Пневматическое устройство длядистанционного управления горноймашиной c двумя пневмоприводами

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i ц 8 I 0965 боюэ Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.05.79 (21) 2768307/22-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.03.81. Бюллетень № 9 (45) Дата опубликования описания 07.03.81 (51) М.К .

Е 21С 35/24

1осударственнмй комитет (53) УДК 622.232.72 (088.8) по делам изобретений и открытий (54) ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРНОЙ

МАШИНОЙ С ДВУМЯ ПНЕВМОПРИВОДАМИ

Изобретение относится к пневматическим устройствам механизации и автоматизации подземных горных работ и предназначено для управления двухпроводной горной машиной, например угольным стругом, угольной пилой и т. п. с пневматическими приводами.

Известно пневматическое устройство для дистанционного управления горной машиной с пневмоприводом (1)„содержащее переносной кнопочный пульт управления с пусковыми кнопками «Вперед», «Назад» и

«Стоп», блок сигнализации, элементы И, ИЛИ, ячейки памяти, клапаны включения пневмопривода. Это устройство может быть использовано для управления двухприводной реверсивной горной машиной. Для этого каждый привод должен быть снабжен своим комплектом аппаратуры.

Кроме того, схему следовало бы дополнить узлами управления тормозами приводов и сблокировать оба комплекта аппаратуры для их совместной автоматической работы с помощью логических элементов и линий связи. В результате вся система управления получится сложной и дорогостоящей.

Известно также пневматическое устройство для дистанционного управления горной машиной с пневмоприводом (2), которое содержит переносной пульт управления с пусковыми кнопками прямого, обратного хода и кнопкой «Стоп», линии питания, блок сигнализации, элементы ИЛИ, трехмембранные реле и ячейки памяти прямого и обратного хода, клапаны включения пневмоприводов и выключения тормозов.

Это устройство может быть примененодля управления двухприводной пневматической

10 горной машиной, при условии установки по одному устройству на каждый привод и дополнения схемы узлами управления тормозами, блокирующими логическими элементами и линиями связи, что усложняет и

15 удорожает схему управления.

Цель изобретения — упрощение устройства при одновременном расширении возможностей управления.

Для этого устройство снабжено датчика20 ми крайних положений прямого и обратного хода, элементами ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ прямого и обратного хода с запрещаемым и незапрещаемым входами, с запрещающей камерой и переключателем режимов работы, 23 причем для каждого хода пусковая кнопка соединена через незапрещаемый вход элемента ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ с включающим.входом ячейки памяти, выключающий вход которой соединен с датчиком крайнего поло30 жения, подключенным к запрещаемому вхо810965

3 ду элемента ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ противоположного хода, а запрещающие камеры обоих элементов ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ соединены с переключателем режимов работы, при этом клапаны выключения тормозов через один из элементов ИЛИ подключены к выходам трехмембранных реле.

На чертеже приведена принципиальная схема устройства.

Устройство для дистанционного управления горной машиной с пневмоприводом содержит дистанционный пульт 1 управления с пусковыми кнопками прямого 2 и обратного 3 хода, кнопкой «Стоп» 4 и переключателем 5 режимов работы «Автомат — ручная». Пульт 1 соединен пневмокабелем с блоком 6 управления. Пусковая кнопка 2 прямого хода соединена с незапрещаемым входом элемента ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ 7, а пусковая кнопка 3 обратного хода соединена с незапрещаемым входом элемента ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ 8. Кнопка «Стоп» 4 пульта 1 соединена с кнопкой «Стоп» 9 привода прямого хода, а выход последней соединен с питающими входами двух ячеек памяти, образованных трехмембранным реле 10 и элементом ИЛИ 11 и трехмембранным реле

12 и элементом ИЛИ 13. Датчик 14 крайнего положения прямого хода соединен с выключающим входом ячейки памяти 10—

11 и запрещаемым входом элемента ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ 8, а датчик крайнего положения обратного хода 15 соединен с выключающим входом ячейки памяти 12 — 13 и с запрещаемым входом элемента ЗАПРЕТ—

ИЛИ 7. Выход ячейки памяти 10 — 11 соединен с включающей камерой трехмембранного элемента 16 включения привода прямого хода и с запрещающей камерой трехмембранного элемента 17, а также с входом элемента ИЛИ 18. Выход ячейки памяти

12 — 13 соединен с включающей камерой элемента 17 включения привода обратного хода с запрещающей камерой элемента 16 и с вторым входом элемента ИЛИ 18.

Выход последнего соединен с блоком 19 сигнализации, включающим две сигнальные сирены 20, а выход этого блока подключен к питающим входам элементов 16 и

17. Выход элемента 16 соединен с включающим клапаном 21 привода 22 прямого хода и с входом элемента ИЛИ 23, а выход элемента 17 соединен с включающим клапаном

24 привода 25 обратного хода и с вторым входом элемента ИЛИ 23. Выход последнего соединен с клапанами 26 и 27 выключения стояночных тормозов 28 и 29 приводов прямого и обратного хода. Переключатель

5 пульта 1 соединен с запрещающими камерами элементов ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ 7 и 8. На барабаны приводов 22 и 25 намотан тяговый канат 30, на котором укреплен двусторонний режущий орган 31.

Устройство работает следующим образом.

4

В автоматическом режиме работы переключатель 5 установлен в выключенное положение. Оба привода заторможены стояночными тормозами 28 и 29.

При нажатии пусковой кнопки 2 прямого хода сигнал от нее проходит через элемент

ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ 7 и включает ячейку памяти 10 — 11. Последняя включается, так как на нее подано питание через кнопки 4 и 9.

Сигнал с выхода ячейки памяти 10 — 11 через элемент ИЛИ 18 поступает на блок 19 и в разрешающую камеру элемента 16.

Блок сигнализации включает сигнальные сирены 20 на 8 — 10 с, после чего сирены выключаются, а с выхода блока сигнализации подается питание на питающие входы элементов 16 и 17. Элемент 16 включается и с его выхода сигнал подается на клапан 21 включения привода прямого хода 22 и через элемент ИЛИ 23 на клапаны 26 и 27 выключения стояночных тормозов 28 и 29 обоих приводов. Оба привода одновременно растормаживаются, включается привод 22 и тянет на себя канат 30 с режущим органом 31.

Привод 25 не включается и работает в режиме динамического торможения, обеспечивая натяжение каната 30. По достижении органом 31 крайнего положения прямого хода срабатывает датчик 14. его сигнал выключает ячейку памяти 10 — 11 и включает ячейку памяти 12 — 13. Сигнал последней выключает элемент 16 и включает элемент 17, что приводит к отключению привода 22 и включению привода 25, т. е. к автоматическому реверсу системы. Привод 25 начинает тянуть канат 30 на себя, а привод 22 переводится в режим динамического торможения. Движение режущего органа будет происходить в обратном направлении до срабатывания датчика 15, что приведет к новому реверсу системы.

В течение времени переключений ячеек памяти 10 — 11 или 12 — 13 и элементов 16 или 17 снимается сигнал, поступающий через элемент ИЛИ 23 на клапаны выключения стояночных тормозов 26 и 27. Поэтому на это время происходит одновременное затормаживание обоих приводов. Растормаживание обоих приводов происходит также одновременно при срабатывании любого из элементов 16 или 17, т. е. при любом направлении движения режущего органа.

Таким образом, в автоматическом режиме работы предлагаемое устройство обеспечивает постоянное автоматическое реверсирование движения режущего органа по достижении им крайних положений с поочередной работой приводов прямого и обратного хода и затормаживанием их между реверсами с помощью стояночных тормозов.

С помощью кнопок 2 или 3 можно выбирать первоначальное направление движения режущего органа. Так, при нажатии кнопки 3 схема работает аналогично опиВ1ааВа санному выше, но первым начинает работать привод 25.

Для перехода на ручной режим работы включают переключатель 5. При этом сигнал подается на запрещающие входы элементов ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ 7 и 8. В этом режиме нажатие на любую из кнопок 2 или 3 приведет к включению соответствующей ячейки памяти и включению соответствующего привода, так и при работе в автоматическом режиме.

Однако движение режущего органа будет происходить только до достижения им крайнего положения и срабатывания соответствующего датчика 14 или 15, после чего машина остановится. Произойдет это потому, что сигнал от датчика 14 или 15 выключит соответствующую ему ячейку памяти, но не сможет включить ячейку памяти противоположного хода, так как элементы ЗА- 20

ПРЕТ вЂ” ИЛИ для этих сигналов закрыты за . счет включения переключателя 5.

Как в автоматическом, так и в ручном режиме работы нажатием на одну из кнопок «Стоп» 4 или 9 можно остановить машину в любом положении режущего органа. При этом снимается сигнал с питающих входов обеих ячеек памяти, благодаря чему схема выключается.

Предлагаемое устройство имеет следующие преимущества, обеспечивая: автоматическую работу двухприводной горной машины с пневмоприводом в режиме постоянного реверсирования режущего 35 органа по достижении им крайних положений с поочередной работой приводов прямого и обратного хода; одновременное затормаживание обоих приводов стояночными тормозами на время 40 реверсирования; работу двухприводной горной машины как в автоматическом, так и в ручном режиме управления.

Формула изобретения

Пневматическое устройство для дистанционного управления горной машиной с двумя пневмоприводами соответственно прямого и обратного хода, содержащее переносной пульт управления с пусковыми кнопками прямого, обратного хода и кнопкой «Стоп», линии питания, блок сигнализации, элементы ИЛИ, трехмембранные реле и ячейки памяти прямого и обратного хода, клапаны включения пневмоприводов и выключения тормозов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения устройства с одновременным расширением возможностей управления, оно снабжено датчиками крайних положений прямого и обратного хода, элементами ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ прямого и обратного хода с запрещаемым и незапрещаемым входами, с запрещающей камерой и переключателем режимов работы, причем для каждого хода пусковая кнопка соединена через незапрещаемый вход элемента

ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ, включающим входом ячейки памяти, выключающий вход которой соединен с датчиком крайнего положения, подключенным к запрещаемому входу элемента ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ противоположного хода, а запрещающие камеры обоих элементов

ЗАПРЕТ вЂ” ИЛИ соединены с переключателем режимов работы, при этом клапаны выключения тормозов через один из элементов ИЛИ подключены к выходам трехмембранных реле.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Аппаратура типа ДУМЛ дистанционного управления маневровыми лебедками с пневмоприводом. Каталог-справочник

«Средства и аппаратура шахтной пневмоавтоматики», М., ЦНИЭИУголь, 1974, с. 86 — 91.

2. Авторское свидетельство СССР

Хо 466332, кл. E 21С 35/24, 1973.

Редактор Г. Петрова

Составитель М. Смнттен

Техред И. Заболотнова

Корректор 3. Тарасова

Заказ 511/4 Изд. № 214 Тираж 634 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2