Способ получения тормозногомомента и устройство для егоосуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ Оц

ii ц й1

Соса Секетскик

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14. i 2.76 (21) 2430415! 25 27 с присоединением заявки № (51) М. Кл.

Г 16Р 49/00 ла йретеиий 43) Опубликовано 07.08.81. Бюллетень № 9 (53) УДК 62.592 (088.8) и открытий

<45) Дата опубликования описания 07.03.81 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

A. И. Раевский, Д. ь. Азаркевич и Г. К.

Челябинский филиал t осударственного ордена i ðóäîâîãî Красного Знамени научно-ис тракторного института (54) СГ1ОСОБ Г10ЛУЧЕИ14Я ТОРМОЗНОГО МОМЕНТА

И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУГЦЕCTBJii=ИИЯ

ГосУдаРстееккый комитет (23) Г1риоритет

Изобретение относится к машиностроению, а именно к спосооам получения тормозного момента и устроиствам для их осуществления, раоотающих в масле.

Известен спосоо получения тормозного момента путем введения в контакт под давлением llo нормали поверхностен трения неподвижного и вращающегося элементов, преимущественно тормознои ленты и оараьана, и подачи масла в зону трения (i). 10

11одача масла в зону трения неооходима для повышения энергоемкости торможения путем увеличения теплоотвода по сравнению с «сухим» тормозом и увеличения из- 15 носостойкости фрикционных материалов. В то же время наличие масла между гладкими участками контактирующих поверхностей (ленты и бараоана) в случае достижения их приработки приводит к возник- 20 новению между ними жидкостного трения по типу «масляного клина» подшипника скольжения. Указанный процесс понижает коэффициент трения, что приводит к резкому снижению величины тормозного мо- 25 мента в 3 — 5 раз и более. Кроме того, неподвижный элемент, как правило, не имеет жесткой связи с барабаном, и различные случайные причины (например, попадание продуктов износа) приводят к из- 0 менениям момента торможения, т. е. к нестаоильно.i раооте тормозного устроиства.

Цель изооретения — повышение стаоильности тормозного момента.

11оставленная цель достигается тем, что

1 ри получении тормозного момента путем введения в контакт под давлением по нормали поверхностен трения невращающегося и вращающегося элементов, преимущественно тормознои ленты и оараоана, и подачи масла в зону трения, одному из контактирующих элементов сооощают возвратно-поступательное движение вдоль оси вращающегося элемента.

1 акой способ может оыть осуществлен устройством, содержащим оараоан и тормозную ленту с контактирующими между сооои поверхностями трения, где согласно изооретению на поверхности трения барабана выполнены непересекающиеся винтовые канавки противоположного направления.

На фиг. 1 изображено устройство для осуществления предлагаемого способа, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1.

11редлагаемый спосоо получения тормозного момента заключается в том, что при введении в контакт под давлением по нормали поверхностей трения барабана 1 и тормозной ленты 2 тормозной ленте 2 (или

811012 барабану 1) сообщают возвратно-поступательное движение вдоль оси барабана 1.

Устройство для осуществления способа получения тормозного момента имеет барабан 1, взаимодействующую с нпм тормозную ленту 2. На поверхности трения барабана 1 выполнены винтовые канавки 3.

Лента 2 и барабан 1 получают возможность осевого перемещения друг относительно друга на величину порядка 2 — 3 мм, так как канавки 3 выполнены по винтовым линиям противоположного направления.

Количество канавок 3, угол наклона их и оси барабана 1, а также профиль поперечного сечения подбираются экспериментально для каждой конкретной конструкции и условий ее эксплуатации.

Во время торможения, когда барабан 1 с канавками 3 проворачивается вокруг его оси вращения на некоторый угол, под действием прижимающих усилий возникает тормозная сила Р, и осевая сила Р„, сдвигающая вдоль оси тормозную ленту 2 барабана 1. Поскольку каждая группа канавок 3 выполнена в направлении, не совпадающем с направлением других групп канавок 3, то сдвигающие силы по мере проворачивания барабана 1 периодически меняют свой знак, вызывая осевые колебания (осцилляцию) тормозной ленты 2 относительно барабана 1. При этом масляный клин разрушается двояким образом: сечение канавки 3, выполненной по винтовой линии, прп проворачпвании барабана 1 перемещается поперек поверхности трения тормозной ленты 2, создавая зоны пулевого давления в масляном клипе, восстановлению же последнего препятствует возвратно-поступательное движение одного из контактирующих элементов, приводящее к постоянному «растиранию» вновь возникающей масляной пленки и выдавливанию масла из зазора между тормозной лентой

2 и барабаном 1. Масло при этом сбрасывается через канавки 3 наружу, в результате чего несущая способность масляного клина падает (примерно в 5 раз), а силы давления прижимают тормозную ленту. 2 непосредственно к барабану 1, что сокращает время работы устройства в области

i)

30 з5

50 жидкостного трения и приводит работу контактирующих элементов к условиям граничного трения. Вместе с маслом удаляются и продукты износа.

IT р и м е р. Проведено испытание тормоза механизма реверса коробки передач трактора T-330 с тормозной лентой, имеющей фрикционные накладки из металлокерамики, и барабаном, на поверхности трении которого имеются две группы непересекающихся винтовых канавок левого и правого направлений, причем в каждой группе выполнено по пять канавок с профилем

1,5Х1,5 мм, а угол наклона осей канавок к оси вращения барабана равен бб .

Результаты испытаний показали, что при крайне незначительном износе тормозной ленты (17,8 10 —" мм/кгм) была достигнута стабильность момента торможения (1000 кгм), что обеспечивает ресурс данного тормоза в условиях эксплуатации на уровне 12 — 15 тыс. моточасов (при норм е б тыс. м ото ч асов) .

Формула изобретения

1. Способ получения тормозного момента путем введения в контакт под давлением по нормали поверхностей трения невращающегося и вращающегося элементов, преимущественно тормозной ленты и барабана, и подачи масла в зону трения, отличающийсяя тем, что, с целью повышения стабильности тормозного момента, одному из контактирующих элементов сообщают возвратно-поступательное движение вдоль оси вращающегося элемента.

2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее барабан и тормозную ленту с контактирующими между собой поверхностями трения, о т л и ч а ющ е е с я тем, что на поверхности трения барабана выполнены непересекающиеся впнтовыс канавки противоположного направления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Зельценман И. М. и др. Фрикционные муфты и тормоза гусеничных машин. М., Машиностроение, 19б5, с. 28.

811012 г

А -А nolepnymo фиг. Г

Составитель Г. Абрамова

Техред Л. Куклина Корректор P. Беркович

Редактор Т. Зубкова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 504/7 Изд. № 239 Тираж 1007 Подписное

НПО «Поиск> Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5