Пусковая муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1i ц 8l l OI0

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.03.79 (21) 2744513/25-27 с присоединением заявки № (51) М. Кл.з

F 16Р 43/16 ло делам изобретении (43) Опубликовано 07.03.81. Бюллетень № 9 (53) УДК 621.825.5 (088.8) и открытий (45) Дата опубликования описания 07.03.81

n ::с

E (72) Авторы изобретения и (71) заявители

И. С. Зарх и А. В. Перемышлин (54) ПУСКОВАЯ МУФТА

ГосУдаРственный комитет (23) 11риоритет

Изобретение относится к машиностроению.

Известна центробежная муфта, содержащая две полумуфты, соединенные подпружиненными сухарями, разъединяющие ва- 5 лы при достижении определенной скорости (1).

Недостатком этих муфт является их малая нагрузочная способность.

Известна также пусковая муфта, содержащая ведущую зубчатую полумуфту, соединенную с ведущим валом посредством многозаходной резьбы, и ведомую полумуф-, ту, соединенную с ведомым валом (2).

Недостатком этой муфты является то, 15 что она имеет сложную конструкцию, большое число деталей и низкую надежность.

Цель изобретения — увеличение надежности и упрощение конструкции.

Для этого ведущая полумуфта выполнена в виде стакана с зубьями на внутренней поверхности стенок, ведомый вал выполнен с гладким участком и участком с многозаходной резьбой, а ведомая полу- 25 муфта выполнена в виде зубчатого колеса с внутренней многозаходной резьбой, входящего в зацепление с ведущей полумуфтой и установленного с возможностью осевсго перемещения на ведомом валу, при 30 этом резьбы на валах выполнены с противоположными углами подъема.

Кроме того, с целью уменьшения потерь и увеличения срока службы, участок с многозаходной резьбой может быть выполнен на конце ведомого вала.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, осевой разрез, вариант исполнения; на фиг. 2 — то же, другой вариант.

Муфта состоит из вала 1 турбины и ведомой полумуфты 2, взаимодействующей с многозаходной резьбой 3, выполненной на валу 1 и имеющей большой угол подъема Р.

Вал 4 пускового двигателя соединен с ведущей полумуфтой 5 многозаходной ходовой резьбой 6 с большим и противоположным валу 1 турбины углом подъема р. Вал

1 турбины и вал 4 пускового двигателя снабжены ограничительными шайбами 7 и

8. Вал 1 турбины выполнен с гладким участком 9 для выведения ведомой полумуфты 2 в нейтральное положение и с заплечиком 10, служащим упором для нее. Ведущая полумуфта 5 выполнена с кольцевым выступом 11 и постоянно соединена внутренними зубьями 12 с зубьями 13 ведомой полумуфты 2. Для придания ведущей полумуфте 5 необходимой инерционности она должна быть выполнена с концентричными приливами на внешней поверхности или толстостенной.

Муфта работает следующим образом.

Вал 4 пускового двигателя смещает за счет инерционности ведущую полумуфту 5 по виткам резьбы до упора кольцевого выступа 11 в ведомую полумуфту 2. Полумуфта 2 навинчивается на резьбу 3 неподвижного вала 1 турбины, смещаясь по виткам до упора в заплечико 10. Вал 1 турбины начинает вращаться как одно целое с валом 4 пускового двигателя.

После запуска турбины частота вращения вала 1 будет больше частоты вращения вала 4 пускового двигателя, поэтому ведущая полумуфта 2, вращаясь относительно вала 1 турбины в противоположном направлении переместится и установится в нейтральном положении на гладкой кольцевой проточке 9 (вариант I) вала 1 турбины, или перед валом турбины (вариант II).

Простота конструкции муфты, состоящей из двух деталей — ведущей и ведомой полумуфт, определяет надежность ее работы.

Формула изобретения

1. Пусковая муфта, содержащая ведущую зубчатую полумуфту, соединенную с веду811010

4 щим валом посредством многозаходной резьбы, и ведомую полумуфту, соединенную с ведомым валом, отличающаяся тем, что, с целью увеличения надежности

5 и упрощения конструкции, ведущая полумуфта выполнена в виде стакана с зубьями на внутренней поверхности стенок, ведомый вал выполнен с гладким участком и участком с многозаходной резьбой, а ве10 домая полумуфта выполнена в виде зубчатого колеса с внутренней многозаходной резьбой, входящего в зацепление с ведущей полумуфтой и установленного с возможностью осевого перемещения на ведо15 мом валу, при этом резьбы на валах выполнены с противоположными углами подьем а.

2. Муфта по и. 1, отл ич а ющаяся тем, что, с целью уменьшения потерь и

20 увеличения срока службы участок с многозаходной резьбой выполнен на конце ведомого вала.

Источники информации, 25 принятые во внимание при экспертизе

1. В. С. Поляков, И. Д. Барбаш. Муфты, Л., Машиностроение, 1973, с. 292.

2. Авторское свидетельство СССР

Ко 490977, кл, F 16Р 43/16, 1977 (прото30 тип) .

811010

2 /1

Составитель Ю. Абалтусов

Техред Л. Куклина

Редактор Т. Зубкова

Корректор Р. Беркович

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 504/5 Изд. № 239 Тираж 1007 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5