Клапан обратный

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 270276 (21) 2331714/25-06 (51) М. КЛ. с присоединением заявки М 2547937/06 (23) Приоритет

F 04 В 21/02

F 16 К 15/10

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 07,02.81. Бюллетень No. 5

Дата опубликования описания 07.02.81 (53) УДК 621 646..2 (088,8) (72) Авторы изобретения

M.È.Ñåëèâåðñòoâ, Г.P.Èoàííåñÿí и С.П.Ге

Специальное конструкторское бюро Всесою промышленного объединения Союэгеотех (71) Заявитель (54 ) 1ЛАПАН ОБРАТНЕ!Й

Изобретение относится к области гидромашиностроения и касается клапанов гидравлических машин, в частности буровых насосов, перекачивающих чистые и абразивосодержащие жидкости при высоких давлениях.

Известен клапан обратный бурового насоса высокого давления, включающий неподвижное седло, устанавливаемое в гидравлической коробке, и подвижную тарель с закрепленной на ней манжетой из эластичного материала, который,деформируясь при работе под действием перепада давления, заполняет кольцевую канавку, образованную сопряженны- 15 ми поверхностями седла тарели и манжеты, и стремится проникнуть в уплотняемый зазор между сопряженными поверхностями седла и тарели j1 .

Недостатком известного обратного 20 клапана является интенсивное разрушение эластичной манжеты под воздействием возрастающих и растягивающих тангенциальных напряжений, что приводит к выходу клапана иэ строя. 25

Известен также клапан обратный бурового насоса высокого давления, содержащий седло, подви>аную тарель с закрепленной на ней манжетой из эластичного материала, имеющей торообраэ- 30 ное утолщение на периферийном участке, установленную под манжетой эластичную шайбу, выполненную по профилю манжеты (?) .

Манжета и шайба, деформируясь при работе под действием перепада давления, периодически заполняют кольцевую канавку, образованную сопряженными поверхностями седла, тарели и упругой щайбы.

Результатом такого перио ического выдавливания в кольцевую канавку манжеты и эластичной шайбы является усталостное разрушение упругой шайбы и интенсивное разрушение манжеты под воздействием разтягивающих и тангвнциальных напря>кений, увеличивающихся а за счет увеличения деформации монжеты. Ыестное разрушение манжеты и упругой шайбы приводит в дальнейшем к промыву клапанной пары струей перекачиваемой жидкости, т.е. выходу клапана иэ строя.

Цс яь предложения — повышение долговечности клапана путем уменьшения кольцевой канавки между сеопряженными поверхностями седла, тарели и манжеты.

Укаэанная цель достигается тем, что обращенная к манжете поверхность

802599

Формула изобретения

Источники информации принятые во внимание при экспертизе. 1. Авторское свидетельство СССР!

Ф 181927, кл. Р 16 К 15/10, 1966.

40 2,. Авторское свидетельство СССР

Р 603040, кл. F 04 В 21/02, 1974. ю тарели выполнена по образующей сопряженной поверхности периферийного участка манжеты с торообразным утолщением.

На чертеже представлен предлагаемый клапан обратный в разрезе.

Клапан содержит седло 1, тарель 2, на которой закреплена эластичная манжета 3 с помощью гайки 4. Периферийный участок манжеты имеет торообразное утолщение э, переходящее в две конические. поверхности 6 и 7, послед- 0 няя иэ которых контактирует с ответной конической поверхностью 8 седла 1. Тарель 2 выполнена с конической рабочей поверхностью, также контактирующей с ответной конической 15 поверхностью 8 седла 1.

Торцовая поверхность 9 периферийного участка манжеты с торообразным утолщением представляет поверхность вращения вокруг оси клапана. 20

Обращенная к манжете поверхность

10 тарели 2 выполнена по образующей сопряженной поверхности 9 периферийного участка манжеты с торообразным утолщением.

При сборке клапана гайка 4 затягавается до тех пор,,пока зазор между сопряженными поверхностями 9 и 10 соответственно манжеты и тарели не выбирается полностью, а манжета в этот момент не образует выступа над пери- К ферийной частью тарели. Это возможно вследствие того, что майжета имеет на периферийном участке торообраэное утолщение, а поверхность 10 тарели 2, обращенная к манжете, выполнена по 35 образующей поверхности 9 манжеты.Таким образом обеспечивается плотное прилегание манжеты к тарели.

При работе .во время закрытия клапана, тарель опирается на седло, причем контакт эластичной манжеты и рабочей поверхности тарели с седлом происходит практически одновременно.

Благодаря выполнению сопряженных поверхностей 9 и 10 по одной образующей,исключается кольцевая канавка между седлом, тарелью и манжетой, в которую может выдавливаться манжета.

В этом случае деформация эластичной манжеты минимальна, только для заполнения макро- и микронеровностей, а следовательно, незначительны растягивающие и тангенциальные напряжения.

Это позволяет повысить срок службы эластичной манжеты и, следовательно, долговечнос"ь калапана в целом.

Клапан обратный, преимущественно для насоса объемного типа, содержащий седло,тарель с рабочей конической поверхностью седла, закрепленную: на тарели эластичную манжету с торообразным утопщением периферийного участка, переходящим в две конические поверхности, одна из которых контактирует с поверхностью седла,о т л и— ч а ю шийся тем,что,с целью повышения его долговечности путем уменьше ния кольцевой канавки между сопряже- нными поверхностями седла, тарели и манжеты, обращенная к манжете поверхность тарели выполнена по образующей сопряженной поверхности периферийного участка манжеты с торообразным утолще-. нием.

802599

Составитель Э.Гинзбург

Редактор Т.Глазова Техред A ° Бабинец Корректор Н. Бабинец

Заказ 10568/43 Тираж 723 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11303э, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/э

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4