Предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социвнистинесних
Республик
4t
Ф
С I
\ .1
{bt) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 190279 (23) 2726747/25-27 ®) М. КЛ. с присоединением заявки ¹
F 16 D 43/20
Государствемный комитет
СССР ио делан изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 1502.81, Бюллетень И9 6
Дата опубликования описания 180?.81 (З) Уд (621. 825. . 5 (088. 8) (72) Авторы изобретения ь
Б.Г, Кобцев, В.Н. Коськин и И.И. Кондратенкс
/ /т ь 1
Всесоюзный заочный машиностроительный инстит ут--- ... (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к машино (строению и применяется для уменьшения пусковых перегрузок в приводе
" машин, в частности, оборудованных многоскоростными двигателями.
Известна фрикционная предохранительная муфта, содержащая подпружиненные подвижную и неподвижную полумуфты, установленные на валах и устройство для автоматического отвода полумуфт при перегрузках, маховик которого смонтирован на резьбе ведомого вала и установлен в подшипниках неподвижной стойки. Маховик снабжен передачей, например цепной, одна 15 звездочка которого смонтирована на ступице маховика, а другая — на резьбе ведомого вала с возможностью осевого перемещения, связана с подвижной полумуфтой (1 ). 20
Однако муфта не может быть использована на реверсивных валах, не обеспечивает надежной защиты от перегрузок, обладает громоздкой конструкцией. 25
Наиболее близким техническим решением к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую 30 полумуфты, соединенные фрикционными дисками, поджатыми нажимным диском.
На ведомой полумуфте свободно установлен маховик, связанный с нажимным диском кулачками, выполнениьаии на их смежных торцах и пружиной (2 ).
Однако, муфта неприменима в реверсивных приводах и обладает склонностью к автоколебаниям маховика и не обеспечивает защиты привода от перегрузок при остановке машины.
Цель — повышение долговечности н плавности срабатывания муфты.
Цель достигается тем,. что предохранительная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, соединенные фрнкционными дисками, поджатыми через нажимной диск регулируемыми пружинами, и барабан, свободно установленный на одной иэ полумуфт, снабжена телами вращения втулкой, помещенной между нажимным диском и пружиной, а на смежных торцах втулки и барабана выполнены углубления и тела качения расположены в них с зазором, при этом на барабане выполнена полость, заполненная инерционной рабочей средой.
На фиг. 1 изображена муфта, общий вид, продольный разрез, на фиг. 2— разрез A-А на фиг. 1.
804936
Муфта состоит из полумуфт 1 и 2, фрикционного 3 и нажимного дисков 4, постоянно сжатых через втулку 5 регулируемой пружиной 6. На полумуфте 2 на подшипнике установлен маховик 8, имеющий кольцевую полость 9, заполненную инерционной рабочей средой, например, вязкой жидкостью или сыпучим веществом. На смежных торцах маховика 8 и втулки 5 выполнены углубления 10, имеющие (фиг. 2) в цилиндрическом сечении щелевидную форму.
В углублениях 10 с зазором размещены тела вращения шарики 11. В покое или при равномерном движении при наличии зазора между шариками 11, втулкой 5 и маховиком 8, пружина 6 через втул- 15 ку 5 и нажимной диск 4, сжимает фрикцнонный диск 3 и осуществляет защиту машины от рабочих перегрузок.
В процессе разгона или торможения вращение полумуфты 2 происходит с Щ ускорением (или замедлением), а следовательно, на маховик действует ускорение (замедление). которое вызовет поворот маховика 8 относительно полумуфты 2. При этом, после выбора зазоров, шарики 11 заклиняются в углублениях 10 между маховиком 8 и втулкой 5 и воспринимаются тем самым часть усилия пружины 6. Сжатие фрикционного диска 3 уменьшаются, что вызывает пробуксовку муфты при малых значениях передаваемого момента. Это обеспечивает снижение перегрузок привода как при пуске, так и при останонке машины. При запаздывании изменения скорости жидкости в кольцевой полости 9 маховика 8 относительно последнего происходит плавное изменение его положения, а следовательно, и передаваемого муфтой момента. После достижения установившегося режима движения ускорение, действующее на маховик 8 исчезает, и под действием пружины 6 при наклоне стенок углублений 10, маховик 8 занимает исходное положение.
При исполнении углублений 10(фиг.2) муфта применяется в реверсивных, обратимых и многоскоростных приводах, а также для соединения вала со шкивом.
Формула изобретения
Предохранительная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, соединенные фрикционными дисками, поджатыми через нажимной диск регулируемыми пружинами, и барабан, свободно установленный на одной из полумуфт, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности и плавности срабатывания, как в период разгона, так и при торможении, она снабжена телами вращения, втулкой, помещенной между нажимным диском и пружиной, а на смежных втулки и барабана выполнены углубления и тела качения расположены в них с зазором, при этом на барабане выполнена полость, заполненная инерционной рабочей средой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 563519, кл. F 16 0 43/20, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 371362, кл. F 16 D 7/02, 1971 (прототип), 804936
И 0
Фиг.1
Составитель О. Логвинова
Техред И. Рейвес Корректор A. Гриценко
Редактор H. Минко
Тираж 1017 Подписное
BHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 10836/53
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4