Привод поворота платформы экска-batopa
Иллюстрации
Показать всеРеферат
11 Ц 8109I 2
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.04.79 (21) 2749477/29-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.03.81. Бюллетень № 9 (45) Дата опубликования описания 07.03.81 (51) М. К .
Е 02F 9/12
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.879 (088.8) (72) Авторы изобретения
Н. Г. Казаков, А. В. Толмачев и С. Н. Сенач тн „„ „1лгй
Научно-исследовательский институт тяжелого машитяроаяойтйй. Х611 18Ca a < (71) Заявитель (54) ПРИВОД ПОВОРОТА ПЛАТФОРМЫ ЭКСКАВАТОРА
Изобретение относится к экскаваторам, в частности, к поворотным устройствам платформ экскаваторов.
Известен привод поворотной платформы экскаватора, включающий двигатель, зуб- 5 чатый венец и редуктор (1). Передача крутящего момента от двигателя к зубчатому венцу осуществляется одним потоком, то есть силовой поток проходит последовательно через все элементы кинематической 10 цепи.
В последнее время в связи с ростом мощности экскаваторов и интенсификацией режима их работы, такой однопоточный привод потребовал черезмерного увеличения 15 габаритов и веса зубчатых колес, валов, подшипников других элементов привода.
В связи с этим был предложен ряд конструкций многотопочного привода поворотной платформы экскаватора, в котором си- 20 ловой поток проходит через ряд параллельно включенных элементов силовой цепи. Такое выполнение привода позволяет уменьшить габариты отдельных его элементов, а также более рационально использовать их 25 нагрузочную способность. Так, например, если одно ведомое колесо или зубчатый венец находится в зацеплении с несколькими ведущими шестернями, то у этого колеса одновременно работают не один зуб, а не- 30 сколько зубьев в соответствии с числом ведущих шестерен.
Однако возникает проблема равномерного распределения нагрузки между всеми параллельно работающими потоками и если не принять специальных мер, то это требование может быть выполнено только при абсолютно одинаковых шестернях и идеальном их монтаже, что практически не может быть осуществлено.
В связи с этим был предложен ряд конструкций многопоточного привода поворотной платформы экскаватора, в . которых обеспечивается равномерное распределение нагрузки в потоках за счет специальных конструктивных мер.
Известен привод поворота платформы экскаватора, включающий двигатель, зубчатый венец и редуктор, имеющий косозубую передачу из ведущей шестерни и зуочатых колес (2).
Равномерное распределение нагрузки достигается в нем за счет самоустановки ведущей шестерни, занимающей положение, в котором усилия на находящихся с ней в зацеплении колесах одинаковы.
Недостаток известной конструкции заключается в том, что число параллельных силовых потоков ограничено. Между тем в ряде случаев необходимо выполнить мно810912 гопоточный привод поворотной платформы при большем числе потоков. Кроме того, известный привод не обеспечивает снияения динамических нагрузок, то есть безударного входа в зацепление зубьев при включении привода.
Целью данного изобретения является снижение динамических нагрузок в приводе.
Эта цель достигается тем, что в приводе поворота платформы экскаватора, включающем двигатель, зубчатый венец и редуктор, имеющий косозубую передачу из ведущей шестерни и зубчатых колес, он снабжен упругими элементами, а зубчатые колеса установлены подвижно в осевом направлении с возможностью контакта с обеих сторон с предварительно сжатыми упругими элементами.
На фиг. 1 — многопоточный привод поворотной платформы экскаватора с обычными передачами; на фиг. 2 — то же, с планетарной передачей; на фиг. 3 — блок сателл.итов.
Привод поворотной платформы экскаватора включает двигатель 1, зубчатый венец 2 и редуктор 3. Ведущая вал-шестерня
4 редуктора при помощи муфты 5 соединена с валом двигателя. Шестерня этого вала выполнена косозубой и находится в зацеплении с колесами 6 вала 7. На фиг. 1 изображены два колеса 6, расположенные в плоскости чертежа, но в принципе их может быть больше. Равномерно расположенные по окружности вал-шестерни 4 и колеса 6 установлены на шлицах валов 7, и с обеих сторон поджаты предварительно сжатыми пружинами 8. На валах 7 нарезаны шестерни 9, находящиеся в зацеплении с колесом 10, вал которого выполнен за одно целое с подвенцовой шестерней 11, находящейся в зацеплении с зубчатым венцом
2. Штриховыми линиями показан вариант, в котором шестерни 9 находятся в зацеплении с отдельными колесами 12, благодаря чему силовой поток остается разделенным вплоть до зубчатого венца 2.
У привода поворотной платформы с плаHpTàðHûì редуктором выполнена косозубой ведущая шестерня 13, находящаяся в зацеплении с верхними венцами 14 блоков сателлитов (фиг. 2). Нижние венцы 15 этих блоков находятся в зацеплении с неподвижным зубчатым венцом 16, закрепленным в корпусе редуктора. Блоки сателлитов установлены в водиле, состоящем из двух частей 17, соединенных друг с другом стяжками 18. Нижняя часть водила при помощи шлицевого соединения связана с валом подвенцовой шестерни 19.
Нижний венец выполнен за одно целое с валом блока, а верхний представляет собой зубчатое колесо, установленное на шлицах.
С обеих сторон его установлены пружины
)5
2д
55 ао
20, размещенные в стаканах 21 и поджатые гайкой 22 (фиг, 3).
Работа привода осуществляется следующим образом.
От ведущей вал-шестерни 4 через колеса 6 и зубчатую передачу 9 — 10 крутящий момент передается на венцовую пару 11 — 2, благодаря чему осуществляется поворот поворотной платформы экскаватора. Выравнивание нагрузки между параллельными потоками осуществляется при помощи подпружиненных колес 6. При нагружении привода эти колеса будут перемещаться в осевом направлении до положения, определяемогого жесткостью пружин. Бл агода р я этому обеспечивается как равномерное распределение усилий в отдельных потоках, так и снижение динамических нагрузок в момент вхождения зубчатых колес в зацепление, а также в процессе поворота, например, при повороте платформы с ковшом, не полностью выведенным из забоя. Хотя в этом случае силовой поток остается разделенным только до колеса 10, а далее опять. становится единым, но уже это качество является очень ценным, поскольку во многих случаях критическим элементом привода является не венцовая пара, а именно последняя передача редуктора, которая наиболее часто выходит из строя. При необходимости привод может остаться разделенным до зубчатого венца, как показано на фиг. 1 пунктиром.
Осевое усилие, возникающее в косозубой передаче, вызывает перемещение верхних колес 14 блоков сателлитов на их валах до положения, определяемого жесткостью. пружин, что обеспечит достижение такого же эффекта. При этом в обоих случаях (фиг.1 и 2) количество силовых потоков, определяемое числом ведомых колес в косозубой передаче, ограничено лишь возможностью размещения их вокруг ведущей шестерни.
На практике наиболее целесообразно выполнить привод трехпоточным.
Использование изобретения позволяет равномерно распределить нагрузки во всех потоках, повысить нагрузочную способность и надежность передач при эксплуатации, снизить трудоемкость и стоимость изготовления привода.
Формула изобретения
Привод поворота платформы экскаватора, включающий двигатель, зубчатый венец и редуктор, имеющий косозубую передачу из ведущей шестерни и зубчатых колес, отличающийся тем, что, с целью снижения динамических нагрузок, он снабжен упругими элементами, а зубчатые колеса установлены подвижно в осевом направлении с возможностью контакта с обеих сторон предварительно сжатыми упругими элементами.
810912
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 604926, кл. Е 02F 9/12, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР № 543712, кл. Е 02F 9/12, 1973 (прототип).
810912
Фиг.,7
Редактор Т. Авдейчик
Заказ 373/14 Изд. № 238 Тираж 694 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4(5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель Н. Туленинов
Техред А. Камышникова
Корректоры: Р. Беркович и О. Тюрина