Способ диагностики зубчатыхпередач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

<и805097

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 110379 (21) 2733189/25-28 с присоединением заявки Й9— (23) Приоритет—

Опубликовано 150281. Бюллетень N9 6

Дата опубликования описания 15.02.81 (5>) л . кл.

Сз 01 М 13/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК 621. 83. 069 (088.8) Н. Т. Минченя, П. А, Удовидчик, Ю. В. Скорынин, И. К. Наследыше (72) Авторы изобретению

Институт проблем надежности машин АН Белорусс (71) Заявитель (54) СПОСОБ цИАГНОСТИХИ ЗУБЧА1ЫХ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технической диагностике зубчатых передач, и может быть использовано при испытании устройств, содерхащих зубчатые переда5 чи со средним и крупным модулем.

Известен способ диагностики зубчатых передач, заключающийся в том, что нагружают крутящим моментом диагностируемую передачу до и после испытаний, измеряют один из параметров передачи и по нему судят о состоянии передачи (lj.

Недостаток известного способа заключается в том, что он не позволя- 1 ет с требуемой точностью определять дефекты сопряжения.зубьев„ так как угол закрутки вала, являющййся контролируемым параметром передачи, зависит не только от износа рабочих поверхностей зубьев диагностируемой передачи, но и от состояния посадочных элементов, деформаций валов и самих зубьев.

Пель изобретения — повышение точности определения дефектов сопряжения зубьев.

Укаэанная цель достигается тем, что устанавливают на торце зуба одного кз колес диагностируемой передачи 30 бесконтактный. индуктивный преобразователь и прикрепляют к торцу зуба сопрягаемого колеса, выполненный иэ ферромагнитного материала дополнительный зуб, имитирующий профиль зуба сопрягаемого колеса до начала испытаний, а о состоянии передачи судят по зазору между индуктивным преобразователем и дополнительным зубом.

На фиг. 1 изображено устройство, реализующее предлагаемый способ; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.

На торцах зубьев зубчатого колеса

1 закреплен с помощью кронштейнов 2 из немагнитного металла, по крайней мере, один бесконтактный индуктивный преобразователь 3, На торце зуба, сопрягаемого с колесом 1 колеса 4, установлен дополнительный эуб 5 из ферромагнитного материала, имитирующий профиль зуба сопрягаемого колеса

4 до начала испытаний, и образующий базовую поверхность, которая может быть образована и неконтактирующей поверхностью самих зубьев зубчатого колеса 4, если зубчатое колесо 4 изготовлено большей ширины, чем колесо 1, в этом случае базовые поверхности зубьев должны отделяться

805097 от рабочих поверхностей проточкой 6 для устранения влияния базовых поверхностей на работоспособность передачи. Индуктивные, преобразователи

3 связаны через токосъемник 7 и усилитель 8 с регистрирующим прибором

9.

Перед началом испытаний измеряют зазор 5, между бесконтактными индуктивным преобразоват елем 3 и базовой поверхностью колеса 4.

В процессе испытания зубчатой передачи вследствие износа рабочих по верхностей зубьев диагностируемых колес 1 и 4 происходит соответствующее уменьшение зазора 5 . Изменение величины зазора 6 регистрируется прибором 9. Приращения зазора определяют величину износа рабочих поверхностей зубьев зубчатой передачи.

Устанавливая индуктивные преобразователи 3 на разных высотах зуба колеса 1, можно измерить распределение износа по высоте зубьев зубчатой передачи.

Предлагаемый способ позволяет также измерить изменение толщины масляного слоя в зоне контакта в зависимости от вида смазки, сравнивая величины зазоров J при различных смазках в тех же условиях испытаний.

При установке индуктивных преобразователей 3 на обоих торцах зубьев зубчатого колеса 1 по разности показаний индуктивных датчиков можно определить величину перекоса зубьев1 зубчатой передачи.

При диагностированни передач по предложенному способу обеспечивается диФФеренцированное измерение и определение дефектов сопряжения зубьев зубчатых передач со средним и крупным модулем в эксплуатационных условиях без разборки передач, и тем самым повышение точности определения дефектов сопряжения зубьев.

Формула изобретения

Способ диагностики зубчатых передач, заключающийся в том, что нагружают крутящим моментом диагностируе35 мую передачу до и после испытаний, измеряют один из параметров передачи и по нему судят о состоянии передачи о т л н ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности определе2О ния деФектов сопряжения зубьев, устанавливают на торце зуба одного из колес диагностируемой передачи бесконтактный индуктивный преобразователь и прикрепляют к торцу зуба сопрягаемого колеса выполненный из ферромагнитного материала дополнительный зуб, имитирующий профиль зуба сопрягаемого колеса до начала испытаний, а о состоянии передачи судят по зазору между индуктивным.

30 преобразователем и дополнительным зубом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство CCCP

35 Р 609073, кл. 6 01 М 13/02, 1976 (прототип).