Устройство для спуска и цементи-рования хвостовиков и секцийобсадных колонн

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ji 118! 094,6

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.05.79 (21) 2771428/22-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.03.81. Бюллетень № 9 (45) Дата опубликования описания 07.03.81 (51) M. Кл.

Е 21В 43/10

Е 21В 33/14

Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 622.245.13 (088.8) f

В. Д. Куртов, С. М. Щепаняк, И. А. Новосилец й, }

В. Ю. Полищук, М. И. Лысый и В. И. Тимошен q 1.- .

I (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ

ХВОСТОВИКОВ И СЕКЦИЙ ОБСАДНЫХ КОЛОНН

Изобретение касается крепления нефтяных и газовых скважин и может быть использовано для спуска и цементирования хвостовиков и секций обсадных. колонн.

Известно устройство для спуска и цементирования хвостовиков и секций обсадных колонн, содержащее левый переводник, несущую трубу, узел подвески подшипника и втулку, перекрывающую промывочные окна, 10 выполненные в верхней части несущей трубы (1).

Недостатком устройства является низкая надежность разъединения. Это вызвано тем, что при вращении бурильных труб с 15 одновременной промывкой несущая труба остается неподвижной и промывка идет только в ее верхней части. 0 результате возможен прихват несущей трубы цементом. 20

Наиболее близким к изобретению техническим решением является устройство для спуска и цементирования хвостовиков и секций обсадных колонн, включающее левый переводник с узлом подвески подшипника, несущую трубу, имеющую промывочные окна, перекрытые втулкой, головку и воронку, переводник и часть несущей трубы выше переводника имеют некруглое сечение (2). 30

Недостатком известного устройства является трудность изготовления устройства изза необходимости наличия воронки большой длины, в которой по всей длине внутренней поверхности должна быть обеспечена герметичность контакта головки и воронки, что требует высокого класса точности обработки внутренней поверхности. Большая длина нижней части воронки обусловлена тем, что при опускании несущей трубы воронка должна обеспечить свободное опускание головки, при этом герметичность контактирующей поверхности головки своронкой не должна быть нарушена. К тому же затруднено отвинчивание левого переводника из-за того, что головка имеет большой диаметр и снаружи ее размещено уплотнение, контактирующее в момент отвинчивания с внутренней поверхностью воронки.

Целью изобретения является упрощение конструкции и облегчение отсоединения устройства от хвостовиков и секций обсадных колонн.

Это достигается тем, что устройство имеет между воронкой и головкой кольцевой зазор, а несущая труба снабжена уплотнением, размещенным с возможностью контактирования с нижней частью левого пере810946 водника, причем последняя в поперечном сечении выполнена круглой.

При таком вы,юлнении устройства после опускания несущей труоы для вывинчпвания левого переводника головка входит 5 внутрь верхнеи обсадной трубы потаиной колонны, а уплотнение, расположенное на наружной поверхности несущей трубы, выходит из контакта с круглой частью левого переводника. В результате облегчается вы- 10 винчивание левого переводника, упрощается изготовление воронки, облегчается сборка устройства.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в продольном разрезе; на фиг. 2 — 15 разрез А — Л фиг. 1; на фиг, 3 — разрез Ы—

b фиг. 1; на <риг. 4 — разрез  — Ы фиг. 1.

Устройство состоит из воронки 1, соединеннои левой резьбой с левым переводником 2, узла подвески подшипника 3, опира- 2р ющегося на головку 4 несущей труоы 5. Воронка 1 снизу имеет резьбу для соединения с потайной колонной оосадных труб 6.

Верхняя часть левого переводника 2 и часть несущей трубы 5, расположенная выше левого переводника 2 (см. фиг. 2 и 3), выполнены некруглого сечения (например, квадратного сечения).

В несущей трубе 5 выполнены промывочные окна 7, перекрытые втулкой 8, укрепленной на срезных штифтах 9.

Головка 4 образует с воронкой 1 кольцевой зазор. Это обеспечивает свободное вхождение головки 4 в обсадные трубы б;1,=, при опускании несущей трубы 5 или при ее продвигании в момент соорки устройства.

Нижняя часть 10 левого переводника 2 и низ несущеи трубы 5 имеют круглое сечение (см. фиг. 4). На наружной поверхности несущей трубы 5, контактирующеи с нижнеи частью 10 левого переводника 2, размещено уплотнение 11.

Снаружи левого переводника 2, в нижней части его, расположено уплотнение 12, 4 обеспечивающее герметичность левой резьбы переводника 2.

Устройство раоотает следующим образом.

Устройство навинчивают на верхнюю обсадную трубу секции обсадной колонны или хвостовика и спускают на бурильных трубах 13 в скважину. 11осле спуска хвостовика и промывки скважины закачивают цементный раствор. После окончания цементирования в бурильные труоы оросают шар или падающую прообку. 11о достижении шаром втулки 8 перекрывается ее внутренний канал. При создании внутри бурильных труб 13 давления срезаются штифты 9, 6О втулка 8 опускается и открывает промывочные окна 7. После этого прямой или обратной промывкой иымывают излишне поднятый цементный раствор, при этом бурильные трубы 13 вращают. Благодаря промывке с вращением весь цементный раствор, поднятый выше левого переводника 2, вымывается и исключается прихват бурильных труб цементом. Бурильные трубы 13 периодически проворачивают для избежания прихвата их или прилипания.

Для отсоединения устройства от потайной колонны обсадных труб бурильные трубы 13 спускают вниз так, чтобы некруглое сечение несущей трубы 5 вошло в соединение с некруглым сечением переводника 2. При этом уплотнение 11 выходит из контакта с внутренней поверхностью нижней части 10 левого переводника 2 и не создает сопротивления отвинчиванию переводника 2 из воронки 1. 11ри вращении бурильных труб

13 вправо вывинчивается левый переводник

2 из воронки 1. 11ри подъеме бурильных труб 13 вместе с ними на поверхность извлекают левый переводник 2 с несущей трубой ", головкой 4 и узлом подвески подшипника 3.

Такое выполнение устройства позволяет предотвратить осложнения при отсоединении устройства от потайной колонны обсадных труб и сократить расходы на крепление скважин хвостовиками.

Формула изобретения

Устройство для спуска и цементирования хвостовиков и секций обсадных колонн, включающее левый переводник, узел подвески подшипника, несущую трубу, имеющую промывочные окна и перекрывающую их втулку, воронку и головку, отличающ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции и облегчения отсоединения устройства от хвостовиков и секций обсадных колонн, оно имеет между воронкой и головкой кольцевой зазор, а несущая труба снабжена уплотнением, размещенным с возможностью контактирования с нижней частью левого переводника, причем последняя в поперечном сечении выполнена круглой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Левин Е. М. и Ваулин В. П. Спуск и подвеска хвостовиков при креплении скважин. — Грозный, Чечено-Ингушское книжное издательство, 19/О, с. 73.

2. Авторское свидетельство СССР № 581244, кл. В 21В 43/10, 1973.

810946

Редактор Т, Клюкина

Заказ 511/2 Изд. № 214 Тираж 634 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

/2

/// д су

Составитель В. Галустянц

Техред И. Заболотнова Корректор 3. Тарасова