Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ф

4, г.:. (61) Дополнительное к авт. свид-ву > 723646

<51) М. Кл.

G 09 В 7/02 (22) Заявлено 190778 (21) 2647038/18-24 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 280281.„Бюллетень Н9 8 (53) УДК 681.3. .071(088.8) Дата опубликования описания 28.02.81 (72) Авторы изобретения

A.Н. Маляров и A ° B. Алимпиев (71) Заявитель

Куйбышевский политехнический институт им. В.В. Куйбышева (54.) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к автоматизации учебного процесса и может быть использовано в различных учебных заведениях.

Известно обучающее устройство, содержащее блок связи с ВМ, дешифратор, блок ввода, управляемый диапроектор, экран, блок фотодатчиков, логический блок, блок оценок, блок индикации и ВМ P1) . 10

Недостатком данного устройства является его сложность.

По основному авт. св. 9 723646 известны обучающие устройства, содержащие блок ввода ответов, связан- 15 ный с блоком сравнения ответов и блоком памяти, соединенным с блоком воспроизведения, который подключен к блоку регистрации, блоку сравнения адресов, регистру адреса, блоку срав- 20 нения ответов, блоку выдержки времени и блоку определения признаков, подсоединенному к блоку сравнения адресов, блоку управления и блоку срав-. нения ответов, связанному с блоком 25 управления, который соединен с блоком регистрации и регистром адреса, подключенным к блоку памяти и блоку сравнения адресов, подсоединенным к блоку памяти и блоку выдержки вре- QQ мени, связанному со счетчиком текущего времени, соединенным с индикатором текущего времени, а кроме того, регулятор темпа обучения связан с блоком задержки времени 21 .

Известно устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку сравнения ответов и блоку памяти, соединенному с регистром адреса, блоком воспроизведения учебной информации и блоком сравнения адресов, который подключен к регистру адреса, блоку воспроизведения учебной информации и блоку определения признаков, соединенному с блоком сравнения ответов, блоком воспроизведения учебной информации и блоком управления, который подключен к регистру адреса, блоку регистрации и блоку сравнения ответов, соединенному с блоком воспроизведения учебной информации, который подключен к регистру адреса и. блоку .,регистрации, соединенному с пультом преподавателя, блок определения этапов учебного процесса, соединенный с выходами блока воспроизведения учебной информации и сравнения адресов и со входом пульта преподавателя 3 .

809316

Это устройство позволяет фиксировать и выдавать преподавателю сведения о количестве этапов и количестве допущенных учащимися ошибок.

Однако известное устройство не позволяет фиксировать неусвоенные или плохо усвоенные учащимися этапы ц ля .их повторной проработки после обучения по всей программе.

Если учащийся допустил ошибки при обучении по какому-либо этапу, то после разъяснения этих ошибок, повторного контроля усвоенных знаний и после безошибочных ответов на новые вопросы учащийся обучается по следующему этапу обучающей программы. Исследования показали, что после обучения по всем этапам программы следует вернуться к этому неусвоенному или плохо усвоенному этапу для его повторного изучения, так как изучение уже пройденного материала после изучения всего материала позволяет переосмыслить трудный материал, глубже его понять и лучше усвоить. Повторное обучение по всем этапам программы неэффективно, так как ведет к большим затратам времени.

Аналогичные рассуждения справедливы и для того материала, на изучение которого учащийся затрачивает больше времени, чем это предусмотрено. Повторение неусвоенного или плохо усвоенного материала после изучения материала всей программы позволяет повысить эффективность обучения.

Указанное устройство не позволяет обучать учащегося с выборочным повторением неусвоенных или плохо усвоенных этапов после обучения по всей программе.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства

Укаэанная цель достигается тем, что в известное устройство введены блок фиксации очередного этапа обучения и блок фиксации неусвоенных этапов обучения, подключенный к блоку сравнения адресов, блоку регистрации и блоку фиксации очередного этапа обучения, соединенному с блоком воспроизведения и блоком сравнения адресов, подключенным к блоку регистрации.

На чертеже схематически изображено обучающее устройство.

Устройство содержит блок 1 ввода ответов,,подключенный к блоку 2 сравнения ответов и блоку 3 памяти, сое-диненному с блоком 4 воспроизведения, который подключен к блок 2 сравнения ответов, счетчику 5 ошибок, блоку 6 фиксации очередного этапа обучения, регистру 7 адреса, блоку 8 сравнения адресов, узлу 9 задержки времени и блоку 10 определения признаков, соединенному с блоком 8 сравнения адресов, блоком

11 управления и блоком 2 сравнения ответов, подключенным к блоку 11 управления, который соединен со счет» чиком 5 ошибок и регистром 7 адреса, связанным с блоком 3 памяти и блоком 8 сравнения адресов, подключенным к блоку 3 памяти, блоку 6 >иксации очередного этапа обучения узлу 9 задержки времени, который инеи со счетчиком 12 текущего вр мени, блок 13 фиксации неусвоенных этапов, входы которого подключены к счетчику 5 ошибок, блоку 6 фиксации очередного этапа обучения и счетчику 12 текущего времени, а выход — к блоку 8 сравнения адресов, 15 пульт управления (не показан).

Счетчики 5 и 12 и узел 9 объединены в блок 14 регистрации.

Блок 3 памяти содержит носитель информации на кинопленке с нанесенQQ ными на ней информационными кадрами. и кодами управления и реверсивный лентопротяжный механизм (не показаны)

Блок 13 регистрирует неусвоенные учащимся этапы обучающей программы для их повторной проработки после обучения по всей программе, Он содержит элементы памяти (триггеры), каждый из которых соответствует определенному этапу обучающей программы, схему подключения (установки в нулевое состояние) соответствующего элемента памяти и схему считывания информации с соответствующего данному этапу элемента памяти (не показаны).

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

После ввода учащимся ответа блок

1 ввода ответов подает сигнал запуска лентопротяжного механизма в блок

40 3 памяти и код ответа в блок 2 сравнения ответов, куда также поступают коды возможных ответов с фотоэлектрических усилителей блока 4, считы вающих закодированные на кинопленке коды возможных ответов. В блок 2 из блока 10 определения признаков поступают разрешающие сигналы о считывании с пленки кодов возможных ответов. При поразрядном сравнении кода ответа с одним из кодов возможного ответа блок 2 выдает сигнал сравнения в блок 11 управления. Блок

11 производит запоминание наличия сравнения коца ответа и кода возможного отгета и выдает кратковременный сигнал на запись ошибки в счетчик 5 ошибок, и если в сравненном коде была закодирована ошибка, то сигнал о наличии ошибки из блока 4 поступает в счетчик 5. После сравнения кода возможного ответа с кодом ответа первый пришедший за сравненным кодом возможного ответа код, являющийся адресом следующего кадра, вызывает появление сигнала из блока 10 в блок 11 управления, который

809316 вырабатывает разрешающий сигнал в Во время прихода из блока 4 сигрегистр 7 адреса на запись адреса нала соответствующего разряду "Этап" следующего кадра из блока 4 в ре- и сигнала из блока 11 управления в гистр 7.. Если необходимый кадр на- блок 6 для переключения счетчика ходится в стороне, противоположной блока 6 в следующее состояние, соотпервоначальному направлению движе- ветствующее второму этапу обучения, 1 ния кинопленки, то регистр 7 адреса последний подает на короткое время подает сигнал реверса в блок 3 памя- сигнал в схему подключеиия блока 13 ти и направление движения киноплен- и подключается вход установки в нуки меняется на противоположное. левое состояние первого элемента паБлок 8 сравнения адресов произво- мяти блока 13, соответствующего уже дит поразрядное сравнение адреса 10 пройденному первому этапу обучения. нужного кадра, приходящего из регист- Если во время работы над первым этара 7 адреса, и кода кадра, приходя- пом учащийся не допускал ошибок, равщего из блока 4 воспроизведения при но как и не допускал перерасхода врепоиске кадра, а также при наличии мени, то сигнал из счетчика 5 оширазрешающего сигнала из блока 10 оп- 15 бок об отсутствии ошибок и сигнал из ределения признаков о присутствии ко- счетчика 12 текущего времени об отда кадра. При поразрядном сравнении сутствии перерасхода времени поступают блоком 8 выдается сигнал на останов- в блок 13, и по этим сигналам первый ку лентопротяжного механизма в блок элемент памяти блока 13 перейдет

3 памяти. Сигнал останова также пода- 20 в нулевое состояние. В противном ется в блок 6, и если в сравненном . случае единичное состояние первого коде кадра содержится разряд "Этап", элемента памяти сохранится. сигнал от которого подается из бло- Сигнал переключения счетчика блока 4 в блок 6, то при совпадении ка 6 в следующее состояние задерживаэтих сигналов счетчик блока 6 приба- 25 ется на время, достаточное для перевит единицу к предыдущему состоянию. ключения элемента памяти блока 13

Одновременно сигнал останова подает- в нулевое состояние. После переклюся из блока 8 в узел 9 задержки вре- чения счетчика блока 6 в следующее мени, по которому в узел 9 поступает состояние, соответствующее второму код времени, закодированный на ки- этапу обучающей программы, код блока нопленке рядом с разрядом "Этап" и З0 6 поступает на схему считывания блока соответствующий времени изучения ма- 13, которая считывает единичный сигтериала данного этапа. По этому коду нал элемента памяти, соответствуюизменяется частота следования импуль- щего второму этапу обучения. Таким сов генератора из узла 9 в счетчик образом, после обучения по первому

12 текущего времени. Счетчик 12 сум- З5 этапу происходит переход ко второму мирует импульсы, поступающие из узла этапу обучения, так как элемент па9 и по достижению определенного их мяти, соответствующий второму этапу, числа запоминает и выдает в блок 13 первоначально находился в единичном сигнаЛ о перерасходовании времени состоянии, поэтому будет найден перучащимся при обучении по данному эта- 4() вый кадр второго этапа. После перепу. хода к новому этапу состояния счетчика 5 и узла 9 сбрасывается в перПервый кадр каждого этапа, кроме воначальное. После обучения по всей разряда "Этап", содержит одинаковый программе блок 13 зафиксирует неусдля первых кадров всех этапов код военные учащимся этапы. Его элеменкадра. Следовательно, для выбора ты памяти, сохранившие единичное соснужного этапа обучения необходимо тояние, свидетельствуют о том, что и достаточно выбрать (отыскать) пер- этапы, которым соответствуют эти вый кадр этого этапа. элементы памяти, не усвоены учащимПеред началом обучения учащегося ся и нуждаются в повторении. При успо программе элементы блока 13 на- пешном изучении этапов элементы паходятся в единичном состоянии. При мяти, которые соответствуют этим обучении по первому этапу блок 6 этапам, сохранят нулевые состояния. подает код первого этапа в блок 13 При повторном изучении материала на схему считывания информации с ;производится выбор неусвоенных этаэлементов памяти, по которому считы- 55 пов обучения, а усвоенные этапы провается информация с первого элемен- . пускаются, так как в этом случае та памяти, соответствующего первому разрешающего сигнала из блока 13 этапу. Единичный сигнал с первого в блок 8 не поступает (а значит выэлемента памяти блока 13 поступает бор первого кадра каждого из усвоенв блок 8 сравнения адресов и разре- gp ных этапов производиться не будет). шает сравнение ацреса следующего кад- Обучение учащегося производится до ра с кодом кадра, соответствующим тех пор, пока все этапы программы первому кадру первого этапа. Внутри не усвоены. В этом случае все элеэтапа ветвления ведутся от первого менты памяти блока 13 находятся в кадра. нулевом состоянии. Возврат програм809316

Формула изобретения

Составитель А. Кардов

Техред М.Лоя

Редактор A. Ле>книна

Корректор М. Вигула

Подписное

Заказ 436/66 Тираж 495

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьтий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 мы при повторном обучении производится по безусловному переходу к первому кадру программы, имеющему единственный в программе код кадра и рас положенному перед первым кадром первого этапа (вводный кадр).

Для исключения возможности запоминания правильных вариантов ответов на контрольные вопросы повторяемого этапа выбор этих вопросов может производиться случайным образом из зон, содержащих несколько контрольных вопросов °

Предлагаемое устройство позволяет учащемуся повторно проходить неусвоенный или плохо усвоенный материал после изучения всего материала. Такая организация обучения позволяет глубоко изучать трудный для учащегося материал, так как переосмысливание изученного материала дает возможность его лучше понять и усвойть. А также предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность программированного обучения при использовании обучающих программ, реализующих поэтапный метод обучения, и кроме того, применять относительно простые разветвленные программы без ухудшения качества программированного обучения.

Обучающее устройство по авт. св.

9 723646, отличающееся

"ем, что, с целью расширения дидактических воэможностей устройства, о> содержит блок фиксации очередного этапа обучения и блок фиксации неусвоенных этапов обучения, подключенный к блоку сравнения адресов, блоку регистрации и блоку фиксации очередного, этапа. обучения, соединен15 ному с блоком воспроизведения и блоком сравнения адресов, подключенным к блоку регистрации.

Источники информации, ;щ принятые во внимание при экспертизе

1 ° Авторское свидетельство СССР

Р 327510, кл. G 09 В 7/02, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

9 723646, кл. G 09 В 7/02, 13.03.78.

3. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2184468/18-24, кл. G 09 В 7/02, 1975 (прототип).