Стержневая обмотка статораэлектрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскими

Социалистическнк

Весо

К АВТОУСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ (63) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3аявлено 071276 (21) 2427288/24-07 (51)М. КЛ. с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Н 02 К 3/04

Н 02 К 3/28

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 280281. бюллетень N9 8 (53) УДК Б21. 313 ° 04 . 13 (088.8) Дата опубликования описания 280281

Т. Н. Белова, Л. A.Дроздова, A. Т. Зверев, Ю1Г. Тюрнн и Г. N. Хуторецкий t (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СТЕРЖНЕВАЯ ОБМОТКА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

MALJH Hb) Изобретение относится к области электромашиностроения и касается стержневых обмоток статорон электрических машин переменного тока. Изобретение гредназначено для использования преимущественно в турбогенераторах с беспазоным сердечником статора, т.е. с размещением обмотки в воздушном зазоре.

Известна стержневая обмотка статора электрической машины с пазовым исполнением сердечника. Стержни этой обмотки расположены в активной зоне

s двух слоях, переход из одного слоя в другой осуществляется выги- 15 банием лобовых частей стержней.

Лобовые части имеют коническую или цилиндрическую форму и соединены по петлевой или волновой схеме.

Недостаток этих обмоток примени- 20 тельно к турбогенератору с беспазовым сердечником заключается в сравнительно большом вылете лобовых частей и относительно низком заполнении обмоткой активной зоны статора.

Известна стержневая обмотка статора с беспазоным сердечником, размещенная в воздушном з азоре, содержащая стержни с отогнутыми лобовыми частя.ми и соединения межцу ними. 30

Этой обмотке присущи отмеченные выше недостатки, обусловленные относительно небольшим расстоянием между стержнями катушечной группы, которое н сердечниках с беспазовым исполнением определяется не величиной допустимой индукции, а условиями механического крепления стержней обмотки и выбора сечения охлаждающих каналов..

Целью изобретения является сокращение габаритон машины путем укорочения вылета лобовых частей обмотки и повышения заполнения обмоткой активной зоны статора.

Указанная цель достигается тем, что стержневая обмотка статора электрической машины, например турбогенератора с беспазоным исполнением сердечника, размещенная в воздушном зазоре, выполнена трехслойной, причем количество стержней в среднем слое равно сумме чисел стержней нерхнего и нижйего слоев и лобовые части стержней среднего слоя отогнуты на меньший угол, чем стержни верхнего и нижнего слоев,и электрические соединения стержней, находящихся н среднем слое, со тержнями нерхнего и нижнего слоев чередуются.

809447

Сущность изобретения пояснена. прилагаемыми к описанию чертежами.

На фиг. 1 показан продольный разрез беспаэового статора с предлагаемой трехслойной обмоткой; на фиг.2 разрез Л-А на фиг. 1, вид с торца; на фиг. 3 — лобовая часть стержней данной обмотки; на фиг. 4 — электрическая схема предлагаемой обмотки .

На цилиндрической поверхности расточки сердечника 1 статора размещена трехслойная обмотка, состоящая иэ стержней 2, расположенных в верхнем слое относительно продольной оси статора, стержней 3, расположенных в среднем слое, и стержней 4, размещенных в нижнем слое. Все указанные стержни имеют активную зону 5 и лобовые части 6. Количество. стержней в среднем слое в активной зоне 5 статора равно сумме стержней 2 верхнего слоя и стержней 4 нижнего слоя. В лобовой части 6 стержни 3 среднего слоя поочередно электрически соединены токосоединительными головками 7 со стержнями 2 верхнего слоя и стержнями 4 нижнего слоя. Угол отгиба с( стержней 3 среднего слоя на выходе из активной эоны больше угла отгиба ф, стержней 2 верхнего слоя и стержней 4 нижнего слоя (фиг.3) .

Электрическая схема предлагаемой трехслойной обмотки, например, для трехфазной двухполюсной электрической машины состоит иэ шести катушечных групп (фиг.4) 1С -1С4 2С>-2С4, 1С1-1C(2СУ2С, 1С -1C6, 2С -2С,.

Стержни обмотки статора в активной зоне располо>хены в воздушном зазоре машины, по окружности внутренней цилиндрической поверхности сердечника статора, по рядам 1-24.

В каждой катушечной группе стерж-. ни среднего слоя (сплошные жирные линии) поочередно соединены со стержнями верхнего {пунктирные линии) и нижнего (тонкие сплошные линии) слоя.

Например, в катушечной группе

1С -1С4 стержень ряда 1 среднего слоя соединен со стержнями ряда 11, находящимися в верхнем слое обмотки, затем со стержнем ряда 2 среднего слоя и далее со стержнями ряда 12, находящимися в нижнем слое обмотки

10 и т ° ä °

Остальные катушечные группы 2С вЂ” — 2С4,.1С -1С и т.д. образованы аналогичным образом.

Предлагаемое изобретение обеспечивает уменьшение длины вылета лобовых частей обмотки на 20-30% по сравнению с известной двухслойной стержневой обмоткой.

Формула изобретения

Стержневая обмотка статора электрической машины, например турбогенератора с беспазовым сердечником, разд мещенная в воздушном зазоре, содержащая стержни с отогнутыми лобовыми частями и соединения между ними, l отличающаяся тем, что, с целью сокращения габаритов машины путем укорочения вылета лобовых частей обмотки и повышения заполнения обмоткой активной эоны статора, обмотка выполнена трехслойной, причем количество стержней в среднем слое

Равно сумме чисел стержней веРхнего и нижнего слоев и лобовые части стержней среднего слоя отогнуты на меньший угол, чем стержни верхнего и нижнего слоев, а электрические соединения стержней, находящихся в

40 среднем слое, со стержнями верхнего и нижнего слоя чередуются.

809447 !

В

77

_#_g

Составитель Ф. Подольская

Техред Ж.Кастелевич Корректор М.Коста

Редактор В.Левятов

Заказ 446/72 Тираж 741 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал .ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4