Универсальный шарнир карданного типа
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ ИЗЛЬСТВУ
Союз Советских
Сомиалистических
Ресвубаик
<и 804898
Г (61) Дополнительное к эвт свид-ву М 498421 (22) Заявлено 05 04 ° 79 (23) 2748859/25-27 с присоединением заявки Но (?3) Приоритет . Опубликовано 15.0 2.81.Бюллетень М 6
Дата опубликования описания 15. 02. 81 (51 М. Кл.
F 16 С 11/06
Государствеииый конитет
СССР яо делан изобретений и открытий (53) УДК 621.825.
62 (088 8) (72) Авторы изобретения
В. С. Лысенко, М. Я. Мовшович, А. С. Липилов и В. P. Стильве
Ленинградское специальное конструкторское бюро тяжелых и уникальных станков (71) Заявитель (54) УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР КАРДАННОГО
ТИПА
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи, крутящих моментов между насосными валами.
По основному авт. св. М 498421 известен универсальный шарнир, содер. — . жащий пластину, оба конца кОтОрОй размещены в фасонных вкладьхзах корпусов, заключенных во втулках и.жестко закрепленных на соединяеьмх шарниром рабочих валах при помощи конических штифтов, размещенных в сквозных отверстиях, проходящих через корпуса втулки и валы f13, Недостатком известного шарнира является недостаточная долговечность из-за отсутствия защиты привода от перегрузок и поломок в случае заклинивания валков при прокатке. Если при заклинивании срезается конический штифт, возникает необходимость демонтировать весь шарнир, так как в противном случае извлечь обломки штифтов невозможно. Срезанные штифты повреждают сопряженные поверхности вала и корпуса, вследствие чего возникает необходимость ремонта или замены поврежденных деталей. Установка защитной муфты усложняет конструкцию и увеличивает габариты.
Цель изобретения — повышение долговечности путем предотвращения повреждений сопряженных поверхностей корпуса шарнира и вала, а также передач привода.
Поставленная цель достигается эа счет того, что в шарнире, содержащем пластину, оба конца которой размещены в фасонных вкладышах корпусов, о заключенных во втулках и жестко ., - закрепленных на соединяемых шарниром концах рабочих валов коническими штифтами, один из штифтов выполнен составиааа в виде двух соосно устат5 новленных конических штифтов, размещенных своими концевыми частями меньшего дмаметра в полости вала и имеющих коющентраторы в средней части, а вал выполнен с кольцевой ка2О навкой и которой размещены указанные участки штифтов.
На фиг. 1 представленая схема расположения шарнира в приводе валков; иа фиг. 2 - разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез В-B на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез В-В иа фиг. 1, со срезанными штифтами.
Два фасонных корпуса 1 шарнира
,заключены во втулки 2 и соединены
30,пластиной 3, имеющей расширенные
804898 округлые поверхности, которые взаимодействуют с внутренней поверхнос тью втулок 2. Пластина 3 расположена в полуцилиндрических вкладышах
4, которые входят в соответствующие выточки, выполненные в корпусах 1.
Один фасонный корпус 1 шарнира со втулкой 2 соединен с концом ведущего вала редуктора 5 одним длинным коническим штифтом 6, а другой фасонный корпус 1 со втулкой 2 соединен с пустотелым ведомым концом вала 7, 1О например валка 8 прокатной клети 9, двумя соосно установленными укороченными коническими штифтами 10, выполненными с канавками 11, которые образуют сечения, разрушающиеся при 15 возрастании нагрузок выше допустимого значения. На поверхности ведомого вала 7 в зоне прохождения конических штифтов 10 выполнена кольцевая проточка 12. 26
Работа шарнира происходит следующим образом.
При вращении ведущего вала 13 вращение через штифт 6 передается корпусу 1 и через вкладыш 4 пластине
3, которая в обратном порядке пере дает вращение через вкладыши 4 корпусу 1 и через конические штифты
10 — ведомому концу вала 7. Благодаря полуцилиндрическим поверхностям вкладыаей 4, вращение может быть 30 передано при расположении валов под углом, в пределах зазора между втулками 2.
Так как пластина 3 имеет возможность проскальзывания во вкладышах 35
4, то шарнир допускает осевое смещение валов одного относительно другого.
При остановке ведомого конца вала
7 при заклинивании, например вал- 40 ков 8 прокатных клетей 9, резко возрастает крутящий момент выше допустимого значения и конические штифты
10 срезаются, предохраняя привод вращения (редуктор 5) от поломок.
Разрушение происходит по ослабленному сечению, образованному канавкой
11. После среза штифтов 10 корпус 1 со втулкой 2 поворачивается относительно неподвижного ведомого вала
7, при этом сопряженные по посадке поверхности фасонного корпуса 1 и ведомого вала 7 не повреждаются, так как срезанные части штифтов 14 и 15 по канавкам 11 повернутся в кольцевой проточке 12 неподвижного ведомого вала 7.
Для восстановления шарнира при срезе штифтов :(анария) верхняя часть срезанных штифтов 14 легко вынимается и шарнир демонтируется с ведомого вала 7. Затем вынимаются с ведомого вала 7 нижние части срезанных штифтов 15.
После осмотра посадочных поверхностей шарнир монтируют на ведомый вал .7 и устанавливают новые конические штифты 10 с канавками 11.
Использование предлагаемого шарнира позволяет предохранить детали и узлы привода от поломки, а в случае среза штифтов сохраняет дорогостоящие детали корпуса и вала от повреждения, что повысит долговечность шарнира при эксплуатации.
Формула изобретения
Универсальный шарнир карданного типа по авт. св. 9 498421, о т л ич а ю щ и и сятем,,что, с целью повышения долговечности путем предохранения от повреждений сопряженных поверхностей корпуса шарнира и вала, один из штифтов выполнен составным в виде двух соосно установленных конических штифтов, размещенных своими концевыми частями меньшего диаметра в полости вала и имеющих концентраторы в средней части, а вал выполнен с кольцевой канавкой, в которой размещены указанные части штифтов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 498421, кл. F 16 С 11/06, 1976.
804898
Составитель A. Тарновский
Редактор В. Матюхина Техред М.Коштура Корректор Г. Решетник
Заказ 10833/51 Тираж 871 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4