Топливный бак транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Севемюе

Соц

Реитубаюс

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ С1 ИИЗЬСТВУ

i»>806481 (бт) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 300379 (21) 2743563/27-11 с присоединением заявки М

Ф (23) Приоритет.—

Опубликовано 230281.Бюллетень 1Ч9

Дата опубликования описания 2 302 81 (51)М. Кл.з

В 60 К 15/02

Гасуларствеввай кеинтат

СССР вв мааи юебрвтепнй в еткрыткй (53) УДЫ 621. 43.

032 8 (088 8) P2) Авторы изобретения

Н.A.Åãîðoâ,: В.О.Нифонтов и P. К. Эсманский

Рф . " Qfggw московский автомобильный завод им. И.A.

c Производственное объединение 3 (71) Заявитель (54) ТОПЛИВНИЙ ВАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции, преимущественно автомобильных топливных баков с устройствами для компенсации теплового расширения топлива.

Известен.топливный бак, содержащий резервуар, заливную горловину, вентиляционную трубку и воздухоотводящую трубку, один конец которой соединен с заливной горловиной,, а другой конец располагается в баке с образованием при наполнении бака свободного пространства для возможного тейлового расширения топлива 1 . t5 Однако при наполнении бака без помов1и насоса он может оказаться полностью заправленным, так как после блокировки нижнего конца воздухоотводящей трубки топливом воздуха из ре- 20 эервуара успевает вытесняться через вентиляционную трубку. В этом случае при тепловом расширении топливо выливается через вентиляционную трубку.

Наиболее близким по технической: сущности к предлагаемому изобретению: является топливный бак, содержащий резервуар с расположенной на его верхней стенке заливной горловиной с крышкой, клапан, полость которого 30 сообщена с атмосферой, и две вентиляционные трубки, соединенные с клапаном, причем конец одной из трубок соединен с резервуаром PJ.

Недостатком этого бака является то, что во время авиационной транспортировки при кренах, возникающих, например,. на подъемах, возможно заполнение о клайана топливом через вентиляционную трубку, сообщенную с заливной горловиной. При этом через открытую клапаном вентиляционную трубку, сообщенную с реэервуаром,под действием высотного разрежения вытесняется воздух, который может захватывать в окружающую среду находящееся в клапане топливо.

Выброс топлива наружу резко повышает пожарную опасность.

Цель изобретения - предотвращение выброса топлива из бака при авиационной транспортировке транспортного средства. указанная цель достигается тем, что конец другой трубки опущен в резервуар, а клапан выполнен в виде двухпозиционного распределителя, снабженного приводом его переключения.

На фиг. 1 показан топливный бак, 9бщий вид; на фиг. 2 — узел в уве806481 личенном масштабе, продольный разрез; на фиг. 3 — вид А на фиг. 1; на фиг.

4 — вариан исполнения топливного бака при креплении клапана на верхней стенке резервуара.

Топливный бак содержит резервуар

1 с заливной горловиной 2, нижний

:конец которой расположен ниже верхней . стенки 3 резервуара 1,.герметичную пробку 4, закрывающую заливную горловину 2. На заливной горловине закреплен клапан 5 (крепление не показано), :сообщенный с помощью трубки 6 с атмосферой. K верхней стенке бака при. соединены вентиляционные трубки 7 и

8, поднимающиеся вверх.до высоты Н и соединенные с помощью трубки 9 с )5 клапаном 5. К клапану 5 также присоединена верхним концом воздухоотводящая трубка 10, нижний конец которой заглублен в резервуар выше, нижнего конца заливной горловины 2, 20

Клапан 5 содержит корпус 11, с внутренней полостью которого сообщены трубки 9, 6 и 10, запорный элемент

12 со штоком 13, находящимся во взаимодействии с пробкой 4, и пружину

14 сжс.сия, поджимающую запорный элемент 12„ который снабжен ограничителем 15 вертикального перемещения, размещенным в кольцевой канавке 16 корпуса. В верхней части корпуса размещено уплотнительное кольцо 17, охватывающее шток 13. Винт 18 служит для фиксации штока 13 и поджат пружиной 19 сжатия. В штоке "3 выполнена канавка 20 под винт-фиксатор 18.

Устройство работает следующим образом.

Первая позиция клапана соответствует положению запорного элемента

12, при котором вентиляция бака осуществляется через трубки 7, 8 и 9, 40 сообщенные с помощью клапана 5 и трубки 6 с атмосферой, а воздухоотводящая трубка 10 отсечена запорным элементом. При этом предотвращается попадание топлива в вентиляционную Q$ магистраль через трубку 10 во время кренов, возникающих при авиационной транспортировке на подъемах.Тем самым исключается захват и выброс топлива из бака воздухом, вытесняемым из 1 $() резервуара через трубку 9.Трубки 7 и

8 расположены над баком на высоте Н, выбранной из расчета максимально возможных кренов бака. Это исключает попадание топлива через трубки 7, 8 в трубку 9, из которой в протйвном случае, как уже упоминалось, возможен захват топлива воздухом.

Для заправки бака снимается пробка 4. При этом запорный элемент

12 под действием пружины 14 сжатия dO перемещается вверх до упора ограничителя 15 вертикального перемещения в верхнюю кромку канавки 16 корпуса и занимает тем самым, вторую пози/ цию, при которой оказывается пере- 65 крытой трубка 9 и обеспечивается сообщение воздухоотводящей трубки

10 с трубкой 6, При наполнении бака воздух из резервуара вытесняется через воздухоотводящую трубку 10 до тех пор, пока уровень поднимающегося топлива не блокирует нижний конец трубки 10, После. этого уровень топлива поднимается лишь в заливной горловине, свидетельствуя об окончании заправки.

Таким образом, в резервуаре образовывается свободное пространство, выбранное с учетом теплового расширения топлива, которое после надевания пробки 4 (перевод клапана 5 в первую позицию), сообщается с атмосферой.

При нагреве расширяющееся топливо заполняет свободное пространство вытесняя при этом воздух из резервуара по трубкам 7, 8, 9 и 6.

При необходимости полной заправки бака возможна постоянная фиксация клапана 5 в первой позиции независимо от положения пробки за счет вворачивания винта-.фиксатора 18 до упора в канавку 20. В этом случае при заправке после блокирования уровнем топлива нижнего конца воздухоотводящей трубки 10 воздух из резервуара вытесняется через вентиляционные трубки 7, 8 и далее трубки 9 и 6 в атмосферу до тех пор, пока бак не будет полностью заправлен. При этом после заправки также осуществляется предохранение от выброса топлива из бака во время авиационной транспортировки.

В зависимости от компановочных особенностей транспортного средства возможно размещение клапана 5 на верхней стенке 3 резервуара 1. В этом случае топливный бак может быть выполнен в следующем варианте (фиг. 4): в корпусе 11 клапана

5 выполнен фланец 21, с помощью которого клапан крепится к резервуару (крепление не показаФ".ф, при этом нижняя часть клапана 5 является опущенной в резервуар и сообщается с ним через отверстие 22. Трубка 10 поэтому отсутствует, так как ее функции выполняет нижняя часть корпуса

11 клапана 5.

Принцип заполнения бака по этому варианту сохраняется прежним. Управле ние клапаном в этом случае осуществляется крышкой топливного бака, защищающей заливную горловину и размещенные на верхней стенке резервуара приборы и клапан от попадания грязи (крышка и приборы не показаны) .

Таким образом, устройство позволяет компенсировать тепловое расширение топлива при снижении пожарной опасности во время и после авиационной транспортировки транспортного средства. При этом достигается упрощение конструкции бака эа счет умень806481

Формула изобретения

5

t2

f фиаЗ ираж 743 Подписное

ВНИИПИ- Заказ 147/29.

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 шения числа трубок и повышается надеж ность работы эа счет применения клапана принципиально иного типа.

Создается возможность более гибкого использования бака за счет наличия устройства дпя увеличения его заправочной емкости.

Топливный бак транспортного средства, содержащий резервуар с расположенной íà его верхней стенке заливной горловиной с крышкой, клапан, полость которого сообщена с атмосферой, и две вентиляционные трубки, соединенные с клапаном, причем конец одной иэ трубок соединен с резервуаром, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью предотвращения выброса топлива из бака при авиационной транспортировке транспортного средства, конец другой трубки опущен в резервуар, а клапан выполнен в виде двухпозиционного рас- пределителя, снабженного приводом

его переключения.

Источники информации,. принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании

9 1291307, кл. В 8 К, 1972.

2. Патент CQIA 9 3643690, кл. 220-203, 1972 (прототип) .