Гидродинамический тормоз-заме-длитель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< >804943 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 160279 (21) 2725350/25-27 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 15.02,81. Бюллетень 89 6
Дата опубликования описания 180281
<я)м. кл.
Г 16 D 57/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 62-5 92 (088. 8) (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ-ЗАМЕДЛИТЕЛЬ
Изобретение относится к машино- строению, а именно к гидродинамическим тормозным устройствам.
Известен гидродинамический замедлитель, содержащий смонтированное на валу насосное колесо, установленное в корпусе турбинное колесо и муфту, при этом корпус заполнен рабочей жидкостью, а тормозной момент возникает при включении муфты (1 ).
Недостатком известной конструкции является невозможность регулировки тормозного момента иным путем, кроме изменения уровня рабочей жидкости в полости замедлителя, что усложняет конструкцию системы питания, а также нарушает стабильность работы все" го устройства.
Цель изобретения — повышение стабильности работы гидродинамического тормоза-замедлителя путем автоматической регулировки тормозного момента.
Поставленная цель достигается тем, что гидродинамический тормоз-замедлитель, содержащий смонтированное на валу насосное колесо, установленное в корпусе турбинное колесо и муфту, снабжен зубчатой передачей, установленной на валу соосно насосному колесу и кинематически связанной муфтой с турбинным колесом, и управляемым в зависимости от скорости вращения вала сцеплением, установленным в корпусе с возможностью взаимодействия с турбинным колесом, муфта выполнена в виде муфты свободного хода, при этом сцепление кинематически связано с зубчатой передачей упомянутой муфтой, а турбинное колесо установлено в корпусе с возможностью вращения.
На чертеже представлена кинематическая схема гидродинамического тормоза-замедлителя, общий вид.
1S Гидродинамический тормоз-замедли- тель состоит из насосного колеса 1, установленного на валу 2, турбинного .колеса Э, связанного с корпусом 4 управляемым сцеплением 5, муфты 6, 20 кинематически связанной с валом 2 и зубчатой передачей 7, жестко связанной с турбинным колесом 3.
Устройство работает следующим образом, 2S Предлагаемый гидрозамедлитель в зависимости от оборотов вала работает либо с неподвижным, либо с вращающимся турбинным колесом.
Механическая энергия вращающегося
30 вала 2 преобразуется в насосном ко804941
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 10836/53 Тираж 1017 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 лесе 1 в гидравлическую энергию рабочей жидкости, которая движется в проточной части, образованной насосным 1 и турбинным 3 колесами.
При работе с остановленным турбинным колесом 3 тормозной момент растет пропорционально коэффициенту изменения момента в. режиме останова и квадрату угловой скорости вала 2, В этом режиме работы неподвижность турбинного колеса 3 обеспечивается за счет управляемого сцепления 5, а муфта 6 свободного хода разблокирована и связь между турбинным колесом 3 и валом 2 через зубчатую передачу 7 отсутствует. С увеличением частоты вращения вала растет и тормозной мо- 15 мент, создаваемый гидрозамедлителем.
При достижении расчетного значения тормозного момента частота вращения вала 2 такова, что выключается управляемое сцепление 5. Тогда турбинное 2О колеса 3„ отсоединившись от корпуса
4, начинает вращаться под действием жидкости в направлении вращения насосного колеса 1 (работа В режиме гидромуфты), Муфта 6 свободного хода блокируется, и частота вращения турбинного колеса 3 относительно насосного колеса 1 зависит от передаточнбго числа зубчатой передачи 7. При этом коэффициент изменения момента ниже, чем в режиме останова, а, следовательно, и тормозной момент уменьшается.
В связи с возможностью перехода от работы в режиме останова на режим гидромуфты предлагаемый гидрозамедли- З тель обеспечивает необходимый тормозной момент как на средних, так и на больших скоростях движения, пропорциональных частоте вращения ведущего вала. Переход с одной тормозной ха- 40 рактеристики на другую осуществляется автоматически за счет соответствующих устройств, выбора параметров, настройки сцепления с центробежным выключением, муфты свободного хода и зубчатой передачи. Автоматическое регулирование тормозной характеристики данного гидроэамедлителя позволяет расширить область его применения и снизить нагруженность связанных с ним агрегатов на больших скоростях движения, а, следовательно, и повысить их долговечность.
Гидродинамический тормоз-замедлитель, содержащий смонтированное на валу насосное колесо, установленное в корпусе турбинное колесо и муфту, отличающийся тем, что, с целью повышения стабильности работы путем автоматического регулирования тормозного момента, он снабжен зубчатой передачей, установленной на валу соосно насосному колесу и кинематически связанной муфтой с турбинным колесом, и управляемым в зависи- . мости от скорости вращения вала сцеплением, установленным в корпусе с воэможностью взаимодействия с турбинным колесом, муфта выполнена в виде муфты свободного хада, при этом сцепление кинематически связано с зубчатой передачей упомянутой муфтой, а турбинное колесо установлено в корпусе с возможностью вращения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 631715, кл. F 16 0 57/02, 1975.