Механизм передачи крутящегомомента

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистнческих

Реслублик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<11802612 (61) ???????????????????????????? ?? ??????. ????????-???? (22) ???????????????? 160379 (21) 2739404>

Опубликовано 07.02.81. Бюллетень М 5

Дата опубликования описания 070281 51)М. Кл.

F 04 С 15/00//

F 16 N 1/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 89 (088. 8) (72) Авторы изобретения

В,И. Онищук и М,B. Трусов

БИо. ; (71 ) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к конструктивным элементам гидравлических машин, в частности к механизмам передачи крутящего момента от вала привода к потребителю энергии, преимущественно к насосу, например, объемного типа с приводом вращения, имеющим собственную систему смазки ° Насосы такого типа широко распространены в машиностроении, особенно транспортНом где требуются высокая надежность и малый удельный вес агрегатов.

Известен механизм передачи крутящего момента от вала привода к потребителю энергии-насосу, с системой смазки, содержащий нал-рессору со сквозным осеным каналом, взаимодействующую концеными шлицевыми участками с соответствующими шлицеными 20 участками расточек валон насоса и привода, и соосный с валом-рессорой винтовой насос для циркуляции смазки (1) °

Недостаток этого механизма состоит в том, что но время его эксплуатации возможны нарушение соосности и односторонняя выборка зазора рабочих органон HHHToBoro насоса, осуществляющего циркуляцию смазки. 30

Это обусловлено тем, что вал-рессора, являющаяся :.о существу винтовым насосом, после установки в вал агрегата не фиксируется и имеет возможность угловых смещений относительно геометрической оси привода. В связи с этим понижается надежность и долговечность устройства в целом.

Цель изобретения — повьыение на-. дежности и долговечности механизма передачи крутящего момента путем повышения технологичности его конструкции.

Это достигается тем, что винтовой насос выполнен н виде размещенного в сквозном осевом канале вала-рессоры шнека, зафиксированного от осевого перемещения и проворота. Достижению поставленной цели способствует также и то, что шнек ныполнен в виде скрученной н однозаходный нинт пластины и на одном иэ торцов снабжен радиальными выступами, a осевой канал вала-рессоры — соответстнующими последним радиальными пазами для взаимодейстния с выступами.

На чертеже представлен продольный разрез механизма передачи крутящего момента.

802612

Механизм передачи крутящего момента состоит из собственно вала-рессоры 1 со сквозным осевым каналом 2, взаимодействующей концевыми шлицевыми участками 3 и 4 с соответствующими шлицевыми участками расточек вала насоса 5 и привода 6, например с повышающим или понижающим редуктором (не показаны), и соосного с валомрессорой 1 винтового насоса со шнеком 7 для циркуляции смазки. Валрессора 1 зафиксирована от осевого перемещения стопорными кольцами 8 и 9, расположенными со стороны торца одного из ее шлицевых участков,преимущественно со стороны расточки вала насоса 5. Винтовой насос, размещенный в сквозном осевом канале

2 вала-рессоры 1, содержит шнек 7, зафиксированный от осевого перемещения, расположенными по его торцам стопорными кольцами 10 и 11, причем сам шнек 7 выполнен в виде скрученной в однозаходный винт пластины и на одном иэ торцов снабжен радиальными выступами 12, а осевой канал 2 валарессоры 1 — соответствующими последним радиальными пазами 13 для взаимодействия с выступами и фиксируя шнек 7 от проворота. Вал насоса 5 вращается в подшипниковом узле 14 и сообщается с ситемой смазки (не показана) через поЛость 15, а вал привода 6 — в подшипниковом узле

16, сообщающемся с системой смазки через полость 17. Полость 17 сообщается с полостью 18 посредством зазоров во взаимодействующих шлицевых участках вала-рессоры и расточек валов насоса и привода.

Механизм работает следующим образом.

При вращении вала-рессоры 1, во время работы агрегата, шнек 7 захватывает среду, выполняющую роль смазки, из полости 17 и нагнетает ее в полость 15. Иэ полости 15 под давлением смазка продавливается в зазоры между контактирующими поверхностями шлицев вала-рессоры 1 и вала насоса 5 в полость 18.

Из полости 18 смазка через подшипниковый узел 16 возвращается в систему смазки привода, и соответственно, в полость 17. Одновременно происходит охлаждение рабочих поверхностей контактирующих шлицев, так как температура смазки в полости

17 привода ниже, чем в зоне контакта.

Прокачивание смазки через шлицевое соединение валов улучшает температурный режим и условия работы пар трения, что способствует повышению надежности и долговечности шлицевого механизма передачи крутящего момента и сопряженных элементов.

Изобретение позволяет повысить долговечность механизма передачи крутящего момента по сравнению с известным аналогичного назначения на 20Ъ, а ориентировочный экономический эффект от его внедрения на одном предприятии отрасли составит

17 тыс. py6 °!

Формула изобретения

2. Механизм по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что шнек выполнен в виде скрученной в однозаходный винт пластины и на одном иэ торцов снабжен радиальными выступами, а осевой канал вала-рессоры соответствующими последним радиальнымй пазами для взаимодействия с упомянутыми выступами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 25.48572/25-08, кл, F 04 С 15/00, F 16 N 1/00,1977.

1. Механизм передачи крутящего момента от привода к потребителю энергии, преимущественно насосу, с системой смазки, содержащий валр . рессору со сквозным осевым каналом, взаимодействующую концевыми шлицевыми участками с соответствующими шлицевыми участками расточек валов насоса и привода, и соосный с валомЗ рессорой винтовой насос для циркуляции смазки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения его надежности и долговечности путем повышения технологичности конструкции, винтовой насос выполнен в виде размещенного в сквозном осевом канале вала-рессоры шнека, зафиксированного от осевого перемещения и проворота.

802612

Составитель Э. Гинзбург

Техред Т.Маточка Корректор С. Шомак

Редактор Т. Глазова

Заказ 10599/44 Тираж 723 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4