Гидравлический привод колесноймашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОИЖОМУ СВ ВТВЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических республик,«806484
Ф
Ч( г (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 090479 (2!) 2751808/27-11 я)м. кл.
В 60 К 17/14
F 16 Н 39/46 с присоединением заявки М
Государственный комитет
СССР яо делам изобретеиий и открытий (23) Приоритет—
Р31 УДК 629. 113-585.2(088.8) Опубл 2302,81,Бюллетень 89 7
Дата оаубликования описания 2 З02.81 (72) Авторы изобретения
В.П.Зарецкий И И,C.Марковский
Белорусский ордена Трудового Красного Зна
:политехнический институт
4аащ» (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИИ ИРИВОД КОЛЕСНОИ ИИЯИНЫ
Изобретение относится к гидроприI воду транспортных средств и может быть применено в гидрообъемных трансмиссиях колесных тракторов автомашин и сельскохозяйственных машин.
Известен двухконтурный гидравлический привод, содержащий гидронасос, сообщенный напорной гидролинией с делителем потока объемного типа, гидромашины которого соединены гидролиниями с гидромоторами и с устройством регулирования $1(.
Однако машины с таким приводом, работая на поперечном склоне, имеют плохую курсовую устойчивость.
Известен также гидравлический привод кдлесной машины, содержащий гидронасос, напорная гидролиния которого соединена с делителем потока, выполненным в виде двух гидромзшин, подвижные элементы которых кинематически связаны между собой, причем. каждая гидромашина гидравлически соединена с гндромоторами и устройством регулирования, выполненным в виде гидронасоса переменной производительности с приводом от подвижных элементов гидромашин, при этом регу лятор гидронасоса переменной производительности кинематически связан с рулевым управ.чением колесной машины 2 .
Недостатком этого привода является то, что курсовая устойчивость машин без стабилизации остова, снабженных таким приводом, на поперечном склоне очень плохая, так как, например, ниэкоклиренсный трактор,, обрабатывающий междурядья пропашных культур, на поперечном склоне в процессе движения сползает вниз по склону под действием боковых сил и наезжает на рядки пропашных культур.
Цель изобретения - улучшение управляемости путем повышения курсовой устойчивости при движении машины поперек склона.
Указанная цель достигается тем, © что привод снабжен вторым гидронасосом переменной производительности и датчиком угла склона, причем второй гидронасос переменной производительности гидравлически связан с обоими гидромоторами, его подвижный элемент кинематически связан с подвижными элементами упомянутых гидромашин, а регулятор второго насоса переменной производительности связан
Зо с датчиком угла склона.
806484
На фиг. 1 показана гидравлическая схема устройства; на фиг. 2 — гидро механическая схема регулирования.
Гидравлический привод содержит гидронасос 1, сообщенный напорной линией 2 с делителем потока объемного типа гидромашины 3 и 4 которого механически связаны между собой с по мощью вала 5. Гидромашины 3 и 4 также еоединены при помощи гидролиний 6 и
7 с гидромоторами 8 и 9, которые сов- О местно с гидромашинами 3 и 4 образуют два контура гидряпередачи. Кроме того, гидролинии 6 и 7 сообщены меж- ду собой с помощью насоса 10 и насоса 11, а гидромоторы 8 и 9 с помощью гидролинии 12 сообщены с гидронасосом 1
1. Вал 5 объемного делителя потока соединен с валом 13 гидронасоса 10 и с валом 14 гидронасоса 11. Регулятор производительности насоса 10, например шайба 15, кинематически свя- 20 зан с помощью передаточного механизма 16 с рулевым управлением машины
17. Регулятор производительности на соса 11,, например шайба 18, связан с датчиком угла склона, например с д маятником 19, подвешенным на оси
20 с помощью передаточного механизма
21. Гидравлический привод имеет также систему подпитки, содержащую гидробак 22, насос 23 подпитки, Фильтр
24 и клапан 25, Гидравлический привод работает следующим образом.
Жидкость из напорной гидромашины
2 поступает к гидромашинам 3 и 4 и далее к гидромоторам 8 и 9. Производительность насосов 10 и 11 определяетея положением регулятора производительности, т.е. положением шайбы 15 и шайбы 18, и скоростью вращения валов 5 13 и 14. 4О
При движении машины по-прямой на горизонтальной поверхности производительность насосов 10 и 11 равна нулю;
Расходы жидкости через гидромашины 3 45 и 4 одинаковы, а следовательно, и час1 тоты вращения гидромоторов 8 и. 9 равны между собой. Если сцепление с почвой одного из колес ухудшается, то уменьшается перепад давлений на соот- ер ветатвующем гидромоторе, например 8.
В вязи с этим увеличивается перепад да лений на гидромашине 3, которая на нает работать в режиме гидродвигателя и создает крутящий момент на валу 5. При этом гидромашина 4 начинает работать в насосном режиме и давление в гидролинии 7 увеличивается. Повышение давления вызывает соответствующее увеличение крутящего момента гидромотора 9 правого контура 40 гидропередачи. Следовательно, частоте вращения гидромоторов 8 и 9 остается одинаковой, а крутящий момент перераспределяется между гидромоторами.
При этом суммарная сила тяги колес 65 остается неизменной, что обеспечивает высокую проходимость машины.
При движении машины на повороте каждый регулятор производительности изменяет свое положение в соответствии с положением рулевого, управления.
При этом насос 10 начинает перекачивать часть жидкости из одного контура гидропередачи в другой, а производительность насоса 11 равна нулю.
ГидроМоторы 8 и 9 начинают вращать"ся с различными частотами вращения, что и необходимо для поворота машины, Соотношение скоростей определяется производительностью насоса 10.. Если при повороте сцепление одного из колес ухудшается, то крутящий момент одного колеса уменьшается, а другого увеличивается. Однако .расходы гидромашин. 3 и 4 остаются одинаковыми, как и при движении машины по прямой, а производительность насоса 10 при неизменном положении рулевого управления зависит от частоты вращения вала 13.
При движении на поперечном, например,правом склоне машина наклоняется вправо и маятник 19, стремясь под действием силы тяжести сохранить свое равновесие, поворачивается против часовой стрелки вокруг оси 20 и воздействует через передаточный механизм
21 на наклонную шайбу 15 гидронасоса
ll так, что гидронасос 11 начинает перекачивать часть жидкости иэ левого, т.е. верхнего по склону контура гидропередачи в правый, т.е. нижний по склону контур гидропередачи.
В результате этого гидромотор 8 начинает вращаться медленнее, а гидромотор 9 быстрее,и машина постоянно поворачивается вверх по склону с определенным радиусом, компенсируя тем самым ее сползание вниз по склону.
Радиус поворота машины зависит от отклонения маятника 19 от своего первоначального положения.
При движении на левомРсклоне машина наклоняется влево и маятник 19 поворачивается вокруг оси 20 по часовой стрелке и воздействует через передаточный механизм 21 на наклонную шайбу 15 гидронасоса ll так что он начинает перекачивать часть жидкости из правого контура гидропередачи в левый, обеспечивая поворот машины вверх по склону.
При повороте машины на поперечном склоне вверх по склону насос 10 перекачивает жидкость в ту же сторону, что и насос 11. Следовательно, разность частот вращения гидромото-. ров 8 и 9 еще больше увеличивается, что и необходимо для поворота.
При повороте машины на поперечном склоне вниз о склону насос 10 перекачивает жидкость в направлении, нротивоположном направлению перекачивания насоса 11. Следовательно, раз806484 ность частот вращения гндромотора
8 и 9 уменьшается и, в зависимости от крутизны склона, может поменять знак, Путем подбора передаточнЫх отношений связей между положениями руленого управления, датчика угла склона и регуляторами производительности насосов 10 и 11 можно добиться необходимого соотношения частот вращения гидромоторов 8 и 9.
При использовании предлагаемого гидравлического привода повышается курсовая устойчивость машин при работе на поперечном склоне, в результате чего снижается повреждаемость пропашных культур при работе s между- 13 рядье, улучшается качества обработки и повышается рабочая скорость.
Формула изобретения Я
Гидравлический привод колесной машины, содержащий гидронасос, напорная гидролкния которого соединена с дели- телем потока, выполненным в виде двух д гкдромашин, подвижные элементы которМх кинематически связаны между собой, причем каждая гидромашина гидравличес1 ки соединена с гидромоторами и устройством регулирования, выполненным в виде гидронасоса переменной производительности с приводом от подвижных элементов гидромашин, при этом регулятор гидронасоса переменной производительности кинематически свя-, зан с рулевым управлением колесной машины, отличающийся. тем, что, с целью улучшения управлявмкостипутем повышвиия курсовой устойчивости при движении мамины полем рек склона, ои снабжен вторым гидронасосом переменной производительности н датчиком угла склона, причем второй гидронасос веременной производительности гидравлически связан с обоими гкдромоторами, ere подвижный элемент кннематнчеаки связан с подвижными элементами упомянутых гйдромашин, а регулятор второго насоса переменной производительности связан с датчиком угла склона.
Нсточиики информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент франции В 2199836, кл. Р 16 Н 39/ООр 1974 °
2. Авторское свидетельство СССР
9 38181, кл. Р >16 Н 39/46, 1974 (прототйп) .
806484
Составитель В. Колмаков
РЕдактор T.Кугрьааева Текред М.Табакович Корректор д,кван
Заказ 147/29 Тираа 743 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4