Фрикционная предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКРМУ СВИ ИТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
< 804935 (61 ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3аявлеио 201278 (21) 2699677/25-27 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет
Опубликовано 15.02.81. Бюллетень N9 6
Дата опубликования описания 180281 (51)м. к .
F 16 0 43/20
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий () ЮН 621.825. .5(088.8) (72) Авторы изобретения
М.И. Хрисанов, Л.П. Ивкин, В. . КлййМ, В. Н.. Чаплинский, С.И. Константинов .ПИ Волков
Киевский автомобильно-дорожн
Великой Октябрьской социалис ордена Ленина завод тяжелого
Великой Октябрьской социалистическо тия
Ждановский
0-летия революции (71) заявители (54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным муфтам, и может быть применено в механизмах машин, испытывающих частые перегрузки при реверсивных режимах работы.
Известна фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую втулку, связанную торсионом с ведущей полумуфтой, которая поджата к пакету фрикционных дискон и ведущей полумуфте при помощи опорного диска и пружин, а также отключающее устройство. Оно выполнено в виде свободно установленной на ведущей полумуфте обоймы с упорами, взаимодействующи" ми с ведущей втулкой, и тяг.с шаровыми опорами, связывающими обойму с ведущей полумуфтой (1).
Однако такая муфта неприемлема при реверсивных режимах работы.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемой является фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую, ведомую полумуфты,. соединенные подпружиненными фрнкционными дисками, и узел управления с упругим и отключающим звеньями. В качестве упругого звена применен стержневой торсион, соединенный концами с ведущей и ведомой полумуфтами, имеющими относительный поворот. Отключающее звено, управляющее усилием эажа,тия фрикционных дисков, выполнено в виде отжимного штока,двуплечих рычагов, установленных подпружиненнымй хвостовиками в направляющих пазах ведущей полумуфты и взаимодействующих с упорами, помещенными в двухэксцентриковых втулках, смонтированных попарно на ведущей полумуфте (2 ).
Однако в известной муфте при включении торсиона в работу возникают ударные нагрузки, ведущие к снижению точности срабатывания и надежности работы.
Цель изобретения — повьииение надежности, плавности и точности сра29 батывания путем исключения ударных нагрузок.
Поставленная цель достигается тем, что у фрикционной предохранительной муфты, содержащей ведущую, ведомую
25 полумуфты, соединенные подпружиненными фрикционными дисками, и узел управления с упругим и отключакхвим звеньями, упругое звено выполнено в виде смонтированной в ведущей полу30 .муфте самоустанавливающейся обойлы, 804935
tQ
2О
25 нают. размещенного s нем стержня, связанного с ведомой полумуфтой, и регулируемых упоров, расположенных на обойме и стержне, а также двух пружин и помещенной между ними шайбы, при этом одна из пружин установлена между регулируемыми упорами на стержне в свободном состоянии, а другая — a предварительно поджатом.
На фиг. 1 изображена муфта,продольный разрез, на фиг. 2 — разрез
А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.
Муфта состоит из ведомой полумуфты 1, на которой на подшипниках 2 с помощью гайки 3 и прижимных крышек 4 подвижно собраны фрикционный узел 5 и узел 6 управления. Фрикционный узел 5 состоит из корпуса 7, упорного фланца 8, нажимного диска 9, пакета фрикционных дисков 10, име1ощих с полумуфтой 1 и с корпусом 7 шлиценое соединение нажимных пружин 11 и регулироночных стаканов 12.
Узел 6 управления состоит из ведущего фланца 13, на котором смонтировано отключающее звено 14 реверсивного дейстния, и упругого звена
15. Упругое звено 15 служит кинематической связью между упорным фланцем 8 фрикционного узла 5 и ведущим фланцем 13 и состоит из обоймы 16 с регулируемыми упорами 17, фасонного стержня 18 с регулируемым упором 19, подвижных шайб 20, пружины 21 в свободном состоянии, резделенной шайбой 22 с предварительно годжатой пружиной 23 и поднижной втулкой 24 с регулируемым упором 25. Обойма 16 установлена на подшипниках 26 в ведущем фланце 13 и фиксируется между приливами 27 фланца 8, связанного с ведомой полумуфтой 1 упорами 28.
Муфта ведОмой полумуфтой 1 монтируется на вал 29 редуктора и связана с валом 30 электродвигателя ведущей полумуфтой 31 через упругое нтулочно-пальцевое соединение 32. Отключающее звено 14 содержит двуплечий рычаг 33, установленный хвостовиком 34 в направляющем пазу 35 ведущего фланца 13 и поджатый пружиной к штоку 36, проходящему через упорный фланец 8 и закрепленному в нажимном диске 9. В ведущем.фланце 13 размещены двухэксцентриковые втулки
37, и в них смонтированы с возможностью осевого перемещения упоры 38.
Упоры 38 установлены с зазором д по отношению к плечу рычага 33.
Регулируемые упоры 17 и 19 обоймы 16 предназначены для восприятия усилия пружин при работе муфты, а также для устранения люфта между упорами и подвижными шайбами 20 при установке пружин, так как н случае предварительного поджатия одной из них суммарная длина пары пружин меняется.
Упор 25 служит для регулировки
|усилия предварительно поджатой пружины 23. Стержень 18 через подвижные шайбы 20, нерегулируемый 39 и регулируемый 19 упоры передает усилие пружин 21 и ?3 упорам 28.
Регулируемые упоры 28 не только воспринимают и передают на фланец 8 окружное усилие, создаваемое упругим звеном 15, но и служат для установки минимального зазора между торцами обоймы 16 и приливами 27 фланца 8, обеспечивая при этом жесткое беззазорное соединение со стержнем 18.
Муфта работает следующим образом.
Крутящий момент от вала 30 передается ведущей полумуфте 31, через пальцы 32 ведущему фланцу 13, с помощь|о упругого звена 15 через пружины 21 и 23 фланцу 8 и через фрикционный узел ведомой полумуфте 1 и ведомому валу 29. Пружины 21 и 23 деформируются вследствие взаимного пронорачинания фланцен 8 и 13 пропорционально моменту сопротивления.
Причем пружина 21, находящаяся в свободном состоянии, деформируется первой, обеспечивая тем самым плавное возрастание нагрузки на исполнительном органе.
Для того, чтобы окружное усилие было постоянно направлено вдоль оси пружины 21, обойма 16 выполнена самоустанавлинающейся, для чего имеет хвостовик, которым обойма на подшипниках 26 подвижно соединена с ведущим фланцем 13.
При достижении моментом сопротивления номинального значения и выше вступает в работу предварительно поджатая пружина 23.
Когда момент сопротивления нозрастает до своего предельного значения, срабатывает отключающее звено 14. В момент срабатывания при относительном развороте фланцен 8 и 13 происходит смещение концов двуплечего рычага 33 с его проворотом до устранения зазорад . После этого рычаг 33 упирается одним плечом в упор 38.
Дальнейший разворот фланцен 8 и 13 приводит к смещению штока 36, который, упираясь в нажимной диск 9, замыкает на себя усилия нажимных пружин 11, тем самым освобождая диски 10, которые свободно проскальэыПредлагаемая муфта, благодаря особой конструкции упругого звена в виде нескольких пар пружин, собранных таким образом, что одна иэ пружин каждой пары имеет предварительное поджатие, исключает ударные нагрузки при работе и реверсе, повышает точность срабатывания при перегрузках и увеличивает надежность работы муфты.
804935
Формула изобретения
Фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую, ведомую полумуфты, соединенные подпружиненными фрикционными дисками, и узел управления с упругим и отключающим звеньями, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, плавности и точности срабатывания путем исключения ударных нагрузок, упругое звено выполнено в виде CMGHтированной в ведущей полумуфте самоустанавливающейся обоймы, размещенного в нем стержня, связанного с ведомой полумуфтой, и регулируемых упоров, расположенных на обойме и сгерене, а также двух пружин и помещенной между ними шайбы, при этом одна из пружин установлена между регулируемыми упорами на стержне в свободном состоянии, а другая — в предварительно поджатом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 468046, кл, F 16 0 48/20, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2554953/25-27, кл. F 16 0 43/20, 1977 (прототип).