Устройство для контроля работо-способности цилиндров двигателявнутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соаетскик

Социалистических

Республик

<>802592 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.02,79 (21) 2725147/25-06 (51)М. Кл. с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

02 P 17/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 07.02.81. Бюллетень Йо, 5 (53) УДН 621.4З (088.8) Дата опубликования описания 070281 (72) Авторы изобретения

Н.Ш. Габитов и В. A. Мариненко

Московский автомобильно-дорожный (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области технической диагностики, преимущественно к устройствам для диагностирования технического состояния цилиндров двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известны устройства для контроля работоспособности ДВС, содержащие счетчик-распределитель, датчик импульсов первого цилиндра, формирователи импульсов, переключатель выбора контролируемого цилиндра, ти, ристор шунтирования напряжения на контактах прерывателя. и тахометр (1} .

Однако в известных. устройствах при шунтировании контактов прерывателя тиристором полностью подавляется импульс зажигания, который приходится восстанавливать с помощью дополнительного сложного функционального узла.

Известны устройства для контроля работоспособности цилиндров двигателя внутреннего сгорания, содержащее систему зажигайия с датчиком импульсов первого цилиндра и контактами прерывателя, тахометр, счетчик-распределитель, формирователи, переключатель выбора контролируемого цилиндра и тиристор, причем счетный и установочный входы счетчика соединены через формироьатели с контактами прерывателя,и с датчиком импульсов системы зажигания, а выходы связаны через переключатель с управляющим электродом тиристора 2) .

В этом устройстве счетчик-распределитель работает синхронно с распределителем системы зажигания контролируемого ДВС и шунтирует при помощи тиристора контакты прерывателя в моменты коммутирования распределителем импульса зажигания и выбранный переключателем цилиндр. При этом зажига15 ние в выбранном цилиндре отключается.

Если "отключенный" цилиндр участвовал в создании крутящего момента двигателя, то обороты коленчатого вала должны уменьшаться. По величине умень20 шения оборотов двигателя судят об относительной величине уменьшения оборотов двигателя контролируемым цилиндром.

Однако при шунтировании контактов

25 прерывателя тиристором, полностью подавляется импульс, поступающий с контактов прерывателя через формирователь на счетный вход счетчика-распределителя, а при "выключении" зажигания

30 в первом цилиндре подавляется также

802592.импудьс, поступающий от формирователя импульсов первого цилиндра на установочный вход счетчика-распределителя.

Синхронность работы счетчика-распределителя и распределителя системы зажигания может нарушиться, если не принять специльных мер. Для поддержания синхронности работы подавленные импульсы приходится восстанавливать при помощи специального узла. Этот узел представляет собой сложную электронную схему, что усложняет устройство для контроля работоспособности цилиндров ДВС.

Кроме того, в известном устройстве при помощи специального узла не удается полностью восстановить "подав — 15 ленные" импульсы во всем диапазоне .оборотов ДВС. Поэтому такое устройство работает бесперебойно лишь на определенном диапазоне оборотов. Ширина этого диапазона зависит от слож- 2О ности восстанавливающего "подавленные" импульсы узла.

Целью настоящего предложения является повышение эффективности контроля путем сохранения импульса зажигания на контактах прерывателя при их шунтировании.

Цель достигается тем, что в устройство дополнительно введен стабилитрон и тиристор через него включен параллельно контактам прерывателя.

На фиг. 1 приведена функциональная схема устройства; на фиг. 2 приведены временные диаграммы работы устройства.

Устройство содержит счетчик-распределитель 1, счетный и установочный З входы которого соединены через формирователи 2 и 3 с контактами прерывателя 4.системы 5 зажигания контролируемого ДВС и с датчиком 6 первого цилиндра. Выходы счетчика-распределите- ф) ля 1 соединены через переключатель 7 для выбора контролируемого цилиндра с управляющим электродом тиристора 8, который подключен параллельно к контактам прерывателя 4 через стабилитрон 9. Устройство содержит также тахометр 10, подключенный к выходу формирователя 2. В системе 5 зажигания имеется распределитель 11, катушка 12 зажигания и источник 13 питания. Переключатель 7 содержит центральный контакт 14, который может соединяться со свободным контактом 15 или с одним из других контактов, связанным с выходами 16, 17, 18 и 19 счетчикараспределителя 1. 55

Устройство работает следующим образом.

Импульсы с контактов прерывателя

4.(фиг. 2а), поступают на счетный вход счетчика-распределителя 1 на 60 вход тахометра 10. Импульсы с датчика 6 импульсов первого цилиндра через формирователь 3(фиг.2в)поступают на установочный вход счетчика-распределителя 1.Таким образом, счетчик-распре.45 делитель 1 работает синхронно с распределителем 11 системой 5 зажигания. формы напряжений на выходах 16, 17, 18 и 19 счетчика-распределителя 1 представлены на фиг. 2 д, е, ж, з.

Если центральный контакт 14 переключателя 7 замкнут со свободным контактом 15, то тиристор 8 закрыт и форма напряжения на контактах прерывателя 4 не изменяется. Если центральный контакт 14 соединен, например, с выходом 16 счетчика-распределителя 1 (фиг. 1), то на период выработки импульса зажигания, распределяемого распределителем 11 на свечу первого цилиндра ДВС, на управляющий электрод тиристора 8 поступает отпирающее напря>кение (фиг. 2ж). При этом напряжение на контактах прерывателя 4 ограничивается на уровне, определяемом стабилитроном 9 (фиг. 2а). Во вторичной обмотке катушки 12 зажигачия наводится импульс (фиг. 2з), который распределяется распределителем

11 на свечу первого цилиндра. Амплитуды этого импульса недостаточно для пробоя искрового промежутка свечи, однако достаточно для нормальной работы формирователя 3 импульсов от датчика 6 первой свечи. Таким образом, предлагаемое техническое решение обеспечивает синхронную работу счетчикараспределителя 1 и распределителя 11 системы зажигания при выключении зажигания в выбранном цилиндре ДВС, применяя вместо сложного, восстанавливающего "потерянный" импульс зажигания электронного узла-стабилитрон.

Меняя положение центрального контакта 14 переключателя 7, можно отключать зажигание н любом из выбранных цилиндров двигателя. Отключая зажигание в выбранном цилиндре, по изменению показания тахометра 10 „ можно судить о процентном соотношении мощности, вырабатываемой"отключенным" цилиндром.

Применение схемы согласно настоящему изобретению упрощает устройство для контроля работоспособности цилиндров ДВС, так как функцию сложного электронного узла, служащего для восстановления "потерянного" в результате шунтирования контактов прерывателя импульса, в предлагаемом устройстве выполняет подключенный последовательно с шунтирующим тиристором còàáèëèòðoí. Настоящее изобратение может найти применение при разработке нов х образцов широко распространенных в СССР и за рубежом мотор-тестеров, применяемых для диагностирования технического состояния

ДВС. Однои из составных частей мотортесторов является "выключатель цилиндров". Предлагаемое техническое решение упрощает "выключатель цилиндров" мотор-тестеров. Следствием УI .р >щения является понышение надекнюГ. lH

802592

Формула изобретения юг. 1 и снижение стоимости устройства. Применение настоящего технического решения также повышает производительность устройства, так как отпадает необходимость вывода двигателя на заданный скоростной режим перед контролем работоспособности цилиндров и в поддержании необходимого скоростного режима в процессе контроля, так как предлагаемое техническое решение позволяет создавать устройства, работоспособные во всем диапазоне оборотов ДВС. Предлагаемое техническое решение может найти применение и при разработке встроенных (бортовых) средств контроля работоспособности

ДВС.

Устройство для контроля работоспособности цилиндров двигателя внутреннего сгорания, содержащее датчик импульсов зажигания первого цилиндра и контакты прерывателя, тахометр, счетчик. распределитель, формирователи, переключатель Выбора контролируемого цилиндра и тирчстор, причем счетный и установочныи входы счетчика соединены через формирователи с контактами прерывателя и с датчиком импульсов системы зажигания, а выходы связаны через переключатель с управляющим электродом тиристора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности путем сох. ранения импульса зажигания на контактах прерывателя при их шунтировании, в устройство дополнительно введен стабилитрон и тиристор через него

15 включен параллельно контактам прерывателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе щ 1. Патент США Р 3788129, кл.73-116 опублик. 1974.

2. Патент QllA Р 3798965,кл. 73-117, опублик 1974

802592

Составитель Н.Патракальцев

Редактор Т.Глазова Техред М.Коштура Корректор Н.Бабинец

Эакаэ 10567/43 Тираж 592 Подписное

ВНИИ(1И Гoc.. «дарственного комитета СССР по венам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ШН1 "Патент", r. Ужгород, Ул. Проектная, 4