Прибор для определения скорости и направления ветра

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

№ 809.

Класс 42

- р., (ПАТЕ. ИТ ИА ИЗОЬРЕ. ТЕ."ИИЕ

ОПИСАНИЕ прибора для определения скорости и направления ветра.

К патенту А. Н. Вегенера, заявленному 2 апреля 1923 года (ваяв. свид.

М 7656Ö.

О выдаче патента опубликовано 30 ноября 1925 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 15 сентября 1924 г.

Одним из важнейших вопросов аэронавигации является определение величины и направления ветра во время полета; от этого зависит подсчет пути, так как техническая скорость аппарата и курс его полета получаются непосредственным отсчетом по указателю скорости и компасу.

Для решения этой задачи предлагается прибор, при помощи которого, зная техническую скорость движения летательного аппарата и угол сноса, возможно определить величину скорости ветра и его направление.

На прилагаемом чертеже изображен прибор в плане.

Прибор состоит из алюминиевого круга 1, разделенного по окружности на 360 с нанесенными на нем концентрическими окружностями через каждый сантиметр. В центре круга укреплен одной из вершин шарнирный ромб О, 2, 3, 4, вдоль одной из сторон которого движется линейка 5 — 6. На трех сторонах ромба и на линейке наносятся деления через каждый миллиметр. Шарнир 2 снабжен зажимом, позволяющим закреплять сторону Π— 2 в заданном направлении.

Для пользования прибором поступают следующим образом:

Положим, необходимо определить во время полета скорость и направление ветра. Для этого необходимо знать, кроме технической скорости и курса полета, еще и угол сноса, т.-е. угол между осью самолета и курсом; определение это делается по компасу. Допустим, что курс самолета С10, скорость 180 лм в час, и ось самолета направлена на ССВЗО . Установив линейку

5 — 6 прибора так, чтобы она, оставаясь параллельной курсу полета С10, проходила через конец А вектора технической скорости е. Вдоль линейки прочерчиваем возможно длиннее на лимбе мягким карандашем направление А В .

Затем, изменив направление на какойлибо новый предмет по курсу ВС40, вновь замечаем направление оси самолета по компасу, которое, на этот раз окажется, положим, на CBB60 . Устанавливаем движек 5 — 6, подобно предыдущему, так, чтобы он проходил через конец А" нового вектора технической скорости (той же величины, но другого направления в на 60 СВ), вновь проводим на лимбе направление вдоль движка до пересечения с прежней чертой в точке С.

Установив сторону 0 — 4 с прорезью так, чтобы точка С была видна сквозь прорезь, измеряем удаление ее от центра

О, которое и дает по величине и направлению вектор Й, показывающий, что в данном случае имеется юго-восточный ветер со скоростью 60 юм в час или около 16 м в секунду, имеющий направление ЮВ127 .

Для вычисления курса полета и определения фактической скорости поступают следующим образом: допустим, что предположено совершить полет на самолете при технической скорости около

160 км в час в направлении на СВ (азимут 45 ) при восточном ветре направления ЮВВ 108 силою 20 л в секунду, т.-е. 72 мм в час.

Установив сторону ромба 0 — 2 по направлению на цель полета СВ45, а сторону ромба 0 — 4 по направлению ветра ЮВВ108, передвигают движек

5 — 6, оставляя его параллельным стороне 0 — 2, до точки Бф), удаленной от центра О круга на величину скоро- сти ветра=72 кл в час. Точка пересечения К движка с окружностью технической скорости самолета (ооыч но наносится на доске красной чертой) даст сразу курс ОК=СВВ 68, по которому надо держать самолет во время полета, и земную скорость передвижения, равную длине БК по движку — как стороне параллелограмма, построенного на скоростях ветра и технической скорости самолета. В тех случаях, когда очень важно сохранить точное направление курса, напр., при дальних полетах, при, бомбометании, при фотографировании и пр., следует укрепить в центре круга О и в шарнире 2 миллиметровые стержни высотою 10 см или алидадные диоптры, которые дадут визирную линию на цель полета. Для получения визирной линии курса берут отсчет курсового угла по компасу, а прибор перед летчиком ориентируется так, чтобы линия курса совпадала с осью самолета.

ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.

1. Прибор для определения скорости и направления ветра, а также для определения курса и скорости полета аэроплана, характеризующийся тем, что он состоит из снабженного градусным кругом и концентрическими через один сантиметр делениями, диска с укрепленным поворотно в его центре одною из своих вершин шарнирным ромбом, сторона 0 — 4 которого снабжена передвижною по пазу линейкою 5 — 6, шарнир же 2 снабжен зажимом, служащим для закрепления стороны 0 — 2 в заданном направлении, при чем на сторонах шарнирного ромба и на линейке 5 — 6 нанесены миллиметровые деления.

2. В охарактеризованном в п. 1 приборе, снабжение центра О и шарнира 2 алидадными диоптрами или визирными стержнями, служащими для визирования на цель полета.

3. В охарактеризованном в и. 1 приборе, применение при шарнире 2 горизонтального алидадного диоптра с нитью, расположенной по направлению стороны

0 — 2 или визирного стержня, отогнутого по продолжению стороны 0 — 2.