Зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Coioa Сееетскнх
Соцнелистичесммх
Реслублнк
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ИТИЛЬСТВУ
ttt>804960 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 050379 (21) 2731740/25-28 с присОединением заявим Йо (23) Приоритет—
Опубликовано 15D231. Бюллетень N9 6
Дата опубликования описания 150231 (51)м. к„.з
F 16 H 55/14
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений я открытий (53) УДК 621, 933 (088 . 8) (72) Авторы изобретения
М.П, Козочкин и В,Д, Куэ
Ордена Трудового Красного Зн научно-исследовательский инс (71) Заявитель ный станков (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где применяются зубчатые меха" низмы.
Известно зубчатое колесо, котОрое состоит иэ венца и ступицы, соединенных при помощи резьбы, а также упругих элементов (1).
Эффект снижения вибраций, возникающих при работе зубчатых колес, достигается за счет демпфирования колебаний упруго-податливым материалом, расположенным в резьбовом соединении между ступицей и венцом.
Основными недостатками такой конструкции являются снижение нагрузочной способности зубчатых колес, по сравнению с цельными стальными, и недолговечности упруго-эластичного демпфирующего элемента, работаюutего в данных условиях.
Наиболее близким к предлагаемому является зубчатое колесо, содержащее ступицу и венец, соединяемые с помощью резьбы, и демпфирующий упруго-податливый элемент, размеценный между торцами ступицы и венца (2), Недос тат к ом послед него к олес а: является значительный шум, вибрации и недостаточная нагрузочная способность.
Цель изобретения — снижение шума, вибраций и повышение нагрузочной способности.
Цель достигается тем, что резьбовое соединение венца н ступицы выполнено несамотормозящимся, а ко" лесо снабжено дополнительным демпфирующим упруго-податливым элементом, расположенным со стороны свободного торца венца, и кржпежным элементом для соединения дополнительного д,мпфирующего элемента с зубчатым кс.i.åñoì.
На чертеж показано зубчатое ко2р лесо, разрез.
Зубчатое кс1.есо состоит из зубчатого венца 1, ступицы 2, которые соединены между собой при помощи несамотормоэящейся резьбы, а также
25 основного и дополнительного демпфирующих упруг 1-податливых элемен" тов 3 и 4, выполненных в виде шайб, например, пэ резины, которые установлены пс обеим сторонам зубчатого
Э0 венца 1 на тупице 2 между кольиевьвв
804960
Формула изобретения
Составитель А, Верховский
Редактор А, Долинич Техред A. Ач Корректор Ю. Макаренко
Заказ 10837/54 . Тираж 1017 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r, Ужгород, ул, Проектная, 4 выступом 5, выполненным с одной стороны ступйцы, и крепежным элементом в аиде металлической шайбы 6, закрепленной с другой стороны ступицы.
Профиль резьбового соединения венца к ступицы в зависимости от конкретных типоразмеров зубчатых колес и условий их эксплуатации может быть различным, например треугольным, прямоугольным.
Прк работе зубчатых передач погрешности изготовления зубчатых ко-, лес вызывают переменные силы, являю-, щиеся причиной повышенного шума и вибрации зубчатых колес. При увеличении силы венец 1 свинчивается со ступицы 2 к деформирует упруго-податливый элемент 3 или 4, установленный с натягом между одной из сторон зубчатого венца 1 и кольцевым выступом
5, выполненным на ступице, или металлической шайбой 6, закрепленной на ступице 2. Направление перемещения венца относительно ступицы будет зависеть от, направления передаваемого крутящего, момента,, При этом демпфирующий упруго-эластичный элемент демпфирует колебания
"..-ела =.óá÷aòoãà венца, способствует лыр .вниванию передаэаемой нагрузки и, в оезуль.тате этого, уменьшению амплитуды круткльных колебаний, переЫаь:=.:,"ÿ=*мых на ступицу., Это приведет к уме ы ению воздушного и корпусного шума, порождаемогo зубчатыми колесамк. При уменьшении силы демпфирующий упруго-податливый элемент возвращает ве: cö Б обратном направлении, Предлагаемая конструкция зубчатых . колес отличается надежностью, способностью воспринимать большие нагрузки, высокой эффективностью. Использование предлагаемой конструкции в зубчатых механизмах, имеющих повышенный шум, позволит снизить шумоизлучающую способность зубчатых механизмов на 3-4 дБ.
Зубчатое колесо, содержащее ступицу и венец, соединяемые с помощью резьбы, и демпфирующий упруго-по>< датлквый элемент, размещенный между торцами ступицы и венца, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения шума, вибрации и повышения нагрузочной способности, резьбовое
Щ соединение венца и ступицы выполнено несамотормозящимся, а колесо снабжено дополнительным демпфирующим упруго-податливым элементом, расположенным со стороны свободного
25 торца венца, и крепежным элементом для соединения дополнительного демпфирующего элемента с зубчатым колесом, Источники информации, ЗО принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 502166, кл. F 16 Н 55/14, 1977.
2, Авторское свидетельство СССР, Р 201840, кл, F 16 Н 55/04, 1964 (прототип),