Устройство для крепления твердомерана зубчатом колесе
Иллюстрации
Показать всеРеферат
пц8)0998
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.06.78 (21) 2634604/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.03.81. Бюллетень № 9 (45) Дата опубликования описания 07.03.81 (51) М. К .
F 16В 1/00
G 01Н 3/46
Государственный комитет (53) УДК 621.881 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. В. Чернышев и Е. Н. Тишит(а
Севастопольский приборостроительный:: институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ТВЕРДОМЕРА
НА ЗУБЧАТОМ КОЛЕСЕ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при измерении твердости зубчатых конических колес.
Известен шаблон-держатель, устанавливаемый на зуб шестерни (1).
Основным недостатком шаблона является его узконаправленность, так как для каждого вида конического зубчатого колеса необходимо изготавливать отдельный шаблон, соответствующий профилю зуба.
Известен также держатель прибора для измерения твердости поверхности зубьев, содержащей основание, выполненное вместе с неподвижной стойкой, и платформу для крепления устройства для нанесения отпечатка (2).
Держатель крепится на эвольвенте зуба с помощью неподвижной стойки и стойки с прижимным винтом.
Основным недостатком этого держателя является ненадежность одностороннего крепления на зубе колеса. Кроме того, он применим только для крепления прибора для измерения твердости шестерен большого размера.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей и повышение надежности крепления.
Это достигается тем, что устройство снабжено двумя подвижно установленными. на передней стенке каретками с пазами и съемной штангой с прижимным винтом, крепежным винтом с вращающейся прямоугольной головкой, размещенной в задней стойке, и ориентирующей головкой, при этом ориентирующая головка закреплена на основании, платформа размещена в па10 зах каретки, а съемная штанга установлена на конце передней стойки под углом
90 —
На фиг. 1 изображено предлагаемое,уст;
15 ройство, общий вид; на фиг. 2 —, схема крепления на зубчатом колесе; на фиг. 3— разрез A — А фиг. 2; на фиг. 4 — каретка; на фиг. 5 — платформа; на фиг. 6 — передняя стойка в сборе с каретками и платфор20 мой.
Устройство состоит из передней стойки 1 с пазами 2 и 3, в которых закреплены подвижные каретки 4 и платформа 5 с помощью прижимных планок 6, 7 и винтов
25 8 и 9.
На этой стенке выполнен утолщенный выступ 10, через сквозное отверстие 11 которого проходит под углом съемная штанга
30 12.
810998
На консоли штанги 12 установлен нижний прижимной винт 13 с вращающейся цилиндрической головкой 14, которая благодаря разноплоскостному вращению вокруг своей оси обеспечивает использование устройства на конических колесах, отличающихся углом q> в пределах +-15 от искомого. Вертикальную плоскость работы цилиндрической головки и осевое перемещение штанги обеспечивает фиксатор 15.
Задняя стойка 16 имеет верхний крепежный винт 17 с вращающейся прямоугольной головкой 18. Основание 19 имеет винт 20 с вращающейся усеченной пирамидальной головкой 21, необходимой для ориентации основания устройства на колесе. На платформе расположены рабочие скосы 22 для крепления твердомера (см. фиг. 1, 5).
Платформа вставляется в пазы а кареток.
Затем этот собранный узел вставляется 0 своими выступами в соответствующие пазы и закрепляется на передней стойке с помощью двух прижимных планок 6 для кареток, прижимной планкой 7 для платформы, пяти крепежных винтов 8 и четырех 25 прижимных винтов 9 для кареток. Угол наклона съемной штанги равен 90 — cp, где
«р — угол делительного конуса колеса.
Устройство крепится следующим образом. Снимается штанга 12, нижней частью Л0 основание 19 накладывается на верхнюю часть колеса. Вставляется штанга 12, при этом головка 21 самопроизвольно попадает во впадину между двумя зубьями. Прижимая переднюю стойку 1 до края конусного 05 колеса, винтом 20 добиваются легкого касания граней головки 21 стенок впадины и тут же прижимают все устройство винтом
17 к внутренним торцевым выступам зубьев колеса. Затем винтом 13 устройство при- 40 жимают к нижней части колеса. Опорная часть твердомера крепится за один из рабочих скосов 22 платформы 5, а индентер твердомера для нанесения отпечатка устанавливается на эвольвенте зуба. 45
При корригировании зубчатых колес методом сдвига происходит изменение формы зуба. При положительном смещении платформу предлагаемого устройства необходимо располагать в нижних пазах а кареток, 50 при нулевом смещении — в средних пазах, а при отрицательных смещениях — в верхних пазах. Точная подборка и установка по высоте подвижного узла держателя твердомера осуществляется прижимными винтами 9, которые одновременно дают и надежность его крепления к стойке. Вогнутая линия скосов 22 необходима для установки твердомера на платформе при измерении твердости на конических колесах с круговым зубом, При этом используется ближайший к колесу скос. При работе на ко нических колесах с прямым зубом используется дальний скос. Необходимость симметрического расположения скосов обусловлена наличием двух видов колес с круговым зубом: правых и левых колес.
Предлагаемое устройство позволяет расширить эксплуатационные возможности и повысить надежность крепления.
Формула изобретения
Устройство для крепления твердомера на зубчатом колесе, содержащее основание с двумя стойками, передней и задней, и платформу, размещенную на передней стойке, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и повышения надежности крепления, оно снабжено двумя подвижно установленными на передней стойке каретками с пазами и съемной штангой с прижимным винтом, крепежным винтом с вращающейся прямоугольной головкой, размещенным в задней стенке, и ориентирующей головкой, при этом ориентирующая головка закреплена на основании, платформа размещена в пазах каретки, а съемная штанга установлена на конце передней стойки под углом 90 — q, где q — угол делительного конуса колеса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
¹ 190733, кл. G Olh 3/46, 1967.
2. Патент Японии № 6797/54, кл. G Olh
3/45, 1972 (прототип).