Гайка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сеюэ Советских

Социаюктических

Реснубиик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ Св ТИЛЬСТВУ ()804896 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22. 09. 77(21) 2526828/25-27 с присоединением заявки ЙЯ (23) Приоритет

Опубликовано 1502.81. Бюллетень И9 6

Дата опубликования описания 15. 02. 81

g > <,.(„э

F 16 В 39/284

F 16 В 37/00

ГосуяврствеявыВ квинтет

СССР по левам мзобретеяиВ я открмткВ ($3) УДК 621.882. .3 (088. 8!

О. N Богачев, В. Н. Платонов, И. К. П убный и И. А. Шумнов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ГАИКА

Известна гайка со стопорным элементом в виде тарельчатой шайбы и конца из пластичного материала (1) .

Однако указанная гайка не обеспечивает выборку зазора в соединении в процессе эксплуатации вследствии остаточной деформации шайбы при энакопеременных нагрузках. 15

Гайка работает слддующим образом.

Силовой корпус 1 навинчивают на резьбовой стержень. (на чертеже не показан) и затягивают. Стопорный корпус 3 поворачивают в сторону навинчивания относительно резьбового стержня и силового корпуса 1, тем самым скручивают упругий элемент 2

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для применения преимущественно в резьбовых соединениях, подверженных знакопеременным нагрузкам и влиянию релаксации.

Известна гайка, состоящая из двух.реэьбовых корпусов, соединенных между собой с помощью упругого элемента, причем один из корпусов эласти- 25 чен относительно резьбового стержня. Эта гайка обеспечивает стопорку зазора в соединении в процессе эксплуатации, например, за счет снятия неровностей, температурных вли- 25 яний и т.п. (2$.

Однако в случаях ослабления соединения вызванного явлением релаксации, эта гайка устраняет зазор недостаточно эффективно. 30

Цель изобретения — повышение эффективности утсранения зазоров между соединяемыми деталями в процессе эксплуатации и вследствие релаксации.

Поставленная цель достигается тем, что упругий элемент выполнен в виде эластичной, например резиновой, втулки, жестко соединенной с торцами обоих корпусов.

На чертеже изображена гайка.

Гайка состоит из последовательно и соосно расположенных силового корпуса 1 с резьбой, упругого элемента 2 и стопорного корпуса 3.

Торцы силового 1 и стопорного 3 корпусов жестко соединены с упругим элементом 2. Для повьваения надежности этого соединения торцы силового

1 и стопорного 3 корпусов могут быть выполнены фигурными.

804896

Формула изобретения

Составитель И. Малюга

Редактор Н. Недолуженко Техред A.Бабинец КорректорГ. Решетник.

Заказ 10833/51 Тираж 871 . Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская, наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 для получения необходимого крутящего момента с целью подтягивания силового корпуса 1 во время эксплуатации. Стопорный корпус 3 фиксируют относительно резьбового стержня одним из известных способов.

При демонтаже стопорный корпус 3 освобождают, упругий элемент 2 приобретает близкую к первоначальной форму, после чего силовой корпус 1 свинчивают с резьбового стержня.

Предлагаемая гайка обеспечивает надежное соединение. деталей друг с другом, автоматически ликвидирует появляющиеся зазоры во время эксплуатации. Собственно эффективна в условиях вибрационных знакопеременных нагрузок, когда необходимый крутящий момент для затягивания резьбового соединения составляет 10-20% от первоначального.

Изобретение может применяться во всех областях машиностроения и в строительстве.

Гайка, содержащая два соосно расположенных корпуса, силовой с резьбой и стопорный, соединенных между собой упругим элементом, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем исключения влияния релаксации на ее самоподтягцвание, упругий элемент выполнен в виде эластичной, например резиновой, втулки, жестко соединенный с торцами обоих корпусов, причем стопорный корпус выполнен с гладким внутренним отверстием, диаметр которого больше диаметра

1$ резьбы силового корпуса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

;ф Ф 554425, кл. F 16 В 39/24, 1972.

2. Патент ФРГ 9 1007566, кл. кл. 47а 12, 1962 (прототип) .