Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii)809319 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 310579 (21) 2764905/18-24 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 28,0281, Бюллетень NB 8

Дата опубликования описания 280281 (51) м. к,.з

G 09 В 7/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК ь81.3. .071(088.8) (72) Авторы изобретения

В.М. Львов и Ю.И. Смирнов, \ !

I

J !

l (71) Заявитель (54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к техничес ким средствам, предназначенным для определения уровня подготовки операторов, отбора операторов и комплектования однородных групп операторов.

Известно устройство, содержащее блок выдачи информации, логический блок, блок ввода ответов, блок индикацни, блок вычисления корреляции задач и правильных решений, блок контроля уровня подготовки операторов и блок оценки. Совместная реализация в устройстве принципов информационной теории различения гипотез и последовательного анализа позволяет за гарантированное число циклов обучения оценить уровень подготовки операторов с заданной достоверностью 11.

Недостатком устройства является ограничение на профиль деятельности операторов, уровень подготовки которых оценивается. Так, устройство применимо либо для оценки знаний учащихся, либо операторов, выполняющих набор дискретных операций беэ учета ограничений на время их выполнения.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство, содержащее блок выдачи информации, логический блок, блок ввода, блок индикации, блок вычисления взаимной корреляции задач и правильных решений, блок оценки и блок контроля времени решения задач. Контроль уровня подготовки операторов в устройстве .производится по вероятности правильного и своевременного решения задач оператором 21 .

Недостатком устройства является оценка уровня подготовки только по интегральному критерию без учета данных о распределении точностных и

l5. временных параметров обучаемости, что не позволяет судить о психофизиологических характеристиках оператора и использовать устройство для психофизиологического отбора опера20 торов и, особенно, комплектования однородных групп операторов.

Цель изобретения — повышение точности обучения.

Указанная цель достигается тем, 25 что в известное устройство, содержащее блок предъявления учебной информации, подключенный к блоку контроля времени решения задач, блоку контроля точности решения задач и блоку

30 анализа учебной информации, подклю809319 ченному к блокам контроля времени решения задач и точности решения задач, блоку ввода ответов, блоку индикации и блоку вычисления взаимной корреляции количества задач и правильных решений, который соединен с блоком регистрации, блоком индикации и с блоком контроля уровня подготовки операторов, подключенным к блокам индикации и регистрации, блок ввода ответов соединен с блоками контроля времени решения задач и точности решения задач, подключенными к блоку регистрации, введены блок классификации параметров контроля знаний, подключенный к блоку регистрации и к блокам контроля времени решения задач„ точности решения задач и уровня подготовки операторов и содержащий узел задания времени решения задач, подключенный к одному из пороговых элементов и сумматорам, соединенным с соответствующими пороговыми элементами, которые через соответствующие счетчики подключены к группе ключей, соединенных через соответствующие элементы задержки с входом. блока, а непосредственно — с выходом блока.

Такое конструктивное решение позволяет помимо интегральной оценки уровня подготовки операторов по вероятности правильных, своевременных и точных решений получить и вывести на печать распределения точностных и временных характеристик деятельности по нормативным классам, а также вывести на. печать количество невыполненных по точности и времени задач и все промежуточные значения точности и времени задачи и наблюдать на блоке индикации в каждом цикле обучения количество проведен- . ных циклов и интегральное количество ошибочных решений в настоящий момент. Все то значительно повышает полноту контроля уровня подготовки операторов и расширяет функциональные возможности устройства.

На фиг. 1 приведен состав блоков предлагаемого устройства" на фиг.

2 — функциональная схема блока классификации параметров контроля знания; на фиг. 3 — функциональная схема блока регистрации.

Обучающее устройство содержит блок 1 предъявления учебной информации, блок 2 анализа учебной информации, блок 3 ввода ответов, блок 4 индикации, блок 5 вычисления взаимной корреляции задач и правильных решений, блок 6 контроля уровня подготовки операторов, блок 7 контроля времени решения задач, блок 8 контроля точности решения задач, блок

9 регистрации, блок 10 классификации параметров контроля знаний, узел 11 задания времени решения задач, пороговые элементы 12-14, сумматоры 15 и 16, счетчики 17-20, элементы 21-23 задержки, узел 24 печати и группу ключей 25-30.

Устройство работает следующим образом.

Экспериментатор устанавливает в блоке 7 допустимое время решения одной задачи, в блоке 8 — допустимую. точность, в блоке 6 — нормативы на уровни подготовки и максимальное количество задач, достаточное для оценки уровня подготовки с заданной достоверностью, а в блоке 10 на узле 11 единичный норматив на время решения задачи. Испытуемый получает информацию .о поставленной задаче через блок 1 и вводит свои ответы через блок 3. В зависимости от ответов испытуемого и методической информации с блока 1 блок 2 вырабатывает сигналы на предъявление

Щ следующей информации блоком 1, индикацию хода учебного процесса блоком 4, а также сигнала о введенном ответе и правильности ответа, которые поступают на блок 5. Если испыд туемый не решил задачу за допустимое время с заданной точностью, то блоки 7 и 8 вырабатывают сигнал в блок

2, который воспринимается как ошибочный ответ. Блок 5, в зависимости от сигналов, поступающих из блока

2, принимает либо решение об уровне подготовки, либо решение о продолжении испытаний. В первом случае, сигнал от итоговой оценке поступает в блок 4 индикации и отображается там. Во втором случае, вырабатывается сигнал на продолжение испытаний, который поступает в блок 2. Из блока 5 в блок 6 непрерывно поступают сигналы о количестве предъявленных

4ц задач и ошибочных решений. Если количество задач равно максимально допустимому, блок 6 определяет уровень подготовки оператора, который отображается в блоке 4. Сигнал об уров4 не подготовки испытуемого, который вырабатывается либо в блоке 5, либо в блоке 6, поступает также в блок 9 на узел печати 24, ключи 29 и 30 и блок 10, на ключ 25 и элементы 21-23.

Сигналы о вРемени Решения каждой задачи из блока 7 и точности ее реше- ния из блока 8 поступает в блок 9 и в блок 10, на пороговые элементы

12-14, цепи классификации времени и соответствующие элементы цепи классификации точности (на фиг. 2 эта цепь не указана).

Блок 10 работает следующим образом.

Сигнал от узла 11, соответствуюЩ щий единичному нормативу времени решения одной задачи, поступает на первый вход элемента 12, на другой вход которого поступает сигнал о времени, которое испытуемый затратил на 5 решение последней задачи. Если за809319 траченное время меньше или равно нормативному, то с элемента 12 поступа-, ет сигнал в счетчик 17. В противном случае сигнал, соответствующий нормативному времени, проходит на вход сумматора 16, на другой вход которого такой.же сигнал поступает непосред ственно от узла 11. На выходе сумматора 16 формируется сигнал, равный двойному нормативу, поступающий на вход элемента 13, на другой вход которого, как и на элемент 12, поступает сигнал о величине времени, затраченного испытуемым на решение задачи иэ блока 7. Таким образом, на счетчиках 17-20 подсчитывается количество задач, по которым испытуемый уложился в единичный, двойной, тройной и четырех кратный и больше норматив соответственно. Сигналы с этих счетчиков поступают на вход ключей 25-28, которые после прихода сигнала с блоков 5 или 6 о прекращении испытаний начинают открываться последовательно через определенное время, благодаря наличию элементов 21-23. В результате сигналы со счетчиков 17-20, через ключи 29 и 30 последовательно поступают на узел 24, на который поступают также сигналы о количестве нерешенных по времени и точности задач с блоков 7 и 8 через ключи 29 и 30, которые открываются сигналом о прекращении испытаний с блока 5 или блока 6. Таким образом, узел 24 после решения испытуемым каждой задачи печатает время и точность ее решения, а после предъявления всех задач гистограмму распределения времени решения задачи по нормативам и гистограмму распределения точности решения задачи по нормативам, а также количество нерешенных по точности и времени задач.

Формула изобретения

1. Обучающее устройство, содержащее блок предъявления учебной информации, подключенный к блоку контроля времени решения задач, блоку конт15 роля точности решения задач и блоку анализа учебной информации, подключенному к блокам контроля времени решения задач и точности решения задач, блоку ввода ответов, блоку инЩ дикации и блоку вычисления взаимной корреляции количества задач и правильных решений, который соединен с блоком регистрации, блоком индикации и с блоком контроля уровня подготовки операторов, подключенным к блокам индикации и регистрации, блок ввода ответов соединен с блоками контроля времени решения задач и точности решения задач, подключенными к блоку регистрации, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности обучения, оно содержит блок классификации параметров контроля знаний, подключенный к блоку регистрации и к блокам контроля времени решения задач, точности решения задач и уровня подготовки операторов.

2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в нем

40 блок классификации параметров контроля знаний содержит узел задания времени решения задач, подключенный к одному из пороговых элементов и сумматорам, соединенным с соответствующими пороговыми элементами, которые через соответствующие счетчики подключены к группе ключей, соединенных через соответствующие элементы задержки с входом блока, а непосредственно — с выходом блока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2635623/18-24, кл. G 09 В 7/02, 1978.

2. Авторское свидетелвство СССР .по заявке Р 2728877/18-24, кл. 6 09 В 7/02, 23.02.1979 (прото тип) . е

Положительный эффект от использования предлагаемого устройства заключается в повышении полноты контроля уровня подготовки испытуемых эа счет получения помимо интегральной оценки уровня подготовки испытуемых параметров, качества их работы в каждом цикле контроля и распределения этих параметров (времени решения и точности решения задачи), не существующим на них нормативным классам, что позволяет проанализировать по результатам работы устройства объективные причины, определяю« щие тот или иной уровень подготовки, а также составить психофиэиологический портрет испытуемого. Все это расширяет функциональные возможности устройства. Появляется возможность использовать устройство при отборе операторов с определенными психофизиологическими свойствами, комплектования однородных групп и коллективов операторов.

809319 фи .З

Составитель A. Карлов

Техред М.Лоя

Корректор М. Вигула

Редактор Н. Кузнецова

Заказ 436/66 Тираж 495

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4