Смазочная композиция

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОИ:КОМУ Св ИЗЛЬСТВУ

Сеюь Севетскнх

Сецналистичесмих

Реслублнн (n)810778 (61) Дополнительное к ввт. свнд-ву (22) 3аявлено 31.01. 79 (21) 2740701/23-04 с присоединением зайвкн Hо (23) Приоритет

Опубликовано 07.03,81. Бюллетень Н9 9

Дата опубликования описаний 10. 0 3. 81 (51)М. Ки.з

С 10 М 1/32

Государствеииый коиитет

СССР по делан изобретений и открытий (53) УДК 621. &92..8 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Г.П. Барчан, Г.Г. Чигоренко, В.А ° Коган, A.Ñ. Бурлов и В, С. Болотников

Ростовский Ордена Трудового Красного Знамени государственный университет (71) Заявитель (54 ) СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

1 (lz

МmX

Изобретение относится к смазочным маслам и смазкам на их основе и может быть использовано в машино- и приборостроении для повышения износо5 стойкости узлов трения сталь-сплав меди за счет реализации избирательного переноса.

Известны глицерин и спиртово-глицериновые смеси P1), а также композиция НИИФОХ-2 на основе полиорганосилоксановой жидкости с добавлением салицилаль-парахлоранилина 2 или

НИИФОХ-3 на основе минерального масла с добавлением той же присадки f3(, которые используются для смазки пар трения сталь-сплав меди и обеспечивают работу пары в режиме избирательного переноса, т.е. стабильного режима с низким коэффициентом трения и минимальным износом пар трения. Недос-20 татком смазочных композиций являются недостаточно высокие нагрузочные, антифрикционные и противоизносные характеристики.

Известна также смазочная композиция НИИФОХ-4 на основе минерального или синтетического масла с добавлением 1-(2-пиридилазо)-2-нафтола P4)

Однако смазочные свойства ее недостаточно высокие.

Целью изобретения является улучшение нагрузочных, антифрикционных и противоизносных свойств масел и смаэок на их основе для узлов трения сталь-сплав меди.

Поставленная цель достигается тем, что смазочная композиция на основе нефтяного или синтетического масла, содержащая присадку, согласно изобретению в качестве присадки содержит сложный эфир малоновой кислоты и алифатического спирта С4 -C8 и 2 -метокси-5-метил-2-оксиазобензол при следующем соотношении компонентов,вес.Ъ

2 -метокси-5-метил-2-оксиазобензол

0,1-0,3; сложный эфир малоновой кислоты и алифатического спирта С1-С8

20-30 нефтяное или синтетическое масло остальное.

2 -Метокси-5-метил-2-оксиаэобенэол имеет формулу синтезируют его по известной методике.

Для приготовления композиции используют нефтяные или синтетические масла различного химического строения

810778

Смазочная композиция НИИФОХ-4 состав 1.

6,32

1,92

410

510

10,12

15,16

1,90

13,48 состав 2

Вазелиновое

290

Дибутиловый эфир малоновой кислоты

300

13,11 14,98

30 0,05 .30 0,1

5,64

430

2,47

2,31

1,86

30 0,2

30 0,3

35 0,2

2,36

1,84

1,81

12,44

3,14

53Ъ

2,26

12,86

330

4,26

20 0 1

20 0,2

20 0,3

30 О, 2

35 0,2

Диоктиловый эфир малоновой кислоты

То же

570

1,86

1,71

1,97

1,24

1,21

1,89

560

1,18

1,16

610

620

340

11 48

2,67

0,94

1,07

11, 31

2,74

0,018

0i010

0,008

0,009

О;007

Индустриальное-50

То же

20 0,1.

20 0,2

20 0,3

30 0,2

510

630

0,91

0,97

610

0,83

0,80

660 и физико-химических свойств: ваэели новое масло, Индустриальное-50, Индустриальное-20, приборное МВП, вакуумное ВМ-4, Эфир-2 .(эфиры пентоэритрита и жирных кислот Cb-C, ), поли этилсилоксановую жидкость 132-?5.

Эфиры добавляют в композицию как для улучшения смазочных свойств, так и для улучшения растворимости 2 -метокt си-5-метил-2-оксиазобензола. Концентрация ниже 20% недостаточна для нормального растворения этого соединения, а концентрация выше 30% незначительно улучшает смазочные свойства, но приводит к значительному удорожанию композиции. Наиболее рациональна добавка 20-30% эфира. 15

Масла смешивают со сложными эфирами малоновой кислоты и 2 -метокси-5-метил-2-оксиазобензолом в укаэанных выше пропорциях при нагревании и интенсивном перемешивании. Нагревание щ ведут до 100-110пC. После охлаждения до комнатной температуры получают масло, готовое к употреблению.

Смазочные свойства исследуют на машине торцового трения. Подвижные образцы диаметром 5 мм изготовлялись иэ .бронзы Бр ОФ 6-0,25, неподвижные из стали 45. Объем масляной ванны

35-40 см . Средняя скорость скольжения О, 8 м/с нагружение ступенчатое, длительность испытаний 5 ч. Образцы обрабатывают до 8-го. класса чистоты и обезжиривают дизтиловым эфиром и ацетоном. Фиксируют максимальную нагрузку Р„п (нагрузка, выше которой не

РЯХ реализуется устойчивыи режими трения или режим избирательного переноса) и крутящий момент, по которому рассчитывают коэффициент трения. Износ определяют весовым методом по разнице веса образцов до и после 5 ч испытаний. Весовая интенсивность износа определялась по формуле

Я в ( где q — потеря веса образцов;

S - площадь контакта; путь трения.

Данные, полученные для исследованных композиций приведены в таблице.

Здесь же приведены для сравнения данные испытаний смазочной композиции

НИИФОХ-4 (состав 1 — вазелиновое масло + 0,05 вес.% 1-(2-пиридилаэо)-2нафтол и состав 2 полиэтилсилоксановая жидкость + 0,05 вес.% той же присадки).

В графе 5 таблицы приведены концентрации 2 -метокси-5-метил-2-окси1 азобензола.

О, 009

0,009

О, 021

О, 020

0,011

0,010

0,010

0,010

0,019

0,011

0,009

0i010

0,009

0,009

810778

Продолжение таблицы

11, 96 . 2,34

1,08

1,31

320

12,14

3,67

1,36

1,42

0,019

OF010

О, 009

0,О10

Индустриальное-20

510

0,1

640

0,2

610

0,3

290

Дн гекс нловый эфир малоновой кислоты

Приборное

МВП

620

0,1

0,2

620

0,3

Диоктиловый эфир малоновой кислоты

350

Вакуумное

ВМ-4

0,1

510

0,2

620

0,3

610

290

Эфир-2

390

0,1

430

0,2

420

0,3

420

Жидкость

132-25

То же

560

0,1

0,2

660

710

0,3

30 0,2

35 0,2 720 0,008 0,81 0,84

Таким образом, из приведенных в таблице данных следует, что смазочные свойства различных по своей природе масел могут быть улучшены совместным .. добавлением сложных эфиров малоиовой

I кислоты и 2-метокси-5-метил-2-оксиазобензола.

Формула изобретения

Смазочная композиция на основе нефтяного или синтетического масла, содержащая присадку, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью улучше" ния нагрузочных, .противоизносных и антифрикционных свойств композиции, она содержит в качестве присадки сложный эфир малоновой кислоты и алиФ .фатического спирта С4-С и 2-метокси-5-метил-2-оксиаэобензол при следующем соотношении компонентов,вес.Ъ 2-метокси-5-метил-2-оксиазобензол

0,1-0,3;, сложный эфир малоновой кис«

Сравнение результатов для предлагаемых композиций и композиции НИИФОХ-4 свидетельствуеr о значительном улучшении нагрузочных, противоизносных н антифрикционных свойств. При этом смазочные свойства зависят от концентрации 2-метокси-5-метил-2-оксиазобензола в смеси масло-сложной эфир. Концентрации, соответствунхяие максимальной эффективности присадки, практически не зависят от природы . масла и лежат в интервале О, 1-0,3 вес. Ъ

Максимальная нагрузка предлагаемых композиций увеличивается в 1,2-1,7 раза прн том же, а во многих случаях и меньшем коэффициенте трения. по сравнению с данными по композиции

НИИФОХ-4. 40

Наблюдается также снижение весовой интенсивности износа в 1,3-2 раза для бронзовых и в 2-8 раза для стальных образцов. 6$

О, 021

0,010

0,009

0i010

0,019

OF01O

0,009

0,010

0,026

0,014

О,012

0,012

0,016

0,011

0,009

0 009

0,008

16,07

2,94

0,91

-1,14

11, 34

2,48

1,67

1 71

18,38

4,75

2,76

2,91

9,34

2,16

0,91

1,17

0,82

17,11

4,36

1,24

1,31

12, 16

3,11

1,97

2,06

53,81

6,81

3,46

3, 67

10, 11

2,31

0,94

1,24

0,83

810778

2. Авторское

М 606877, кл. С

3 Авторское

Р 618403 кл. С свидетельство СССР

10 М 3/44, 1976. свидетельство СССР

10 И 1/32, 1976.

Составитель Л. Русанова

Редактор Е. Хорина Техред Е. Гаврилешко Корректор M . Вигула

Заказ 8 Тираж 548 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 1 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб ., д. 4 /5

Филиал .ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Лоты и алифатического спирта С -С>

20-30 нефтяное или синтетическоемасло остальное.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гаркунов Д.Н. и др.-Избирательный перенос в узлах трения. M., "Транспорт", 1961, с. 31-35.

4. Авторское свидетельство СССР

9 652204, кл. С 10 M 1/32, 1977 (прототип ) ..