Моющее средство "рельсин" для очисткирельсовых путей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
) 810796
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.11.78 (21) 2682428/23-04 с присоединением заявки хе— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.03.81. Бюллетень х о 9 (45) Дата опубликования описания 07.03.81 (51) М Кл.з
С 11 D 1/34
С 11 D 3/44
С 11D /50
Государствеииый комитет (53) УДК 661.185 (088.8) ло делам изобретая» . и открытий (72) Авторы и 3 о о р е т е!! i i я
И. К. Гетманский, А. А. Наймушина, В. В и А. И. Гершенович (71) Заявнтел:
) (54) МОЮШЕЕ СРЕДСТВО < РЕЛЬСИ Н»
ДЛЯ ОЧИСТКИ РЕЛЬСОВЪ|Х ПУТЕЙ
2 применение обеспечивает высокую экономическую эффективность, которая, наряду с малой, по сравнению с растворителями токсичностью и полной пожаробезопасностью
5 обеспечивает им наиболее широкое применение в народном хозяйстве.
Известно моющее средство, рекомендуемое для очистки рельсовых путей, состава, г/л:
IР
Едкий патр 15,0
Сода кальцинированная 12,5
Тринатрийфосфат 25,0
Метасиликат натрия 10,0
Эмульгатор ОП-7 2,0 (моно- и диалкилфенополигликолевый
15 эфир) 12).
Водный раствор этого состава требует
2р подогрева, так как наиболее высокая моющая способность достигается прн температуре выше 50 — 60 С; требуется тщательное полоскание чистой водой IIpoMbITbIY рельсов с целью удаления
25 образующего осадка солей, которое могх т вызвать коррозию металла; применение для очистки рельсов в тоннелях водных растворов щелочных моющих средств не представляется возможным из-за повышенной элект3р ропроводимости.
Изобретение относится к синтетическим моющим препаратам, предназначенным для ручной очистки рельсовых путей метрополитена от смазочных масел, атмосферной и металлической пыли.
Известно применение технических моющих препаратов для очистки металлических поверхностей. Одним из самых распространенных способов удаления маслянистых загрязнений с поверхности металлов является метод обезжирпвания органическими растворителями.
Известен, например, препарат, содержащий керосин, олеиновую кислоту, триэтаноламин и трикрезол (1).
Достоинством способа очистки моющими средствами с присутствием растворителей является высокая растворяющая способность органических растворителей по отношению к жирам животного, растительного и минерального происхождения. Однако имеется и ряд значительных недостатков, ограничивающих области применения. Раствор нтели являются по>каро-взрывоопасными летучими жидкостями, обладающими высокой токсичностыо.
Наиболее широко применяются в промышленности для очистки твердых металлических поверхностей от маслянистых загрязнений щелочные моющие составы. Их
Матюхин — —--:1
810796
Целью изобретения является повышение моющей способности с сохранением электропроводпости рельсовых путей.
Поставленная цель достигается тем, что моющее средство, содержащее воду, поверхностно-активное вещество и добавки, в качестве поверхностно-активного вещества содержит калиевую соль ди-(алкилполиэтиленгликолевого) эфира фосфорной кислоты (оксифос), в качестве добавок содерж11т диэтаполамид и карбамид и дополнительно средство содержит бензиловый спирт нли метилхлороформ, глицерин и этилцеллозольв при следующем соотношении компонентов, вес. /О:
Калиевая соль ди- (алкилполиэтиленгликолевого) эфира фосфорной кислоты 3 — 6
Диэтаполамид 0,5 --3
Ь,с!ров мид 15 — 25
Бепзиловый спирт или метилхлороформ 5 — 10
Глицерин 10 — 15
Зтилцеллозол ьи 10 — 15
Водя Остальнос
Желательно бензило«ый спирт или мстилхлороформ и этилцеллозольв и глицерин использовать в весовом соотношспии от
1: 2: 2 до 1: 1,5: 1,5, соответственно.
Фосфорсодержащее поверхностно-активное вещество — оксифос представляет собой калиевую соль ди- (алкилполиэтилепгликолевого) эфира фосфорной кислоты « виде янтарной жидкости средней вязкости с 99",о-пым содержанием основного вещества. В качестве примесей содерж итл1 Нс 00лее 0,2% неорганических фосфатов, пе более
0,002 /о железа и до 1,0 /о воды. Как фосфорсодержащее ПАВ, оксифос обладает способностью ингибировать коррозию черны: металлов, что явилось оооснованисм сго выбора для введения в состав препарата.
Кроме того, оксифос растворяется в большинстг>е полярных и нсполярпых >кидкостей.
Учитывая, что данный препарат предназначен для очистки рельсовых путей метрополитена вручную, в его состав введен глицерин. Добавка глицерина позволяет защищать кожу рук от воздействия на нее красителей, органических растворителей и разбавителей, машинных смазочных масел, дегтя, мазута, сажи, металлической пыли и т, п.
Кроме того, глицериноводные растворы замерзают при низких температурах, что позволит повысить такой товарный показатель, как точка помутнения в условиях хранения при низких температурах.
Этилцеллозольв (моноэтиловый эфир этиленгликоля) бесцветная жидкость со слабым запахом, хорошо смешивается как с полярными, так и неполярными растворителями.
Для улучшения совместимости растворов
ПАВ и растворителей применяется карба4 мид. Введение карбамида способствует увеличению ингибирующей способности моющих препаратов от атмосферной коррозии.
Бензиловый спирт — растворитель, который
5 наряду с хорошсй растворяющей способностью обладает также и эмульгирующей способностью. Бензиловый спирт в воде мало растворим, нейтрален, практически не имеет запаха и испаряется крайне медI 0 лепно.
Учитывая, что промышленное производство этого продукта крайне незначительно, была изыскана возможность замены его на другой растворитель-метилхлороформ. Вве15 дение метилхлороформа взамен бензилового спирта не оказывает влияния на снижение моющей способности, а величина удельной электропроводпости уменьшилась.
Метилхлороформ — — сгорючий оргапи2О ческий растворитель, он смешивается со многими органическими растворителями, но практически нерастворим «воде. Он является хорошим растворителем для масел, жиров и смол, обладает высокой стабильностью и относительно низкой токс«чпостыо.
Диалкилоламиды представляют собой светло-коричневую .кидкость. Диалкилоламиды вводят в составы жидких моющих средств с целью обеспечения cìÿã÷àlolíåão
30 действия композиций на кожу рук при их применении.
Учитывая, что рельсы пути метрополитена являются электрическими 1 епям11 системы автоблокировки, были применены по«ерхностно-акти«ныс вещества и активные до о явки, 06;la@a IoluHe нези я ч итс I «H OH э и с ктРОПРОВОДНОСТЬIO.
Предлагаемый моющий препарат содержит оптимальное соотношение компонентов, при котором достигается требуемая моющая способность при электропроводностп водопРОВОдной ВОды.
Технология .приготовления предлагаемого моющего препарата закл1очается в ме45 ханическом смешении исходных компонентов при 20 — 25 С, при этом газовых выбросов и сточных вод не образуется.
Процесс получения моющего препарата может быть оформлен как периодический или непрерывный, причем каждый компонент загружают после полного растворения предыдущего.
Представлены сравнительные испытания описываемого моющего средства и извест55
Составы композиций, отража;ошие содержание компонентов по нижнему, среднему и верхнему пределу, приведены в табл. 1.
Приготовленные композиции представ00 ляют однородные прозрачные жидкости от светло-желтого до коричневого цвета. Были определены удельная электропроводность в электрической ячейке с реохордным мостом P-38 и моющая способность на прибо55 ре с вращающейся планшайбой.
810796
Таблица !
Содержание компонентов, % в примерах:
Компоне1п!
1 2 3 1 4
i 5,0 10,0 12,5 i 5,0
Глицерин
Этилцеллозольв
Бензиловый спирт или
Ыетилхлороформ
Оксифос
Диэтаноламид
Карбамид
Вода, остальное до
10,0 12,5
10,0 12,5
5,0 7,5
i50 100 125
15,0
10,0
5,0 4,5 (1 0,0
3,0, 4,5 6,0
6,0
4,5
3,0
0,5, 1,75!
15,0, 20,0
100 100
3,0
25,0
1,75
20,0
0,5
15,0
3,0
25,0
100 100
100
100
Моющая способность, Предлагаемый по Удельная электрозаявке препарат (проводность, в примерах: Ом — /см —
96,4
98,4 45
95,0
94,7
95,0 ! 96,8
73 10 —
6,1 10 — "
52 10 — "
4,2 10 —
5,5 10 — 9,5 10 —
2
4
6
Известное средство
74,8 50
3,1 10 —
Составитель Л. Русанова
Редактор Л. Курасова Техред А. Камышиикова Корректоры: А. Степанова и Л. Орлова
Подписное
Изд. А 236 Тираж 469
ВНИИПИ Государсгвенного комитета СССР по де..ам изобретений II открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 2149
Загорская типография Упрполиграфпздата Мособлисполкома
Моющая способность композиции определена по методу из трех основных операций: искусственного загрязнения стальной детали, отмывания детали в моющем растворе композиций и оценки моющего действия по количеству оставшегося на детали искусственного загрязнения.
На поверхность стальной детали наносят естественное загрязнение, снятое с рельсовых путей метрополитена, Загрязненную деталь отмывают на указанном выше приборе. Моющую способность выра кают по разнице веса стальной детали до и после отмывки.
Результаты измерения удельной электропроводности и моющей способности данных композиций приведены в табл. 2.
Как видно из данных таблицы 2, образцы препаратов обладают моющей способностью 94,7 — 98,47о (без доплонительног(1 подогрева), т. е. гораздо выше моющей способности известного средства.
Величина удельной электропроводности испытуемых композиций значительно ниже величины удельной электропроводности II3вестного устройства.
Формула изобретен и я ! . Моющее средство для очистки рельсовы.; путей, содержащее воду, поверхностно-активное вещество и добавки, о т л и ч аю щ с е с я тем, что, с целью повышения моющей способности с сохранением электропроводности рельсовых путей, в качестве поверхностно-активного вещества средство содержит калиевую соль ди-(алкилполиэтиленглпколевого эфира) фосфорной кислоты, в качестве добавок оно содержит диэтаноламид и карбамид и дополнпгельно средство содержит бснзпловый спирт или метилхлороформ, глице!.пп и этилцеллозо IbB прп слсg i 1ощсм cooTHQIIIc HII II компонентов, вес. o .
Калиевая соль ди-(алкилполиэтиленгликолевого эфира) фосфорНой КИСЛОТЫ 8 — G
Дпэтанолампд 0,5 — 3
Еарбампд 1525
Бензпловый спирт или мстилхлороформ 5 — 10
Глицерин 10 — 15
Этилцеллозольв 10 — 15
Вода Оста II I«IO
2. Средство по п. 1, отл ич а 1о щесс я тем, что оно содержит бензиловый спирт нлп метилхлороформ и этилцеллозольв и глицерин в весовом соотношении от 1: 2: 2 до
1: 1,5: 1,5, соответственно.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Рекомендации по примененгно новых средств очистки машин н деталей при ремонте. М., ГОСНИТИ, 1975, с. 52 — 64.
2. Леонтьев В. И. Механизация очистки рельсов метрополитена. Сб. «Материалы второй конференции метрополитенов страны», т. 2, Л., 1971, с. 184 — 187 (прототип).