 D 9/04

F 04 D 29/56 Гесударстееииый комитет

СССР до делам изобретений и открытий (53) УДК 621.438-226.32 (088.8) Опубликовано 07.02.81. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 15.02.81 (72) Авторы изобретения

В. М. Костюков, В. И. Лукьянов, И. Н. Сухарев и В. Т. Махаиев . -":-;-:,Горьковский автомобильный завод.(Производственное объединение «ГАЗ») (71) Заявитель (54) РЕГУЛИРУЕМЫЙ СОПЛОВОЙ АППАРАТ

ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к области турбостроения, преимущественно к регулируемым сопловым аппаратам турбомашин.

Известен регулируемый сопловой аппарат, в котором между лопатками и корпусом установлен упругий элемент, который позволяет сохранять постоянным минимальный зазор между лопатками и корпусом (1).

Недостатком известного устройства является то, что во время работы при повышенных температурах возможно заедание лопаток, что снижает его надежность в работе.

Известен аакже регулируемый сопловой аппарат, который содержит поворотные лопатки, цапфа каждой из которых установлена в двух подшипниках, соосно размещенных в корпусе (2).

Указанное устройство не позволяет сохранять постоянным минимальный зазор между лопатками и корпусом при изменении температуры.

Цель изобретения — повышение надежности турбомашины путем сохранения постоянного минимального зазора между лопатками и корпусом при изменении температуры.

Цель достигается тем, что, в корпусе установлены полый толкатель со сферической головкой и взаимодействующая с ней сферическая шайба, контактирующая с подшипником, расположенным со стороны лопатки, и последний установлен с возможностью осевого перемещения и подпружинен относительно другого подшипника.

На чертеже изображен продольный разрез регулируемого соплового аппарата.

Регулируемый сопловой аппарат турбомашины содержит поворотные лопатки 1, цапфа 2 каждой из которых установлена в двух подшипниках 3 и 4, соосно размещенных в корпусе 5. В корпусе 5 установлены полый толкатель 6 со сферической гоовкой и взаимодействующая с ней сферическая шайба 7, контактирующая с подшипником 3, который установлен с возможностью осевого перемещения.

Между подшипниками 3 и 4 установлена пружина 8.

m Для уменьшения подвода тепла к подшипнику 3 между ним и корпусом 5 установлена термоизоляция 9.

При температурных деформациях корпус

5 регулируемого соплового аппарата через

802560

Составитель Н. Стученкова

Редактор Т. Глазова Техред А. Бойкас Корректор О. Билак

Заказ 10163/42 Тираж 564 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Иатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 полые толкатели 6 и сферические шайбы 7 перемещает подшипники 3, а вместе с ними перемещаются и лопатки 1 соплового аппарата, что ведет к сохранению величины радиального зазора между лопатками 1 регулируемого соплового аппарата и его корпусом 5.

Формула изобретения

Регулируемый сопловой аппарат турбомашины, содержащий поворотные лопатки, цапфа каждой из которых установлена в двух подшипниках, соосно размещенных в корпусе, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности турбомашины путем сохранения постоянного минимального зазора между лопатками и корпусом при изменении

4 температуры, в корпусе установлены полый толкатель со сферической головкой и взаимодействующая с ней сферическая шайба, контактирующая с подшипником, расположенным со стороны лопатки; и последний установлен с возможностью осевого перемещения и подпружинен относительно другого подшипника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1о 1. Авторское свидетельство СССР № 170532, кл. F 04 D 9/04,,17. 1963.

2. Скубачевский Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. М., «Машиностроение», 1974, с. 57, рис. 3.07.в.