Устройство для составления разво-зочных маршрутов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ЮВЧОРСКОМУ СВИ НИЛЬСТВУ (ia) 805352 (61) Дополнительное к авт. свид-ву В 525124 (22) Заявлено 261278 (21) 2702793/18-24 с присоединением заявки Но (23) Приоритет

Опубликовано 15.0281, Бюллетень ЙЯ 6

Дата опубликования описания 15.02В1 (51)M. Кл.

G 06 G 7/4&

G Об F 15/20

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 681.ЗЗЗ (088. 8) (72) Автор изобретения

Л. С. Клейман

, и,. (: :, 1

Научно-исследовательский и проектно-, ру тооский институт Главного управления автомобильного"трансяЖртта

Мосгорисполкома "НИИглавмосавтотранс, - -, (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАЗВОЗОЧНЫХ

МАРШРУТОВ

Изобретение относится к вычислительной технике.

По основному авт.св. 9 525124 известно устройство для составления развозочных маршрутов, содержащее и-мерный столбец элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями, элементы которого содержат последовательно соединенные резистор и пороговый элемент, и-мерный столбец ключей, пхп-мерную матрицу элементов задания расстояний между грузополучателями, элементы которой, кроме диагональных, содержат последовательно соединенные 15 резистор и пороговый элемент, и-мерный столбец элементов управления, каждый из которых содержит триггер, к нулевому входу которого подключен выход элемента ИЛИ, а к единичному 20 входу — выход элемента И, один вход которого через переключатель соединен с источником постоянного напряжения, и-мерный столбец сигнальных элементов и полей записи объемов перевозок, и-мерную строку элементов ИЛИ, элемент ИЛИ, триггер, кнопочный выключатель, источник линейного нарастающего напряжения и переключатель, при этом выход элемента ИЛИ соединен 30 с нулевым входом триггера, единичный вход которого через кнопочный выключатель подключен к источнику постоянного напряжения, а выход соединен со входом источника линейно нарастающего напряжения, выход которого соединен с первыми входами ключей и-мерного столбца ключей непосредственно, а со свободными вводами резисторов п-мерного столбца элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями — через переключатель, соответствующие входы элементов ЙЛИ и-мерной строки элементов

ИЛИ подключены к выходам пороговых элементов одноименных элементов

n""ìàpHîão столбца элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями и одноименного столбца пхп-мерной матрицы элементов задания расстояний между грузополучателями, выходы элементов ИЛИ и-мерной строки элементов ИЛИ соединены со вторыми входами элементов И одноименных элементов п-мерного столбца элементов управления, соответствующие входы элементов ИЛИ ко-. торого подключены к выходам пороговых элементов одноименной строки пхп-мерной матрицы элементов задания

805352 расстояний между грузополучателями, соответствующие входы элементов ИЛИ подключены к выходам пороговых элементов п-мерного столбца элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями и выходом элементов ИЛИ п-мерного столбца элементов управления, единичные выходы триггеров которых соединены со вхо:дами одноименных сигнальных элементов и-мерного столбца сигнальных элементов и полей записи объемов пере- f0 возок и одноименных ключей и-мерного столбца ключей, выходы которых соединены со свободными вводами резисторов одноименной строки пхп-мерной матрицы элементов задания расстояний между грузополучателями (1j.

Однако оператору при работе с устройством на каждом этапе составления развозочного маршрута приходится вычислять изМЕнения в потребности груза 2О у грузополучателей. При этом оператор должен учитывать грузоподъемность автомобиля и вычислять остаток груза на автомобиле после очередной отгрузки. Таким образом, имеют место непроизводительные затраты времени при

25 работе с устройством на выполнение вычислительных работ оператором, что значительно усложняет и удлиняет процесс составления развозочных маршрутов, т.е. снижает производительность 30 работы устройства.

Цель изобретения — повышение быстродействия устройства.

Цель достигается тем, что в устройство введены второй элемент ИЛИ, эле„мент И, сумматор, блок индикации, блок задания исходных данных, регистр ввода, коммутатор, сумматор, п элементов ввода-вывода, каждый из которых содержит регистр записи объемов 40 перевозок, формирователь импульсов и элемент ИЛИ, причем в каждом из элементов ввода-вывода первый вход элемента ИЛИ подключен к выходу элемента И, выход формирователя импульсов соединен с управляющим входом регистра записи объемов перевозок,. информационный вход которого подключен к .выходу элемента ИЛИ, вторые входы элементов ИЛИ элементов ввода-вывода и один вход второго элемента ИЛИ подключены соответственно к выходам коммутатора, вход которого через регистр ввода соединен с выходом блока задания исходных данных, выходы регистров записи объемов перевозок элементов ввода-вывода подключены ко входам одноименных сигнальных элементов п-мерного столбца сигнальных элементов и полей записи объемов перевозок и к другим входам второго 40 элемента ИЛИ, выход которого соединен со входом сумматора, первый и второй выходы которого подключены ко входам элемента И, выход которого соединен с первыми входами элементов И элементов ввода-вывода, вторые входы которых подключены к выходам одноименных элементов И и-мерного столбца элементов управления и ко входам соответствующих формирователей импульсов элементов ввода-вывода, третий выход сумматора соединен со входом блока индикации.

На чертеже представлена блок-схема устройства °

Устройство содержит п-мерный столбец 1 элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями, и-мерный столбец 2 ключей, пхп-мерную матрицу 3 элементов задания расстояний между грузополучателями, п-мерный столбец 4 элементов управления, п-мерный столбец 5 сигнальных элементов и полей записи объемов перевозок, п-мерную строку 6 элементов ИЛИ, элемент ИЛИ 7, триггер 8, кнопочный выключатель 9, источник 10 линейно нарастающего напряжения и переключатель 11.

Элементы и-мерного столбца 1 элементов задания расстояний грузоотправителем и грузополучателями содержат резисторы 12 и пороговые элементы 13. Элементы и-мерного столбца

2 ключей содержат ключи 14. Элементы пхп-мерной матрицы 3 элементов задания расстояний между грузополучателями содержат резисторы 15 и пороговые элементы 16. п-Мерный столбец

4 элементов управления содержит элементы ИЛИ 17, элементы И 18, триггеры 19 и переключатели 20. п-Мерный столбец 5 сигнальных элементов и полей записи объемов перевозок содержит сигнальные элементы

21 и поля 22 записи объемов перевозок. п-Мерная строка элементов ИЛИ 6 содержит элементы ИЛИ 23.

Кроме того, устройство содержит и элементов 24 ввода-вывода, вычислительный блок 25, блок 26 задания исходных данных, регистр 27 ввода и коммутатор 28.

Элементы 24 ввода-вывода содержат регистр 29 записи объемов перевозок, формирователь 30 импульсов, элемент ИЛИ 31 и элемент И 32. Вычислительный блок 25 содержит сумматор 33, элемент И 34, второй элемент ИЛИ 35 и блок 36 индикации.

Устройство работает следующим образом.

В регистры 29, 29, ..., 29, записи объемов перевозок элементов

24 ввода-вывода заносятся с блока

26 ввода информации объемы потребления грузов по каждому грузополучателю в отдельности Q Q„, а в сумматор 33 вычислительйого блока 25 заносится с того же блока 26 ввода информации грузоподъемность автомо6HJIi Я, .

Объемы перевозок, равные или кратные грузоподъемности автомобиля, 805352 включаются в маятниковые маршруты и сразу заносятся в оперативный план.

Для составления рациональных развозочных маршрутов из числа оставшихся не включенными в оперативный план грузополучателей выбирается в и-мерном столбце 1 элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями К; грузополучатель, наиболее удалейный от данного грузообразующего пункта, и ему планируется завоз. К . грузополучатель яв1 ляется начальным пунктом развозочного маршрута.

Операция по определению остатка груза на автомобиле после выгрузки у грузополучателя адан цн производится в вычислительном блоке

25. Если результат вычисления положительный (дц„ > О), т.е. грузоподъемность автомобиля использована не полностью, то содержимое регистра 29; записи объемов перевозок обнуляется и предусматривается разгрузка у К; грузополучателя.

Для этого предусматривается i-ная строка в пхп-мерной матрице 3 элементов задания расстояний между грузополучателями, и в ней определяется наименьшее расстояние до грузополучателя К которому необходимо завести

l груз.

Если К грузополучателю имеется такое количество груза, что hq „

Ч - (Q. + Я ) = О, т.е. содержимое сумматора 33 равно нулю, то набор маршрута заканчивается. Если же

-.(Q + 0 ) r О, то предусматривается J-ая строка в АхА-мерной матрице .3 элементов-задания расстояний между грузополучателями, и в ней аналогично находится К грузополучатель. Такой последовательный под6ор проводится до тех пор, пока не будет обеспечена полная выгрузка автомобиля. В процессе составления развозочного маршрута объемы груза, запланированные к перевозке по рациональному маршруту, автоматически исключаются из регистров 29„, 29

29 записи объемов. перевозок, т.,е. их содержимое становится равно нулю.

Yl

Маршруты составляются до тех пор, пока объемы грузов, занесенных в ре- гистры 29„, 29,..., 29, записи объемов перевозок не исчерпаются.

В исходном положении триггеры 8 и 19 установлены в "0", переключатель

11 и ключи 14 разомкнуты, переключатели 20 закнуты. Напряжение на выхо-де источника 10 линейно нарастающего напряжения равно нулю.

На первом этапе работы с устройст вом оператор вводит запланированные объемы перевозок по каждому грузополучателю . Для этого он набирает на блоке 26 ввода информации код грузополучателя и запланированный для него объем перевозок. Эта информация заносится в регистр 27 ввода, а затем посредством коммутатора 28 через элементы ИЛИ,31„, 31> 31 перезаписываются в соответствующие регистры 29.„, 29,..., 29„ записи объемов перевозок. Информация, занесенная в

5 регистры 29„, 29>,, 29, записи объемов перевозок, индицируется с помощью сигнальных элементов 211, 212

2 1- и °

)Q Второй этап работы начинается с того, что оператор вводит в сумматор

33 вычислительного блока 25 величину грузоподъемности автомобиля. Для этого она набирает на блоке 26 вво1,да информации код ввода грузоподъемности и величину грузоподъемности автомобиля. Эта информация посредством коммутатора через элемент ИЛИ 35 записывается в сумматор 33 и индицируется с помощью блока индикации

2О 36 вычислительного блока 25.

Затем оператор находит наиболее удаленный пункт получения груза.

Эта операция соответствует нахождению наибольшего элемента в и-мерном

25 столбце 1 элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузо-, получателями. Оператор замыкает переключатель 11, подключая выход источника 10 линейно нарастающего напряжения к резисторам 12. Нажатием кнопочного выключателя .9 подается единичный потенциал на вход "1" триггера 8. Триггер 8 устанавливается в

"1". Включается источник 10, на его выходе появляется медленно нарастающее напряжение.,Токи на входах пороговых элементов 3 определяются величиной соответствующих резисторов

12 и растут по мере подъема иацряйения на выходе источника 10Ток срабатывания у всех пщроговЫх элементов 13 одинаков. Первым достигает порога срабатыв@иия ток..в цепи с наименьшим сопротивлением, которое соответствует наибольшему рас4$ стоянию в и-мерном столбце элементов задания расстояний между грузоотпра" вителем и грузополучателями (по отношению к строкам пхп-мерной матрицы элементов задания расстояний между грузополучателями зависимость прямаяменьшему расстоянию соответствует меньшее сопротивление). Пусть такой ветвью будет цепь из резистора 12 и порогового элемента 13, соответствующая второму элементу в и-мерном столбце элементов задания, расстояний между грузоотправителем и грузополучателями.

Пороговый элемент 13 сформирует сигнал, соответствующий единичному

60 потенциалу. Этот единичный потенциал через элемент ИЛИ 23 подается на один вход элемента И 18>, включенный на единичном входе триггера 19 . На второй вход элемента И 18> подан раз65 решающий единичный потенциал через

805352 замкнутый переключатель 20 . Триг ер

192 устанавливается в "1". С единичного выхода триггера 1.9 подается

2 сигнал на сигнальный элемент 21, номера найденного пункта назначения груза. С этого же выхода триггера 1 поступают сигналы на включение ключа

14, соответствующего выбранному пункту назначения груза. С выхода порогового элемента 13 единичный сигнал через элемент ИЛИ 7 поступает на нулевой вход триггера 8. Триггер

8 устанавливается в "0" и выключает источник 10.

Снгнал с выхода элемента И 18 подается также на вход формирователя

30> импульсов, который формирует импульс считывания информации с регистра 292, записи объема перевозок.

При этом содержимое регистра 29 поступает в сумматор 33 вычислительного блока 25 через элемент ИЛИ 35, и регистр 29 обнуляется.

В сумматоре 33 осуществляется операция вычитания из ранее записанной

° туда величины грузоподъемности автомобиля значения объема перевозок считанного с регистра 29 записи объемов перевозок. Если результат операции вычитания не отрицательный, что означает полное удовлетворение потребности данного грузополучателя в грузе, то на управляющие входы элемента И 34 подается запрещающий сиг-. нал со знакового разряда сумматора

33. При этом на блоке индикации 36 оператор видит величину остатка груза на автомобиле, а сигнальные элементы 22 показывают, что содержимое

9 регистра 29 записи объемов перевозок равно .нулю. Если результат выЧисления отрицательный, что соответствует полной разгрузке автомобиля у данного грузополучателя и необходимости дополнительного завоза груза к нему, то на управляющие входы элемента

И 34 подается разрешающий сигнал со знакового разряда сумматора 33, и содержимое сумматора без знака перезаписывается через элемент И 322 и элемент ИЛИ 31 в регистр 292 зайиси объемов перевозок.

При этом сигнальные элементы 222 индицируют оператору обновленное содержимое регистра 29, т.е. объема груза, который осталось доставить данному грузополучателю.

На этом заканчивается второй этап работы с устройством и оператор выключает переключатель 11.

На третьем этапе оператор должен найти наименьший элемент в строке пхп-мерной матрицы 3 элементов задания расстояний между грузополучателями, находящейся против уже найденного и подсвеченного пункта назначения груза (в данном примере второго), Нажатием кнопочного выключателя

9 оператор включает источник 10, который через открытый ключ 14 уже подключен к резисторам 15 ...1» и пороговым элементам 16 ...15

2,-1 2,л

Первый срабатывает пороговый элемент 16> .... Единичный потенциал

5 с его выхода через элемент ИЛИ 23 подается на один вход элемента И 18

h ° На другой вход элемента И 16 подан

П разрешающий единичный потенциал через замкнутый переключатель 20л. Триггер

19д устанавливается в "1". Засвечивается сигнальный элемент 21 . Кроме того; с выхода порогового элемента

162 единичный потенциал через элемент ИЛИ 17 подается на нулевой вход триггера 19>, который устанавливается

15 в "0". Гаснет сигнальный элемент 212, размыкается ключ 14 .

Процесс вычисленйя изменения .в потребности груза у грузополучателей аналогичен описанному выше.

Щ После каждого шага оператор должен решить, включать или не включать новый найденный пункт назначения в маршрут грузового транспорта. Решение зависит от потребности грузополучателя и грузоподъемности транспорта. Если найденный пункт включается в маршрут,то оператор переходит к отысканию следующего. В противном случае устройство переводится в исходное положение,,т.е.устанавли-. ваются в "0" все триггеры, и устройство подготавливается к работе по состоянию следующего маршрута.

Пункты назначения, потребность которых в грузах удовлетворена полностью нли по каким-либо причинам частично, из дальнейших расчетов исключается размыканием соответствующего переключателя 20„,...,20 . При этом разрешающий единичный потенциgQ ал снимается со входа элемента И 18, и соответствующий исключенному из рассмотрения пункту триггер 19 теряет возможность устанавливаться в "1".

Применение устройства позволит оперативно составлять рациональные маршруты развозки грузов автомобильным транспортом, что должно привести к снижению транспортных издержек.

Формула изобретения

Устройство для составления развозочиых маршрутов по авт. св.

Р 525124, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения быстродействия, в него введены второй элемент ИЛИ, элемент И, сумматор, блок индикации, блок задания исходных данных, регистр ввода, коммутатор, сум-, матор, л элементов ввода-вывода, каждый иэ которых содержит регистр записи объемов перевозок, формирователь импульсов и элемент ИЛИ, причем в каждом из элементов ввода-вывода первый вход элемента ИЛИ подключен

805352

ВНИИПИ Заказ 10905/73 Тираж 756 Подписное

««»

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 к выходу элемента И, выход формирователя импульсов соединен с управляющим входом регистра записи объемов перевозок, информационный вход которого подключен к выходу элемента ИЛИ, вторые входы элементов ИЛИ элементов ввода-вывода и один вход второго элемента ИЛИ подключены соответственно к выходам коммутатора, вход которого через регистр ввода соединен с выходом блока задания:-исходных данных, выходы регистров записи объемов перевозок элементов ввода-вывода подключены ко входам одноименных сигнальных элементов и-мерного столбца сигнальных элементов и полей записи объемов перевозок и к другим входам второго элемента ИЛИ, выход которого соединен со входом сумматора, первый и второй выходы которого подключены ко входам элемента И, выход которого соединен с первыми входами элементов

И элементов ввода-вывода, вторые вхо5 ды которых подключены к выходам одноименных элементов И я-мерного столбца элементов управления и ко входам соответствующих формирователей импульсов элементов ввода-вывода, третий выход сумматора соединен со входом блока индикации.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

)$ Р 525124, кл. G 06 G 7/48, G 06 F 15/20, 1973 (прототип).