Управляемый колодочный тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ н авторСКОМЬ СвИдитвдьатвМ

1 Ц 810603

Gaea Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.78 (21) 2562879/29-11 с присоединением заявки № (51) М. Кл.з

В 660 5 08 (43) Опубликовано 07.03.81. Бюллетень № 9 (45) Дата опубликования описания 07.03.81 (53) УДК 621.864 (088.8) по делам изобретений и открытий

Ю. П. Гендлин, А. Г. Зуев и И. С. Мазовеф (72) Авторы изобретения

t

1 (71) Заявитель

° а

4 (54) УПРАВЛЯЕМЫИ КОЛОДОЧНЫИ ТОРМОЗ

ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к подъемно-транспортным машинам.

Известен управляемый колодочный тормоз, содержащий тормозные колодки, связанные рычажной системой с подпружиненным замыкающей пружиной рычагом, соединенным со штоками двух электрогидравлических толкателей (1).

Однако оператором невозможно получить регулируемый тормозной момент, поскольку его применяют в механизмах поворота кранов только в качестве стояночного при условии установки отдельного управляемого тормоза.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является управляемый колодочный тормоз, преимущественно для механизмов поворота стеловых кранов, содержащий тормозные колодки, установленные на рычагах, связанных между собой тягой с гидроцилиндром, соединенным трубопроводом с гидроцилиндром тормозной педали, и подпружиненным рычагом, нагруженным замыкающей пружиной и взаимодействующим с основным электрогидравлическим толкателем, установленным на основании тормоза (2).

Недостатком этого тормоза является малая надежность управляемого торможения вследствие больших рабочих ходов тормозной педали, зависящих от величин зазоров между тормозными колодками и шкивом.

При больших зазорах происходит «проваливание» педали и отсутствует управляемое затормаживание механизма. Кроме того, высока утомляемость оператора при многократном перемещении педали с большим рабочим ходом, особенно при повышеной вязкости рабочей жидкости в трубопроводе в условиях низких температур ок10 ружающей среды.

Цель изобретения — повышение надежности управляемого торможения и снижение утомляемости оператора путем уменьшения рабочего хода тормозной педали.

Для этого предлагаемый тормоз снабжен дополнительным электрогидравлическим толкателем, установленным параллельно основному, и балансирным рычагом, связы20 вающим дополнительный толкатель с основным и с подпружиненным рычагом, а педаль снабжена конечным выключателем, электрически связанным с дополнительным толкателем.

25 С целью расширения возможности регулирования путем обеспечения перестановки балансирного рычага вместе с толкателями относительно подпружиненного рычага, в балансирном рычаге и в основании тормоза выполнены перестановочные отверстия.

810603

На чертеже схематично изображен предлагаемый тормоз. 1ормоз содержит тормозные колодки 1, установленные на рычагах 2, тягу 3 и подпружиненный рычаг 4, смонтированный на основании 5. С рычагом 4 шарнирно соединены замыкающая пружина b и балансирный рычаг 7. К балансирному рычагу присоединены электрогидравлические толкатели 8 и 9, шарнирно соединяющиеся с основанием 5. В тягу 3 встроен тормозной гидроцилиндр 10, шток поршня которого соединен с одной ее частью, а цилиндр с другой. Гидроцилиндр 10 трубопроводом 11 связан с гидроцилиндром 12, управляемым тормозной педалью 13. Конечный выключатель 14, взаимодействующий с кулачком педали 13, электрически связан с одним из толкателей, например толкателем 8 (электрическая связь не показана) .

Валансирный рычаг 7 снабжен дополнительными отверстиями для возможности перестановки его в шарнире, соединенным с подпружиненным рычагом 4. Соответствующие дополнительные отверстия выполнены в основании 5 для возможности перестановки толкателей 8 и 9 с балансирным рычагом 7.

Тормоз работает следующим образом.

При пуске механизма поворота (не показан) толкатели 8 и 9 автоматически одновременно включаются и размыкают тормоз, который теперь может работать как управляемый и нормально открытый. Для плавной остановки механизма поворота оператор включает механизм поворота и нажимает на тормозную педаль 13. Кулачок педали 13 в самом начале ее рабочего хода взаимодействует с конечным выключателем 14, который отключает толкатель 8.

Под действием замыкающей пружины б шток толкателя 8 опускается, балансирный рычаг 7 поворачивается относительно шарнира, соединяющего его с толкателем 9.

Подпружиненный рычаг 4 при этом перемещается на часть своего полного хода. Соответственно перемещаются связанные с рычагом 4 рычаги 2 и тормозные колодки 1, выбирая при этом зазор между колодками и шкивом.

Г1ри дальнейшем надавливании на педаль 13 гидроцилиндр 12 передает по трубопроводу 11 давление тормозному гидроцилиндру 10, обеспечивающему прижатие тормозных колодок 1 к шкиву с усилием, пропорциональным усилию на педали. Перемещение педали 13 при этом минимально и определяется деформациями гидросистемы и рычагов тормоза. Педаль 13 возвращается в исходное положение пружиной гидроцилиндра 12, а тормоз при этом размыкается пружиной гидроцилиндра 10, Толкатель 8 отключен до повторного пуска механизма. Толкатель 9 включен с момента первого пуска механизма и отключается

65 оператором при длительной остановке механизма. При этом под действием замыкающей пружины 6 тормоз полностью замыкается и обеспечивается стояночный тормозной момент, необходимый для предотвращения проворачивания механизма поворота крана под действием ветра, уклона пути и других факторов.

При необходимости изменения величины перемещения тормозных колодок при выборе зазора балансирный рычаг 7 переставляется в шарнирном соединении, связывающем егосподпружиненным рычагом 4, благодаря наличию перестановочных отверстий для оси шарнира, Таким образом изменяется соотношение плеч балансирного рычага и, соответственно, перемещение подпружиненного рычага 4 и колодок 1 при отключении толкателя 8. При этом полное перемещение подпружиненного рычага 4 и колодок 1 при отключении обоих толкателей 8 и 9 остается неизменным и регулируется при помощи регулировочных винтов и гаек, имеющихся в рычажной системе тормоза (не показаны). При перестановке балансирного рычага перестанавливаются нижние шарнирные соединения толкателей, связывающие их с основанием 5, чтобы сохранить вертикальное положение толкателей.

Внедрение предлагаемого изобретения позволяет повысить надежность торможения механизмом поворота крана и снизить утомляемость оператора, в особенности при управлении от одной педали несколькими тормозами. Стоимость тормоза предлагаемой конструкции значительно ниже стоимости тормоза, содержащего гидросистему с сервоприводом.

Формула изобретения

1. Управляемый колодочный тормоз, преимущественно для механизмов поворота стрелочных кранов, содержащий тормозные колодки, установленные на рычагах, связанных между собой тягой с гидроцилиндром, соединенным трубопроводом с гидроцилиндром тормозной педали, и подпружиненным рычагом, нагруженным замыкающей пружиной и взаимодействующим с основным электрогидравлическим толкателем, установленным на основании тормоза, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и снижения утомляемости опер атор а путем уменьшения рабочего хода тормозной педали, тормоз снабжен дополнительным электрогидравлическим толкателем, установленным параллельно основному, и балансирным рычагом, связывающим дополнительный толкатель с основным и с подпружиненным рычагом, а педаль снабжена конечным выключателем, электрически связанным с дополнительным толкателем.

810603

Составитель А. Проворов

Техред И. Пенчко

Корректоры: Е. Осипова и T. Трушкина

Редактор М. Харитонова

Заказ 520/3 Изд. № 247 Тираж 940 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что, с целью расширения возможности регулирования путем обеспечения перестановки балансирного рычага вместе с толкателями относительно подпружиненного рычага, в балансирном рычаге и основании тормоза выполнены пер естановочные отверстия.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 234063, кл. В 66 D 3/02, 1967. .2. Александров M. П. Тормоза подъемнотранспортных машин. М. «Машиностроение», 1976, с. 191 (прототип).