Способ ремонта обмотки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОИ:КОМУ т. ЕИ ВТИЯЬСТВУ

Союз Советскиз

Соцнвнистичесмик

Республик

gi>807455

Ф

1 (61) Дополнительное к авт, свид-ву Ю 671005 (я)м. к.

Н 02 К 15/12 (22) Заявлеио 270879 (21) 2816569/24-07 с присоединением заявки Но

Государетвеииый комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 230281.6юллетеиь Н9 7

Дата опубликования описания 230281 (53)УДК 621 315 (088 ° 8) (72) Авторы изобретения

:»М

<: (;-(. (! (71) Заявитель (54) СПОСОБ РЕМОНТА ОБМОТКИ

2 зок, элементы обмотки оказываются заклиненными в пазах активной части статора электрической машины. И при демонтаже приходится прикладывать значительные механические усилия для извлечения элемента обмотки из пазов активного железа. При этом ряд элементов (20-ЗОВ от всей обмотки) деформируется, что сопровождается необратимыми повреждениями корпусной изоляции, а иногда и изоляции элемен,тарных проводников. Такой вид повреждений исключает возможность восстановления изоляции описанным способом °

Это требует отбраковки поврежденных элементов обмотки и- исключения нх и 3 пов TopHoI о исполь зования °

1(елью изобретения является обеспечение возможности ремонта обмоток с повреждеиной корпусной изоляцией я изоляцией элементарных проводников °

Это достигается тем, что до наложения стеклосодержащей ленты снимают поврежденную часть корпусной изоляции, устанавливают изоляционные прокладки между элементарными проводниками с поврежденной изоляцией и» на место снятой поврежденной изоляции наносят слюдосодержащую стеклоленту, не содержащую связущего. Причем могут быть

Изобретение относится к способам ремонта электрических машин, а именно к способу ремонта обмотки с микалентой компаундированной изоляцией.

По основному авт. св. 9 671095 из.— вестен способ ремонта обмотки с микалентной компаундированной битумом изоляцией, извлеченной из статора бывшей в эксйлуатации электрической машины, заключающийся в наложении на обмотку непропитанной стеклосодержащей ленты, термообработке до удаления по . меньшей мере части битума и последу ющей пропитке и запечке (1).

Такой способ позволяет без замены 15 обмотки одновременно не только восстановить свойства корпусной изоляции и изоляции элементарных проводников обмотки, но и получить свойства корпусной изоляции и изоляции элемен- 20 тарных проводников выше,чем они были в исходном состоянии при изготовлении до эксплуатации, Однако этот способ требует обязательного демонтажа-всех элементов об- 2

- 25 мотки из активной части железа статорае

Ввиду того, что микалентная компаундированная изоляция распухает под воздействием эксплуатационных нагру- 30

Г"--Е.И. ярошеня, С.Г. Трубачев, .Г. Ого(ньков, ° асольд, A.È, Ефимов, А.С. Горман, Н.Ф Водеиеев.-й . 5. М ьников

;" ) .I" (807455

Корректор О. Билак

Редактор Е. Кравцова

Тираж 741 Пописное

ВНИИПИ Государственного. комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 1510

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 использованы изоляционные прокладки, содержащие клеющий состан. Каждому деформированному элементу обмотки до указанных операций по замене изоляции на шаблоне придают требуемую геометрическую форму.

Далее удаляют битумное связукщее из оставшейся части изоляции и проводят последукщую пропитку изоляции.

По окончании запечки нся изоляция элементов обмотки представляет единую, однородную систему с практически одинаковыми электрофизическими свойствами, обеспечивающими возможность повторной эксплуатации элементов обмотки.

Принципиально новым н предлагаемом способе является то, что процесс консолидации изоляции элементов обмотки осуществляется одновременно и для бывшей в эксплуатации и для вновь внесенной изоляции. Это обес- 20 печивает практически одинаковые электрофизические свойства и однородность изоляции всего элемента обмотки при использовании н качестве главного диэлектрического барьера того 25 же материала, что и. н остальной изоляции, а н качестве связующего — того же компаунда.

Использование предлагаемого способа позволяет исключить потерю по меньшей мере 20% элементов обмотки (стержней), что составит значительный экономический эффект, если учесть, что стоимость одного нового стержня гидрогенератора типа B1C=1500/200

88 - 270 руб.Н р и и е р. В стержне,демонтированном из активной части статора и . деформированном н процессе работы,визуально определяют эоны повреждения.

Затем поврежденную изоляцию срезают 40 под углом 25-30© к поверхности изоляции обеих сторон зоны повреждения.

После этого визуально определяют элементарные проводники с поврежденной изоляцией. 45

Между элементарными проводниками и поврежденной изоляцией, а также .между слоями проводников, устанавливают миканитовые прокладки толщиной

0,2-0,,3 мм. Затем на место удаленной поврежденной изоляции наносят нполнахлеста корпусную изоляцию из су- хих слюдосодержащих лент, например стеклослюдинитовой ленты ЛС-40РУТТ.

Далее на стержни наносят обычное полупроводящее покрытие (например из лент ЛСП-01 и ЛСП-03) и укладывают на стальной шаблон, где стержням придается требуемая геометрическая форма путем механического обжатия.

После этого (a обычном порядке) на стержни наносят технологические пресспланки, вводят ускоритель, удаляют битумное связующее из оставшейся части изоляции термовакуумным методом и производят вакуумнагнетательную пропитку стержней (одновременно пропитывается и старая изоляция и нанесенная в ходе ремонта на поврежденную зону) эпоксидным компаундом, например ПК-П.

Пропитку производят на первом ,этане при остаточном давлении 0,10,5 мм рт.ст., на втором этапе — при избыточном давлении 5-10 ати, Вяз-. кость компаунда не должна превышать

40 с по вискозиметру ВЗ-4.

По завершении нропитки запекают нсю изоляцию стержней н термостате при температуре 140 5 С в течение

20-24 часов.

Формула изобретения

1. Способ ремонта обмотки по авт. сн. Р 671005 о т л и ч а ю щ и и .— с я тем, что, с целью обеспечения возможности ремонта обмоток с поврежденной корпусной изоляцией и изоляцией элементарных проводников, до наложения стеклосодержащей ленты снимают поврежденную -часть корпусной изоляции, устанавливают изоляционные прокладки между элементарными проводниками с поврежденной изоляцией и на место снятой поврежденной изоляции наносят слюдосодержащую стеклоленту, не содержащую связующего.

2. Способ по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что используют изоляционные прокладки, содержащие клеющий состав.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР

Н 671005, кл. Н 02 К 15/12, 1974,