Способ ремонта обмотки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Респубенс
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ИТИЛЬСТВУ
807454 (61) Дополнительное к ввт. свид-ву 9 671005 (53)М. Кл.з
Н 02 К 15/12 (22) Заявлено 140579 (21) 2764817/24-07 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР но яелаи изобретений и открытий
Опубликовано 23.0281.Бкзллетень М 7
Дата опубликования описания 230281 (53) УДК 621. 315 (088. 8) (72) Авторы изобретения
E.È
Н,Ф (71) Заявитель (54) СПОСОБ РЕМОНТА ОБМОТКИ
Однако после пропитки термореактивным компаундом при последующей запвчке вытекает пропиточный состав из воздушных полостей плетеного стержня и корпусной изоляции. Это существенно снижает механические характеристики изоляции и уменьшает ее работоспособность из-за внутренней ионизаци.. в воздушных парах. Кроме того, технологический цикл запечки изоляции очень длителен (20-?5 часов).
Целью изобретения является повышение механической прочности и качества изоляции.
Это достигается тем, что обмотку перед пропиткой термореактивным компаундом пропитывают ускорителем реакции отверждения термореактивного компаунда, адсорбирующимся алифатическими и ароматическими группами в
Изобретение относится к способам ремонта электрических машин, а именно к .способу ремонта обмотки.с микалентной компаундированной изоляцией.
По основному авт, св. Ô 671005 . известен способ ремонта обмотки с микалентной компаундированной битумом изоляцией, извлеченной из статора бывшей в эксплуатации электрической машины, по которому накладывают на обмотку непропитанную стеклосодержащую ленту, термообработку проводят до удаления по меньшей мере части битума с последующей пропиткой термореактивным компаундом и запеч- 15 кой (1), Такой способ позволяет без заме.ны обмотки одновременно не только восстановить свойства корпусной изоляции и изоляции элементарных провод- 2п ников всей обмотки, независимо от степени ее поврежденности,но и обеспечить более высокие свойства корпусной изоляции и изоляции элементарных проводников. Обеспечивается обязательное 25 удаление 80-95% битумного связующего из корпусной изоляции и из плетеного стержня. Одновременно удаляют целлюлозную подложку, после чего в обмотке остается щепаная слюда, скреплен- З() ная верхним бандажом из стеклосодержащей ленты. Корпусная изоляция и плетеный стержень содержат воздушные полости значительных размеров, в которых находятся шлакообразные остатки деструкции битумного связующего, содержащие алифатические и ароматические группы.
807454 продуктах разложения битумного связующего.
Известно введение в изоляцию реакции отверждения термореактивного компаунда. Однако ускоритель применяют при изготовлении новых обмоток, В этом случае плетеный стержень уже сформирован р ускоритель вводят в корпусную изоляцию как правило на стадии изготовления ленты. Следствием такой технологии является повышение электрических характеристик изоляции за счет предотвращения вытекания компаунда из корпусной изоляции. При этом в изоляцию элементарных проводников плетеного стержня ускоритель не попадает, поскольку 15 стержень уже сформирован.
При осуществлении описываемого способа наряду с известным действием ускорителя на корпусную изоляцию(повышение электрических характериетик) 2() проявляется и новый эффект. После термообработки ремонтируемой обмотки в изоляции плетеного стержня образуются воздушные полости, в которых находятся шлакообразные остатки деструкции битумного связующего. В этих, остатках больше всего термореактивного компаунда, которым пропитывается обмотка, и щепаной слюды, которая осталась от старой изоляции, что после пропитки и запечки может ухудшить механическую прочность обмотки. В описываемом способе эту функцию выйолняет ускоритель, который выбирают так, чтобы он мог адсорбироваться не только слюдой, но и алифатически- 35 ми и ароматическими группами остатков битумного связукщего (например
его выбирают из группы аминного или ангидридного типа).
Таким образом обеспечивается равномерное -после удаления растворителя распределение ускорителя по всему объему изоляции плетеного стержня и
Воздушных полостей, Это обеспечивает одновременное и пол- 5 ное отверждение пролитывающего компаун. да, что исключает возник нов ение дополнительных структурных напряжений, которые снижают механическую прочность элементов обмотки. Использование для 5() консолидации плетеного стержня и корпусной изоляции одного и того же термореактивного компаунда и одновременное его отверждение по всему объему стержня исключают возникновение струк-55 .турных напряжений на границе плетеный стержень — корпусная изоляция, которые обычно имеют место из-за различных по природе компаундов, склеивающих плетеный стержень и- пропитывающих корпусную изоляцию, и из-за разновременного их отверждения ° Одновременная и полная консолидация обмотки, пропитанной одним компаундом, обеспечивает значительное увеличение механической прочности об-. мотки. Одновременно исключается вытекание компаунда и сокращается срок отверждения в 4-5 раз.
Введенный ускоритель сокращает время отверждения только того компаунда, который заполнил обмотку, и не влияет на строк жизни остальной части компаунда.
Использование этого эффекта поз воляет проводить отверждение компаунда непосредственно после процесса пропитки в той же пропиточной емкости в среде компаунда и при воздействии внешнего избыточного давления.
Пример. Стержни, бывшие в эксплуатации, укладывают в термостат о
I где при 360-400 С удаляют битумное связующее.
Длительность термообработки 10-15 часов. После удаления битумного связующего обмотки плетеный стержень и корпусную изоляцию пропитывают раствором ускорителя реакции отверждения.
В качестве ускорителя реакции отверждения применяют тетракисдиметиламинометилдифенилолпропан. Далее стержни помещают в кассету пресс-планок, обеспечивающую требуемые геометрические размеры стержня и изоляции.
Затем касету со стержнями помещают в пропиточную емкость, где проводят пропитку под вакуумом (остаточное давление 0,5 мм рт. ст.) в течение 4-5 часов при давлении 6-8 ати термореактивным компаундом(эцоксидная смола дианового типа ЭД-22-100 вес.ч. изометилтетрагидрофталевый ангидрид - 80 в.ч.), имеющим вязкость не более 40 сек. по ВЗ-4. При этом процесс непосредственно пропитки занимает 1-1,5 ч, а в оставшееся. время нахождения стержней в пропиточной емкости происходит полимеризация связующего. Температура при вакуумировании и пропитке 65+5 С.
Затем кассету со стержнями с полимеризованным компаундом, как в плетеном стержне, так и в корпусной изоляции обмотки, извлекают из про- питочной емкости и. йомещают в термостат, г: е при 150<5 С в течение
4-8 ч производится дополнительная термообработка с целью завершения отверждения компаунда. Далее кассету разбирают и готовые стержни передают на .испытание.
В таблице приведены сравнительные данные испытаний восстановленной обмотки.
807434
Харак теристи
5-10
30-35
20-25
4- 7
3-5
0 il-1
3-4
0,8-1,5
Амплитуда максимального кажущегося заряда, ПКл при U = 8 кВ
1000-1500 100-500
6000
:400-500
800-1000
0-10
Формула иэобретени
Составитель
Техред A.Áàáèíåö
Корректор O. Билак
Редактор Е. Кравцова 1ираж 741 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытиЯ
113035, Москва, .g-35, Раушская наб,, д. 4/5
Эакаэ 1510
Филиал ППП Патеит, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Электрическая прочность корпусной изоляции, кВ/мм
Электрическая прочность изоляции элементарных проводников„ xB/мм
Напряжение начала частичных разрядов, i
Напряжение сдвига изоляции относительно плетеного стержня, кгс/см
Предложенный способ позволяет существенно улучшить качество изоляции, повысить ее механические и электри- 25 ческие характеристики, а также существенно сократить длительность процесса ее восстановления.
Способ ремонта обмотки по авт св, 9 671005, отличающийся тем, что, с целью повыаения механической прочности и качества изоляции, обмотку перед пропиткой термореактивным компаундом дополнительно пропитывают ускорителем реакции отвержде" ния термореактивного компаунда, адсорбирующимся алифатическими и ароматическими группами в продуктах разложения битумного связующего.
Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 671005, кл, Н 02 К 15/12, 1974 °