Индукционно-фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ F11811008
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07.05.79 (21) 2762646/24-07 с присоединением заявки № 51) М. Кл.
F 16Р 27/00
Н 02К 49/04 по делам нзобретеннй (43) Опубликовано 07.03.81. Бюллетень № 9 (53) УДК 621.825.5 (088.8) н открытий (45) Дата опубликования описания 07.03.81 (54) ИНДУКЦИОННО-ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
ГосУдаРстоенный комнтет (23) Приоритет
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах, работающих и в переменном, и в постоянном режимах.
Известны комбинированные индукционно-фрикционные системы, содержащие зубчатый индуктор, закрепленный на одном из соединяемых валов, якорь скольжения и якорь сцепления, установленные на другом валу (1 — 2). Якорь скольжения этих муфт имеет Г-образную форму и состоит из цилиндрического обода, дисковой боковины и ступицы. Активный магнито- и электропроводящей частью якоря скольжения является цилиндрический ферромагнитный обод. Внутри цилиндрического якоря скольжения концентрично ему расположен зубчатый круговой индуктор с обмоткой возбуждения. Между цилиндрическим якорем скольжения и зубцами индуктора имеются кольцевые воздушные зазоры. Индуктор имеет кольцевую выточку на торце, в которой расположен кольцевой якорь сцепления. Кольцевой якорь сцепления посредством скользящих пальцев и возвратных пружин сжатия подвижно соединен с боковиной — диском цилиндрического якоря скольжения. Магнитная цепь на пути якоря сцепления содержит два дополнительных воздушных зазора, а магнитопровод имеет сужение.
Недостатками указанной муфты являются значительные потери на возбуждение и
5 скольжение, связанные с тем, что в магнитной цепи муфты содержится по два дополнительных зазора для каждой ее части.
Для индукционной — между зубцами индуктора и цилиндрическим якорем сколь10 жения; сложность конструкции, обусловленная наличием кольцевого якоря сцепления, подвижно соединенного с якорем скольжения, возвратных пружин сжатия и кольцевой выточки на торце индуктора.
15 Целью изобретения являются одновременное уменьшение потерь и упрощение конструкции за счет исключения кольцевого якоря, возвратных пружин сжатия и кольцевой выточки на индукторе.
20 Указанная цель достигается тем, что цилиндрический якорь выполнен с разрезом вдоль образующей и установлен с возможностью радиального перемещения для фрикционного сцепления с зубцами индук25 тора. При этом цилиндрический якорь выполняет функции якоря скольжения, якоря сцепления и возвратных пружин сжатия, упрощается конструкция индуктора и муфты в целом, сокращается количество воз30 душных зазоров в магнитной цепи муфты.
811008 д
1О
На фиг. 1 показан общий вид муфты; а фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1.
Индукционно-фрикц ионн а я муфта состоит из индуктора 1, выполненного в виде ферромагнитного колеса с двумя рядами зубцов 2, в кольцевом пазу между которыми установлена тороидальпая обмотка 3 возбуждения. Постоянный ток в обмотку
3 поступает через щетки и контактные кольца 4. Индуктор 1 и контактные кольца 4 закреплены на валу 5. Зубчатый индуктор 1 расположен внутри цилиндрического, ферромагнитного, упругого якоря 6 с разрезом 7 вдоль образующей круглого цилиндра. Якорь б посредством пальцев 8 подвижно (с возможностью радиальных перемещений) связан с боковиной — диском
9, закрепленным на валу 10.
Устройство работает следующим образом.
В обмотку 3 через контактные кольца 4 подается постоянный электрический ток.
Возникающий при этом магнитный поток
Ф замыкается через якорь б. Так как магнитное сопротивление воздушного зазора над зубцами 2 и впадинами между ними неодинаково, то распределение магнитного поля по окружности якоря б неравномерно. Магнитная индукция максимальна над зубцами 2 и минимальна над впадинами.
При вращении индуктора 1 в активной части якоря 6 происходит пульсация магп|ггного потока. Она вызывает появление вихревых токов. Взаимодействие этих вихревых токов с основным магнитным потоком
Ф создает крутящий момент, который приводит якорь б и связанный с ним вал 10 во вращение в том же направлении, что и индуктор 1. Регулируя ток возбуждения, можно плавно изменять вращающий момент, частоту вращения привода и величину сил магнитного притяжения, действующих на якорь со стороны индуктора 1, В установившемся режиме работы с постоянной скоростью, увеличивая ток возбуждения, увеличивают радиальные силы магнитного притязания якоря до значений, больших, чем силы упругости, возникающие в сжимаемом якоре б. При этом якорь 6 прижимается к зубцам 2 индуктора 1 и между ними возникает фрикционная связь и осуществляется передача крутящего момента от вала 5 валу 10. При уменьшении тока возбуждения якорь 6 под действием сил упругости разжимается, отключая фрикционное сцепление, а при отключении тока возбуждения отключается и индукционная связь, и муфта возвращается в исходное состояние.
Предлагаемая ппдукционно-фрикционная система может быть использована в качестве индукцпонно-фрикционного тормоза путем закрепления неподвижно индуктора 1.
Выполнение цилиндрического якоря б с разрезом 7 вдоль образующей и имеющим возможность радиальных перемещений и фрикционного сцепления с зубцами 2 индуктора 1 позволяет якорю б выполнять функции якоря скольжения, якоря сцепления и возвратных пружин сжатия; создает возможность упростить конструкцию индуктора, сократить число воздушных зазоров в магнитной цепи, тем самым упростить конструкцию муфты и уменьшить потери на возбуждение и скольжение.
Формула изобретения
Индукционно-фрикционная муфта, содержащая зубчатый индуктор с обмоткой возбуждения и цилиндрический ферромагнитный якорь, размещенные концентрично относительно друг друга, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения потерь и упрощения конструкции муфты, цилиндрический якорь выполнен с разрезом вдоль образующей и установлен с возможностью радиальпого перемещения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Щетишш Г. А. Индукционные муфты и тормоза в приводах с ударной нагрузкой, М.— Л., «Энергия», 1965, с. 65.
2. Щетпшгп Г. А. Электропривод с индукционными муфтами и тормозами, М., «Машиностроение», 1971, с. 42.
811008 А-А
uz.
Составитель А. Требутнова
Техред Л. Куклина Корректор P. Беркович
Редактор Г. Петрова
Типография, пр, Сапунова, 2
Заказ 504/3 Изд. № 239 Тираж 1007 Подписное
НПО «Поиск> Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5