Раздаточная коробка транспортногосредства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОУСК©МУ С ВТВЛЬСТВУ

Союз Советсник

Социалистическик

Республик (61} Дополнительное к авт. свид-ву(22)Заявлено 080975 (23) 2171516/27-11 ®)М

В 60 К 17/08 с присоединением заявки М

Государетвеиный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 2302,81, Бюллете< W

Дата опубликования описания 2 3,0281 (53) УДК 629, 113-585 (088.8) В.Г.Евтенко, A.È.Èâ÷åíêî, Н.И.Яковлев и .И.фгфру цски > ф ф Q р, .1,7.,,ф ф .С. украинский научно-исследовательский инс итутЫ3фущиза4иит" и электрификации сельского хозя -". .4 (72) Авторы изобратения (73) Заявитель (54) РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНО1 О СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным машинам, а именно, к их трансмиссиям.

Известны раздаточные коробки, содержащие установленные в корпусе входной и выходные валы, на которых установлены шестерни, зацепленные между собой и обеспечивающие две передачи (1) .

Однако диапазон передач этой коробки Мал.

Известна также раздаточная коробка транспортного средства, содержащая корпус, в котором расположены входной и два выходных вала, шестерни, установленные на выходных валах, управляемые муфты и зпициклический двухрядный дифференциал, состоящий из водила, связанного с входным ва лом, коронных шестерен, введенных . в зацепление с шестернями выходных валов и управляемых посредством тормозов солнечных шестерен (21.

Недостатком данной коробки является относительно малый диапазон передач.

Цель изобретения — расширение диапазона передач раздаточной коробки.

Поставленная цель достигается тем, что раздаточная коробка снабжена дополнительной управляемой муфтой для соединения между собой упомянутых солнечных шестерен, а коронная шестера ня каждого ряда упомянутого дифференциала выполнена с дополнительным зубчатым венцом, зубья которого введены в зацепление с соответствующими шестернями, свободно установленными на Е выходных валах, при этом упомянутые управляемые муфты установлены на выходных валах с возможностью соединения шестерен с последними, а одна иэ шестерен каждого выходного вала,эацепленная с зубчатым венцом соответ1 ствующей коронной шестерни, введена в зацепление с шестерней другого выходного вала.

На фиг. 1 показана кинематическая схема раздаточной коробки; на фиг. 2-.

20 схема расположения валов в поперечном сечении коробки.

Раздаточная коробка содержит корпус 1, в котором расположены входной вал 2, выполненный в виде общего во дила двухрядного эпициклического дифференциала с коронными шестернями 3 и

4, Солнечные шестерни 5 и 6 связаны посредством концентричных валов с тормозами 7 и 8 управления, вращаюЗО щиеся элементы которых связаны с

806482

И бО фрикционными элементами управляемой муфты 9, предназначенной для соединения между собой солнечных шестерен

5 и б. Сателлиты 10 и 11 зацеплены между собой.

Шестерни 12 и 13 установлены свободно на первом выходном валу 14 и могут быть соединены с ним посредством муфт 15 и 16. На этом же валу уст новлена свободно шестерня 17, которая может быть соединена с ним муфтой

18. Шестерни 19 и 20 установлены на втором выходном валу 21 и могут быть соединены с последним муфтами 22 и

23. На валу 21 установлена также шестерня 23, соединяемая с ним посредством муфты 25.

Коронная шестерня 3 соединена с шестерней 26 и имеет дополнительный зубчатый венец 27, а коронная шестерня 4 соединена с шестерней 28 и имеет дополнительный зубчатый венец 29. Венец 29 и шестерня 26 находятся в постоянном зацеплении с шестернями 12 и 13 соответственно первого выходного вала 14. Венец 29 и шестерня 28 зацеплены с шестернями 19 и 20 второго выходного вала 21. Шестерни 12 и

19 каждого выходного вала, кроме зацепления с шестернями 26 и 28 соответствующих коронных шестерен, находят ся в зацеплении с шестернями 24 и

17 противоположных выходных валов.

В соответствии с определенным . порядком включения управляющих элементов-муфт 9, 15, 16, 17, 22, 23 и

25 и тормозов 7 и 8 работа раздаточной коробки происходит в трех вариантах.

1. Выключена муфта 9 и отпущены тормоза 7 и 8, включены муфты 15 и 22 или 22 и 23. При равенстве моментов сопротивления на выходных валах 14 и 21, а, следовательно, и на коронных шестернях 3 и 4, элементы двухрядного дифференциала вращаются как одно целое, угловые скорости обоих выходных валов равны между собой.

При неравенстве моментов сопротивления на выходных валах двухрядный дифференциал выполняет функции межколесного дифференциала, позволяя иметь выходным. валам 14 и 21 разные угловые скорости.

Чтобы сохранить равенство углов скоростей коронных шестерен 3 и

4 при неравенстве на них моментов сопротивления, включают муфту 9, связывая между собой солнечные шестерни 5 и 6. При этом муфта передает только часть разности крутящих моментов на шестернях 3 и 4.

Когда муфта 9,тормоза 7 и 8 выключенй и включены муфты 18 и 25, то выходные валы 14 и 21 получают вращение в обратном направлении. Для блокирования дифференциала в этом случае включают муфту 9.

При включении муфты,9 муфты одного из выходных валов, например 22, 23 или 25, могут быть выключены, и тогда включением муфт 15, 16 или 18 на другом выходном валу получают соответствующие передачи переднего и заднего хода только для вала 14 при свободном вращении выходного вала 21 под действием сил сопротивления движе1нию транспортного средства.

Ц . Муфта 9 выключена, затянут тор Я,моз 7. При этом солнечная шестерня 5 первого ряда, вследствие наличия на ней тормозного момента, замедляет свое вращение, сателлиты 10 этого ряда, обкатываясь по солнечной шестерне, 15 увеличивают угловую скорость коронной шестерни 3, а, находясь в зацеплении с сателлитами 11 второго ряда, передают им относительно водила движение в обратном направлении и замедляZg ют тем самыМ вращение коронной шестер" ни 4. При включении муфт 15 и 16 и полной остановке солнечной шестерни

5 обеспечивается две ускоренных передачи выходного вала 14 и одна замедленная заднего хода при включении муфты 18.

Если на втором выходном валу 21 включены муфты 22, 23 или 25, то для этого вала соответственно получают две замедленные передачи переднего

30 хода и одну ускоренную на заднем ходу °

П1 . Муфта 9 выключена, затянут тормоз 8. При этом солнечная шестерня б второго ряда, вследствие наличия

35 на ней тормозного момента, замедляет свое вращение, а сателлиты 11 этого ряда, обкатываясь по солнечной шестерне, увеличивают угловую скорость коронной шестерни 4 своего ряда и соответственно уменьшают угловую ско. рость коронной шестерни 3 первого ряда.

При включении муфт 15, 16 и 18 и полной остановке шестерни б для выходного вала 14 получают соответственно две замедленные передачи переднегб хода и одну ускоренную передачу заднего хода, а. включением муфт 22, 23 и 25 получают для вала 21 две ускоренных передачи переднего хода

® (и замедленную передачу заднего хода с соответствующими угловыми скоростямие

Таким образом, для привода выходного вала 14, связанного, например, с передним ведущим мостом колесной машины, получают шесть передач переднего и три передачи заднего хода.

Такое же число передач обеспечивается в этом примере для привода заднего ведущего моста, связанного с выходным валом 14.

Если раздаточная коробка установлена на гусеничной машине, причем выходные валы 14 и 21 связаны с гусеницами различных бортов машины, то

806482 путем различного сочетания включаемых передач, а следовательно, и угловых скоростей валов 14 и 21 и гусениц левого и правого бортов, получают несколько фиксированных радиусов поворота, в том числе и меньших, чем ширина колеи трактора. Например, включением муфт 15 или 16 на выходном валу

14.и муфты 25 на выходном валу 21 при различных сочетаниях включения муфты

9 или тормозов 7 и 8 поворот гусеничного транспортного средства осуществляется в сторону гусеницы, приводимой выходным валом 21 раздаточной коробки с фиксированными радиусами, меньшими ширины колеи трактора..

Наличие большого числа фиксирОванных радиусов поворота вплоть до поворота относительно середины опорной поверхности гусениц позволяет осуществлять повороты транспортного средства с минимальными дополнительными затратами времени и энергии в механизмах поворота. В промежутках между фиксированными радиусами поворота обеспечивается получение промежуточных радиусов поворота обычным для двойного дифференциального механизма способом, т.е. изменением тормозного момента тормозов 7 или 8.

Формула изобретения

Раздаточная коробка транспортного средства, содержащая корпус, в котором расположены входной и два,выходных вала, шестерни, установленные на выходных валах, управляемые муфты и эпициклический двухрядный дифференциал, состоящий из водила, связанного с входным валом, коронных шестерен, введенных в зацепление с

5 шестернями выходных валов и управляемых посредством тормозов солнечных шестерен, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапаэона передач, она снабжена дополни® тельной управляемой муфтой для соединения между собой упомянутых солнечных шестерен, а коронная шестерня каждого ряда упомянутого дифференциала выполнена с дополнительным зубч

f$ тым венцом, зубья которого введены в зацепление с соответствующими шестернями, свободно установленными на выходных валах, при этом упомянутые управляемые муфты установлены иа

2О выходных валах с возможностью соединения шестерен с последними, а одна из шестерен каждого выходного вала, зацепленная с зубчатым венцом соответствующей коронной шестерни, введена в зацепление с шестерней другого вы2 ходного вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Справочник по тракторам Т-150

ЗО и Ф-150К, Харьков Прапор, 1977, с. 167-178.

2. Авторское свидетельство СССР

225711, кл В 60 K 17/08, F 16 h 03/16, 1967 (прототип) °

806482

Составитель В.ухнин

Редактор В.Жиленко Техред И.Келущак КорректорМ.демчик

Заказ 147/29 Тираж 743 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4