Якорь электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()803081 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.11.78 (21) 2694862/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .

Н 02 К 3/04

Н 02 К 23/26

Государственный комитет (53) УДК 621.313. .045.12 (088.8) Опубликовано 07.02.81. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 15.02.81 по делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения

А. Ф. Размадзе, Л. Н. Цирекидзе и О. 3. Гелашвиети (-". (71) Заявитель (54) ЯКОРЬ Э,ЛЕКТРИЧЕСКО11 МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в производстве электрических машин, в частности, тяговых двигателях локомотивов.

Известен якорь электрической машины, содержащий сердечник с пазами, в которых размещена обмотка с расщепленными по высоте паза на две части секциями, подсоединенными к пластинам коллектора; части одной секции являются охватывающими по отношению к частям другой секции (11.

В известном техническом решении рас- 10 щепленные секции охватывающими и охватываемыми сторонами размещаются по всей высоте паза и концы их присоединяются к коллекторным пластинам, отстоящим друг отдру. га на полюсный шаг и, следовательно, попадающим под щетки разных полярностей.

Между ними возникает полное напряжение машины, что требует изоляции каждого витка на полное рабочее напряжение машины в пазовой и лобовой частях, включая головку секции. Это связано с большими расходами 2о изоляционных материалов на обмотку, а также худшим заполнением паза можно и охлаждением как пазовой, так и особенно лобовой частей.

Кроме того, секции обмотки по своей конструкции сложны, из-за чего затрудняется механизация их изоляции, увеличивается трудоемкость изготовления и ремонта обмоток, пространство между головками секций по всей окружности якоря остается неиспользованным.

Целью данного изобретения является уменьшение расхода изоляционных материалов.

Указанная цель достигается тем, что расщепленные секции обмотки размещены по высоте половины паза и присоединены к соседним пластинам коллектора, а головка и концы охватывающих и охватываемых частей секций смещены по окружности друг относительно друга в противоположных направлениях.

На фиг. 1 показана схема секций обмотки; на фиг. 2 — якорь электрической машины; на фиг. 3 — катушка обмотки якоря; на фиг. 4 — вид по стрелке А на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 6— разрез В-В на фиг. 3 (разводка концов секции у петушков коллектора).

Якорь электрической машины содержит сердечник 1, в пазах 2 которого размещена

803081 обмотка 3. Концы обмотки подсоединены к пластинам коллектора 4. Обмотка имеет расщепленные;.о высоте паза на две части секции, включающие проводники 5 — 8. Якорная катушка образуется проводниками в количестве четырех штук по высоте катушки и 0,5 U> по ширине, где U„— число секций на паз. Проводники 5 и 8 являются охватываюшей частью одной секции, а проводники

6 и 7 — охватываемой частью другой секции.

Охватывающая часть секции, состоящая из проводников 5 и 8, размещена вверху и внизу полонины паза и подключена своими концами к пластинам коллектора, расположенным под щеткой, например, отрицательной полярности. Охватываемая часть секции, состоящая из проводников 6 и 7, размещена вместе друг над другом в середине половины паза и подключена своими концами к пластинам коллектора, расположенным под щеткой той же отрицательной полярности.

При переходе на нижнюю сторону якорной катушки те же самые проводники, обозначенные соответственно 5, 6, 7, и 8 меняют свое положение, Проводники 5, 8 располагаются друг над другом в середине нижней половины паза и совими концами соединяются с пластиной коллектора в нижi ней части шлица петушков. Проводники 5

I и 8 являются охватываемой частью секции, охватывающая часть которой состоит из проводников 5 и 8. Проводники 6 и 7 являются охватывающей частью секции, охватываемая часть которой состоит из проводников 6 и 7. Концы проводников 6 и 7 своими концами соединяются с пластиной коллектора в нижней части шлица петушков.

Сказанное выше относится также к проI / водникам 9 — 12 и 9 — 12 двух других секций.

Концы охватывающих и охватываемых частей секций смещены в протиположных направлениях по ширине секции (фиг. 6) и уложены в шлицы петушков: верхние— в верхней части, нижние — в нижней части.

Головки секций 13 и 14 раздвоены и смещены друг относительно друга по окружности якоря. Головка 13 состоит из проводников 5, 6 9, 10, головка 14 — из проводников 7, 8, 11, 12 (фиг.4). Головки лежат друг над другом со смешением по ширине катушки на величину 8

В описанной обмотке между охватывающими и охватываемыми частями возникает только витковое напряжение, и нет необходимости изолировать эти части на полное напряжение машины.

Якорная катушка проста по конструкции.

Во время работы машины охватывающие и охватываемые коротко-замкнутые контуры электромагнитно связаны с коммутирующей секцией. В результате этого происходит демпфирование и снижение индуктивности коммутирующей секции и, тем самым, уменьшение реактивной ЭДС.

Выделяющаяся при разрыве секции электромагнитная энергия поглощается демпфируюшими контурами, образованными секциями, замкнутыми накоротко щетками.

На изоляционную секцию и в целом на обмотку расходуется значительно меньше дорогостояших изоляционных материалов, увеличен коэффициент заполнения паза медью и тем самым улучшены условия теплоот,ачи.

Достигнуто рациональное использование пространства в зоне задней лобовой части обмотки. Появляется возможность увеличить мощность машины при тех же размерах.

Формула изобретения

Якорь электрической машины, содержаший сердечник с пазами, в которых размещена обмотка с разшепленными по высоте паза на две части секциями, подсоединенными к пластинам коллектора, части одной секции являются охватывающими по отношезз нию к частям другой секции, отличающийся тем, что, с целью уменьшения расхода изоляционных материалов, расщепленные секции обмотки размещены по высоте половины паза и присоединены к соседним пластинам коллектора, а головки и концы охватывающих и охватываемых частей секций смещены по окружности друг относительно друга в противоположных направлениях.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. Авторское свидетельство СССР № 249458, кл. Н 02 К 23/38, 1969 (прототип) .

803081

Редактор Б.Федотов

Заказ 10274/68

5 о

7 д

Составитель Ф. Подольская

Техред К. Бойкас Корректор Г. Решетник

Тираж 74! Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4