Гидромеханическая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОУСКОМУ СВЧДИТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 160379 (2т) 2737402/25-27 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет
Опубликовано 150281. Бюллетень М 6 (51)М. Кл
F 16 D 25/061
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (53)УДК 621 825 . 5 (088. 8) Дата опубликования описания 150231 (72) Авторы изобретения
Г. В. Герасимов и Б. Г. Жанахутдинов
Московский автомеханический институт (71) Заявитель (54 ) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ МуфТА
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам передачи вращения.
Известна гидромеханическая муфта, содержащая две полумуфты, образующие полости, и поршни (1 ).
Недостатками ее являютс". большой вес и габариты.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является муфта, содержащая наружную полумуфту и расположенную в ней. внутреннюю полумуфту, образующие заполненные жидкостью полости, соединенные каналом с источником давления, а между собой— дроссельными отверстиями, а также размещенные в полостях плунжеры $2).
Недостатками ее являются низкая надежность и долговечность.
Цель изобретения — повышение надежности и долговечности гидромеханической муфты.
Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена золотниками, размещенными в каналах, а внутренняя полумуфта выполнена с дополнительными дроссельными отверстиями, соединяющими пблости с атмосферой. 30
Плунжеры размещены во внутренней полумуфте и подпружинены вдоль своей оси.
Золотники выполнены поворотными и размещены во внутренней полумуфте.
На фиг. 1 изображена гидромеханическая муфта; на фиг. 2 — сечение
A-A на фиг. 1.
Муфта состоит из полумуфты 1, охватывающей ее полумуфты 2, плунжеров
3 и поворотных золотников 4 с прикрепленными к ним поводками 5. Плунжеры 3 помещены в пазах полумуфты 1 и удерживаются от действия центробежной силы пружинами 6 сжатия, которые закреплены и установлены на винтах 7, размещенных в стаканах 8. Стаканы 8 прикреплены к полумуфте 1 пальцами 9.
Внутренняя поверхность полумуфты
2 фасонного профиля наружная цилиндрическая поверхность полумуфты 1, торцовые плоскости крышек 10 и 11 образуют две заполненные жидкостью полости 12, соединенные между собой дроссельными отверстиями 13. Полости
12 и подплунжерные полости 14 соединены с нагнетательной линией иточника давления через отверстия 15 вала 16 и каналы 17 и 18. Полости 12 в свою очередь сообщены с атмосферой
804928 через дополнительные дроссельные отверстия 19. В линию отверстия 17 вмонтированы поворотные золотники 4, на поверхности которых выполнены два пазы 20 и 21, причем площадь сечения паза 20 меньше, чем площадь сечения паза 21. Золотники 4 в положении
"открыто" удерживаются пружинами 22
)крученйя. На полумуфте 2 выполнен выступ 23.
Муфта работает следующим образом.
Допустим, что угловая скорость полумуфты 2 больше, чем угловая скорость полумуфты 1 и вращаются они в направлении, показанном стрелкой.
Для включения муфты жидкость подводится по отверстию 15 вала 16 в 15 подплунжерные полости 14. Поскольку золотники 4 находятся в открытом положении, жидкость- поступает и в полости 12. В связи с этим давление в полостях 14 превышает давление в Щ полостях 12 только на величину, опре-. деляемую разностью площадей сечений пазов 20 и 21, золотников 4. Этого перепада давления недостаточно, чтобы преодолеть усилия пружин 6, и поэтому плунжеры 3 остаются неподвижными. В то же время этого перепада давления достаточно, чтобы переместить золотники 4 в сторону крышки 10. р результате между концами поводков
5 и торцами крышки 10 возникнут силы трения, под действием которых поводки 5, и, следовательно, золотники 4 повернутся до тех пор, пока величина силы упругости пружин 22 не станет равной указанным силам трения.
При этом величина угла поворота золотников достаточна, чтобы концы поводков 5 высунулись из-за цилиндрической поверхности полумуфты 1. Далее полумуфта 2, достигнув поводков 5, 4Q поворачивает их дальше в крайнее левое положение. В результате полости 12 отсекаются от нагнетательной линии. Давление в подплунжерных полостях начинает возрастать. Под дей- 45 ствием этого давления плунжеры 3 прижимаются к внутренней поверхности полумуфты 2 и, копируя ее форму, вытесняют из полостей 12 жидкость. Момент муфты, создаваемой сопротивлением вытесняемой жидкости, по мере внедрения плунжеров 3 в полости 12 возрастает. Когда величина этого момента становится больше момента сопротивления, начинается разгон полумуфты 1. После выравнивания угловых скоростей полумуфт 1 и 2 происходит окончательное включение муфты — сцепление плунжеров 3 с выступами 23 полумуфты 2. Для принудительного выключения муфты достаточно прекратить подвод жидкости в полости 14. Автоматическое выключение муфты происходит в том случае, если по каким-либо причинам угловая скорость олумуфты 1 превьиаает угловую скорость полумуфты 2. При этом поводки 5, находящиеся в крайнем левом положении, поворачиваются и соединяют полости 12 с нагнетательной линией. В результате плунжеры 3 свободно утопятся, скользя по фасонному профилю полумуфты 2; Прекратив подвод жидкости, можно выключить муфту окончательно.
Формула изобретения
1. Гидромеханическая муфта, содержащая наружную полумуфту и расположенную в ней внутреннюю полумуфту, образующие заполнение жидкостью полости, соединенные каналами с источником давления, а между собой — дроссельными отверстиями, а также плунжеры, размещенные в полостях, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, она снабжена золотниками, размещенными в каналах, а внутренняя полумуфта выполнена с дополнительными дроссельными отверстиями, соединяющими полости с атмосферой.
2. Муфта по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что плунжеры размещены во внутренней полумуфте и подпружинены вдоль своей оси.
3. Муфта по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что золотники выполнены поворотными и расположены во внутренней полумуфте.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 26520 кл. F 16 0 31/02, 1929.
2. Авторское свидетельство СССР
9 236920, кл. F 16 0 25/06, 1967 (прототип).