Гидродинамическая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВ ВТИЛЬСТВУ
<1>804929 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 260279 {21) 2729228/25-27 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет
Опубликоваио 15.0231,Бюллетень 89 б
Дата опубликования описания 1502В1 (51)М. Кл.
F 16 D 33/04
Государственный комитет
СССР
tl0 делам изобретений н открытий (53) УДК 621 825. .6(088.8) (72) Авторы изобретения
Е. Г. Самарин, П. A. Грымзин и В. С.!
5
f (71) Заявитель (54) ГИДРОДИНАИИЧЕСКАЯ ИУФТА
Изобретение относится к машиностроению и в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна гидродинамическая муфта, содержащая расположенные в корпусе насосное и турбинное колеса f 1).
Недостатком ее является отсутствие регулировки положения лопаток.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является гидродинамическая муфта, содержащая расположенные в кожухе колеса, насосное и турбинное с лопатками, установленными на пальцах, расположенных параллельно оси вращения колес (2).
Недостатком ее является сложные условия эксплуатации.
Цель изобретения — улучшение ус.— ловий эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что лопатки турбинного колеса установлены на пальцах с возможностью поворота и выполнены с массой, определяемой соотношением
" = гтрк;;. г где Р— окружное усилие одной лопатки в среднем положении;
R — радиус расположения осей лопаток, V — окружная скорость центра тяжести логаток в среднем положении;
OC — угол между плоскостью лопаток и радиальной линией, соединяющей центр тяжести ее с осью вращения муфты.
На фиг. 1 показана гидродинамическая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — вид A на фиг. .1; на фиг. 3 схема сил, приложенных к лопатке.
Гидромуфта содержит насосное ко15 лесо 1, соединенный с ним корпус 2, образующие полость гидромуфты, тур- бинное колесо, состоящее из вала 3 и пальцев 4, закрегленных на валу турбинного колеса и расположенных
20 параллельно оси вращения гидромуфты.
На этих осях свободно установлены лопатки 5. Полость гидромуфты уплотняется щелевчм уплотнением, составленным из деталей 3 (вал) и б (крышка).
Гидромуфта работает следующим образом.
Через отверстие в насосном колесе масло подается в полость гидро30 муфты до полного ее заполнения и
804929 создания в ней небольшого избыточного давления. Затем (или одновремен.но с заполнением) включают приводной двигатель, соединенный с насосным колесом. Вращающееся кольцо жидкости с насосного колеса поступает в турбинное колесо, отклоняя его лопатки до упора и создавая на нем крутящий момент. Если гидромуфта не .нагружена, то турбинное колесо приобретает скорости вращения, близкие к скоростям вращения насосного колеса, а лопатки турбинного колеса под действием центробежных сил занимают практически радиальное положение. Если гидромуфту нагрузить, то лопатки турбинного ко-. леса под воздействием вращающегося 15 кольца жидкости, сходящего с насосного колеса, отклонятся от радиального положения, сойдя с максимального радиуса. При этом уменьшится окружная проекция лопаток. При дальней- 20 шем нагружении гидромуфты поворот лопаток и их складывание будет еще больше, что приведет к относительному уменьшению энергоемкости и увеличению скольжения в гидромуфте, т.е.гидромуфта будет ограничивать (относительно уменьшать) передаваемый крутящий момент. При предельном угле относительного поворота, как показано
Штрихпунктирным тонким контуром на фиг. 2, радиус турбинных лопаток уменьшается до (0,7-0,8)R<, что вы— брано конструктивно, момент, передаваемый гидромуфтой, уменьшится приблизительно B 0 7 0 8)5 = 5,9-3, 35
0,7+0,8) раза, что достаточно для практического использования в реальных приводах. Очевидно, складывание лопаток будет происходит только при правильном выборе массы лопаток по отношению к действующим моментам. Если лопатки окажутся тяжелыми, то их отклонение от вертикального положения будет незначительным и гидромуфта окажется практически нерегулируемой.
Если лопатки будут легкими, то .они не смогут уйти с положения на упоре и гидромуфта тоже не будет управляться. Лопатка турбинного колеса находится в промежуточном (среднем) положении с векторами действующих сил (фиг. 3) .
P — центробежная сила, дейстЧ вующая на лопатку;
P — сила взаимодействия лопат2 ки с потоком жидкости в гидромуфте;
P — суммарная сила от центро- О о
E. бежного ускорения и воздействия потока;
Р— проекция гидравлической
okЬ силы P на окружное направ2 ление; 65
P — окружное усилие, передаваемое одной лопаткой, приведенное к оси лопатки;
R — радиус центра тяжести лоц патки;
R — радиус расположения оси лопатки; с(- — угол между плоскостью лопатки н радиусом, проведенным из оси вращения гидромуфты через центр тяжести лопатки.
В постановке вектора силы от взаимодействия лопатки с потоком принято небольшое допущение, легко реализуемое конструктивно, что эта сила проходит через центр тяжести лопатки.
Гидродинамическая сила по своей природе является нормальной силой, поэтому Р2 перпендикулярна плоскости лопа ки, а сумма центробежной и гидравлической сил Р. будет направлена вдоль плоскости лопатки, поскольку лопатка может свободно поворачиваться относительно своей оси. С учетом этого можно записать следующие соотношения:
Гидравлическая сила (обеспечивается правильным выбором Р )
P о э
P ,е СО5 чу далее — = s i ng откуда
Рд
Рц р дв з с ь!пс c os o ут1Ч
Центробежная сила T =—
Ц R
Приравниваем выражение для Р,„
v РЫЬ
Щ
s1пС(° cos 0( в откуда .= p
5 е. Oscar имев ввиду, ччо В В = p f получим окончательно
"т = Р
Л5inR соьЖ что является одним из отличительных признаков новой муфты.
Техническую эффективность предлагаемой гидромуфты можно показать на примере ее использования в приводе поршневого компрессора системы воздушного запуска двигателя транспортной машины. Нагрузочный момент компрессора прямо пропорционален давлению в воздушном баллоне, куда подается воздух. Выбирая номинальное передаточное отношение в гидромуфте по давлению, равному 90-95% от максимального давления в воздушном баллоне, можно получить, что до 9095Ъ давления баллон будет заряжаться с очень малым скольжением в гидромуфте, а дозаправка на остальные 510Ъ будет происходит с повышающимся скольжением при ограничении муфтой передаваемого момента, причем с выходом на полное давление гидромуфта потеряет примерно до 50% скорости
804929 по сравнению с ведущим валом. Это приведет к существенному повышению ресурса компрессора.
Формула изобретения
Гидродинамическая муфта, содержащая корпус и расположенные в нем насосное колесо и турбинное с лопат ками, установленными на пальцах колеса„ расположенных параллельно оси вращения колес, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, лопатки турбинного колеса установлены на пальцах с возможностью поворота и выполнены с массой, определяемой соотношением:
Щ = P S I A О(С О S где P — окружное усилие одной лопатки в среднем положении; — радиус расположения осей лопаток;
V — окружная корость центра тяжести лопаток в среднем положении;
Х вЂ” угол между плоскостью лопатки и радиальной линией, соединяющей центр тяжести ее с осью вращения муфты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство ГССР
Р 559051, кл. F 16 0 33/08, 1976.
15 2. Гавриленко Б. А. и Минин B. А,.
Гидродинамические муфты, М., Оборонгиз, 1959, с.193, рис. 134 (прототип).
804929
Составитель И. Яцунов
Редактор Н. Минко Техред Е.Гаврилешко Корректор Г. Назарова
Заказ 10835/52 Тираж 1017 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4