Блок разрешения автоматическогоповторного включения /апв/ шин,снабженных устройством резерви-рования отказов выключателей /уров/

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (803073

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскии

Социалистическни

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.02.79 (21) 2743851I24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 07.02.81. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 15.02.81 (51) М. Кл.з

Н 02 Н 3/06

Гасударственный комитет

СССР ио делам изобретеиий и открытий (53) УДК 621.316. .925 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Е. И. Шацкий и Г. Я. Беньковская

13,Ленинградское отделение Всесоюзного, ордена,Ленина проектнЪ- .. (изыскательского и научно-исследовательского инетитутд;.;;, .„

Гидропроект им. С. Я. Жука 1 (71) Заявитель (54) БЛОК РАЗРЕШЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО

ПОВТОРНОГО ВК,ЛЮЧЕНИЯ ШИН, СНАБЖЕННЫХ УСТРОЙСТВОМ

РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ОТКАЗОВ ВЫК,ЛЮЧАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к автоматическим системам управления элементами распределительных устройств электрических станций и подстанций напряжением 110 кВ и выше, и может быть использовано для разрешения автоматического повторного включения (АПВ) шин, снабженных устройством резервирования отказов выключателей (УРОВ).

Известно устройство для АПВ шин высокого напряжения с выключателями отдельных присоединений, снабженными АПВ с пусковыми цепями, содержащее выходные реле защиты.шин, в котором в цепь пуска

АПВ каждого выключателя включен блок фиксации аварийного отключения одной его фазы, а выходные реле защиты шин выполнены отдельными для каждой фазы, причем один из контактов этих реле включен в цепь пофазного отключения выключателей, а последовательно соединенные другие контакты двух любых указанных реле включены в цепь трехфазного отключения выключателей (1).

Известен также блок разрешения АПВ шин, снабженных УРОВ, содержащее источник оперативного тока, реле контроля отсутствия напряжения на шинах, реле времени срабатывания и выходное реле (2).

Для указанных устройств характерен общий недостаток, заключающийся в том, что в случае отказа выключателя на присо5 единении, на котором произошло устойчивое короткое замыкание, АПВ шин всегда является неуспешным, так как при попытке повторного восстановления напряжения на шинах, они снова отключаются релейной защитой. Это приводит к длительному перерыву электроснабжения потребителей, так как для восстановления напряжения на шинах оперативный персонал предварительно вынужден вручную отключать шинный разьединитель поврежденного присоединения, принимая соответствующие меры по технике безопасности и затрачивая на эту операцию значительное время.

Целью изобретения является сокращение длительности перерывов электроснабжения.

Это достигается тем, что в блок разрешения автоматического и повторного включения шин, снабженных устройством резервирования отказов выключателей с выходным реле отсутствия тока в цепи отказав803073 шего присоединения, подключенного к шинам через разъединитель и выключатель, содержащее источник оперативного тока, два реле контроля отсутствия напряжения на шинах, реле времени срабатывания и выходное реле, введены по числу присоединения реле выбора отказавшего присоединения, реле отключения разъединителя, реле времени возврата, промежуточное реле возврата, промежуточное реле срабатывания, причем обмотка реле выбора отказавшего присоединения предназначена для подключения к источнику оперативного тока через замыкающий контакт выходного реле УРОВ, параллельно которому подключены соединенные последовательно первый замыкающий контакт реле выбора отказавшего присоединения и первый размыкающий контакт промежуточного реле возврата, обмотка которого подключена к источнику оперативного тока через замыкающий с выдержкой времени контакт реле времени возврата, обмотка которого подключены к источнику оперативного тока через замыкающий контакт первого реле проверки напряжения на шинах, при этом обмотка реле времени срабатывания, соединенная последовательно через второй замыкающий контакт реле выбора отказавшего присоединения с разМыкающим контактом первого реле проверки отсутствия напряжения на шинах, предназначена для подключения к размыкающему контакту реле проверки отсутствия тока в цепи отказавшего присоединения из УРОВ, и параллельно обмотке реле времени срабатывания подключены соединенные последовательно обмотка промежуточного реле срабатывания и замыкающий с выдержкой времени контакт реле времени срабатывания, подключенные к источнику оперативного тока через соединенные последовательно первый замыкающий контакт промежуточного реле срабатывания и второй размыкающий контакт промежуточного реле возврата, обмотка реле отключения разъединителя подключена к источнику оперативного тока через второй замыкающий контакт промежуточного реле срабатывания, соединенный последовательно с третьим замыкающим контактным реле выбора отказавшего присоединения, параллельно которому включен первый замыкающий контакт реле отключения разъединителя, выходное реле предназначено для подключения к цепям оперативного тока через размыкающий контакт разъединителя, при этом последовательно соединенные второй замыкающий контакт реле отключения разъединителя и третий замыкающий контакт промежуточного реле срабатывания предназначены для подключения в цепь отключения разъединителя, а последовательно соединенные третий замыкающий контакт реле отключения разьединителя и замыкающий контакт выходного реле — в цепь включения выключателя АПВ шин.

5 а

1S ьо

ы

so

4

На чертеже показана принципиальная схема оперативных цепей устройства, схема подключения реле проверки отсутствия напряжения на шинах и схема выходных цепей устройства.

Устройство содержит подключенные к источнику оперативного тока реле выбора отказавшего присоединения РП1, промежуточное реле РП2, промежуточное реле возврата РПЗ, реле отключения разъединителя

РП4, выходное реле РП5, реле времени срабатывания РВI, реле времени возврата РВ2 и подключенные к трансформатору напряжения шин реле проверки отсутствия напряжения на шинах РН1 и РН2. Кроме того, в оперативные цепи устройства включены контакты выходного реле и реле проверки отсутствия тока устройства резервирования отказа выключателя (УРОВ) — РПУров и

РТуров, и контакт разъединителя Р, замкнутый в его отключенном состоянии.

Устройство работает следующим образом.

При наличии отказа выключателя от

УРОВ поступает сигнал в виде замыкания контакта его выходного реле РПуров, который запитывает обмотку реле РПI и вводит устройство в работу. Реле РП1 самоудерживается через свой замкнувшийся контакт

РП1> и замкнутый контакт промежуточного реле возврата РПЗ . Другой замкнувшийся контакт РП1р запускает реле времени срабатывания РВ1, при замкнутых контактах

РН1 и РТуров, т. е. при отсутствии напряжения на шинах и тока в цепи отказавшего присоединения. Через определенную выдержку времени срабатывает контакт РВI и запитывает реле РП2, которое самоудерживается через свой замкнувшийся контакт

РП2 и замкнутый контакт РПЗ . Другой замкнувшийся контакт РП2г замыкает цепь питания реле РП4, которое при условии срабатывания пускового реле РПlэ самоудерживается через замыкающий контакт

РП4 и подает сигнал в схему блокировки разъединителей на шунтирование блок-контактов отказавшего выключателя, а также и ри сра бота вш ем реле P П2 — на отключение шинного разъединителя в цепи отказавшего присоединения. Замкнутый контакт P разьединителя при этом, фиксируя его отключение, запитывает выходное реле РП5, которое выдает сигнал при сработанном реле РП4 на включение выключателя одного из исправных присоединений, осуществляющего повторное включение шин. При восстановлении напряжения на шинах срабатывает реле РН1 и РН2, которые своими контактами подготавливают к возврату реле РВI м РП2 и запускают реле времени возврата РВ2.

При успешном АПВ шин реле РВ2 через определенную выдержку времени запитывают реле РПЗ, которое своими размыкающими контактами приводит устройство в исходное состояние.

Устройство может быть выполнено на релейно-контактных элементах или на полу803073

Формула изобретения

j$

40 проводниковых бесконтактных элементах серии «логика Т».

Преимуществом предлагаемого устройства является практическое исключение случаев неуспешного АПВ шин при указанной выше комбинации повреждений, вероятность которой достаточно велика и может быть определена соответствующим образом. Это приводит к значительному уменьшению длительности перерывов электроснабжения потребителей, что дает определенный экономический эффект.

Блок разрешения автоматического повторного включения шин, снабженных устройством резервирования отказов выключателей с выходным реле и реле отсутствия тока в цепи отказавшего присоединения, подключенного к шинам через разъединитель и выключатель, содержащее источник оперативного тока, два реле контроля отсутствия напряжения на шинах, реле времени срабатывания и выходное реле, отличающийся тем, что, с целью сокращения длительности перерывов электроснабжения, в него введены по числу присоединений реле выбора отказавшего присоединения, реле отключения разъединителя, реле времени возврата, промежуточное реле возврата, промежуточное реле срабатывания, причем обмотка реле выбора отказавшего присоединения предназначена для подключения к источнику оперативного тока через замыкающий контакт выходного реле УРОВ, параллельно которому подключены соединенные последовательно первый замыкающий контакт реле выбора отказавшего присоединения и первый размыкающий контакт промежуточного реле возврата, обмотка которого подключена к источнику оперативного тока через замыкающий с выдержкой времени контакт реле времени возврата, обмотка которого подключена к источнику оперативного тока через замыкающий контакт первого реле проверки напряжения на шинах при этом обмотка реле времени срабатываS

1$ ло ния, соединенная последовательно через второй замыкающий контакт реле выбора отказавшего присоединения с размыкающим контактом первого реле проверки отсутствия напряжения на шинах, предназначена для подключения к размыкающему контакту реле проверки отсутствия тока в цепи отказавшего присоединения из УРОВ, и параллельно обмотке реле времени срабатывания подключены соединенные последовательно обмотка промежуточного реле срабатывания и замыкающий с выдержкой времени контакта реле времени срабатывания, подключенные к источнику оперативного тока через соединенные последовательно первый замыкающий контакт промежуточного реле срабатывания и второй размыкающий контакт промежуточного реле возврата, обмотка реле отключения разъединителя подключена к источнику оперативного тока через второй замыкающий контакт промежуточного реле срабатывания, соединенный последовательно с третьим замыкающим контактом реле выбора отказавшего присоединения, параллельно которому включен первый замыкающий контакт реле отключения разъединителя, выходное реле предназначено для подключения к цепям оперативного тока через раз-. мыкающий контакт разъединителя, при этом последовательно соединенные второй замыкающии контакт реле отключения разъединителя и третий размыкающий контакт промежуточного реле срабатывания предназначены для подключения в цепь отключения разъединителя, а последовательно соединенные третий замыкающий контакт реле отключения разъединителя и замыкающий контакт выходного реле — в цепь включения выключателя АПВ шин.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 406258, кл. Н 02 Н 3/06, 1970.

2. Типовые схемы релейной защиты элементов подстанции 110 — 220 кВ. № 5472ТМ-TI № 7766TM и «Защита шин и УРОВ элементов подстанций 110 —:220 кВ» № 9322ТМ-1, № 9337ТМ-1, Энергосетьпроект, 1974.

803073

+ 220о(!10д) П5

0П2

На бключение

5ыкяючателя

МЯУ аин

ho откпачение раз ьединитаеля д с еиу баокиробки раз ъединитепей

Составитель Г. Дамская

Редактор Г. Петрова Техред А. Бойкас Корректор Ю.Макаренко

Заказ 10273/67 Тираж 686 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4