Механизм преобразования возвратнопоступательного прямолинейногодвижения b однонаправленное вращательноедвижение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (ii)SIIOI7
ИЗОЬРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.04.79 (21) 2760218/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. К .
F 16Н 19/04
Государственный комитет (43) Опубликовано 07.03.81. Бюллетень № 9 (53) УДК 621.8.022.1
) (088.8) (45) Дата опубликования описания 07.03.81 по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. В. Ануфриев, С. Б. Шеин и В. М. Матвеев (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНОГ10СТУПАТЕЛ ЬНО ГО П РЯ МОЛ И НЕЙ НОГО ДВ ИЖЕН ИЯ
В ОДНОНАПРАВЛЕННОЕ ВРА1ЦАТЕЛЬНОЕ ДВИ)КЕНИЕ
Изобретение относится к механическим передачам преобразования одного вида механического движения в другой и может быть использовано, например, в качестве механизма привода офсетного цилиндра в установке для нанесения рисунка на печатные платы.
Известен механизм для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и, наоборот, содержащий две зубчатые рейки, соединенные между собой, вал и зубчатое колесо, жестко сидящее на валу (1).
Недостатком указанного механизма является его сложность и значительные потери на трение.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является механизм для преобразования возвратно-поступательного прямолинейного движения в однонаправленное вращательное, содержащий корпус, две зубчатые рейки, соединенные между собой и перемещающиеся в неподвижных направляющих, вал, два свободно вращающихся на валу и взаимодействующих попеременно с рейками зубчатых колеса с собачками, сидящими на осях, закрепленных на них, храповое колесо, жестко закрепленное на валу и взаимодействующее попеременно с собачками (2).
Недостатком этого механизма является возможность поворота вала относительно зубчатых колес в направление своего вращения из-за отсутствия жесткой кинематической связи между валом и зубчатымп колесами.
Цель изобретения — создание жесткой кинематической связи между валом и зубчатымп колесами.
10 Это достигается тем, что указанный механизм снабжен вторым храповым кол«сом, зубья которого встречно направлены к зубьям первого храпового колеса, двумя неподвижно установленными на корпусе и
15 двумя качающимися в плоскости торцов зуочатых колес упорами, дополнительными собачками в виде сидящих на осях, закрепленных на зубчатых колесах двуплечих рычагов, каждая из которых взаимодейст20 вует соответственно одним плечом с одним из храповых колес, а другим — поочередно с неподвижным н качающимся упорами.
На фиг. изображен предлагаемый ме25 ханизм, вид спереди; li2 фиг. 2 — сечение
А — А фпг. 1; на фпг. 3 — механизм, вид сзади.
Механизм содержит корпус 1, на котором закреплены подшипники 2, две зубча30 тые рейки 3, соедпненныс между собой
811017 стяжками 4 и перемещающиеся в неподвижных направляющих 5.
В подшипниках 2 установлен вал б, на котором свободно вращаются зубчатые колеса 7 и 8, разделенные кольцом 9, и на которых установлены собачки 10, сидящие на осях 11 и передающие вращение вращающемуся валу b. На валу b жестко закреплены храповое колесо 12 и храповое колесо 13, зубья которого встречно направлены к зубьям храпового колеса 12. 1ia корпусе 1 неподвижно установлены упоры l4 и упоры 15, качающиеся в плоскост,i торцов зубчатых колес 7 и 8 с помощью пружин б и винтов 17. На зубчатых колесах
7 и 8 установлены также собачки 18, обеспечивающие жесткую кинематическую связь между валом б и зубчатыми колесами 7 и 8, сидящие на осях 19 и выполненные в виде двуплечих рычагов.
Собачки 18 и упоры 15 имеют наклонные поверхности, в результаге взаимодействия которых собачки 18 сжимают пружины 16, поворачивают упоры 15 и за«одят под них.
Предлагаемый механизм предназначен для случая, когда за один ход реек требуется повернуть вал па 180 .
Ме«анизм раоотает следующим образом.
Рейки 3 со стяжками 4 перемещаются возвратно-поступательно между строго фиксированными крайними положениями в неподвижных направляющих 5.
При движении реек 3 зубчатые колеса 7 и 8 вращаются в противоположных направлениях и одно из них передает вращение валу 6, а другое вхолостую вращается на валу.
При крайних положениях реек 3 зуочатые колеса 7 и 8 по-разному расположены относительно храповых колес 12 и 13: зубчатое колесо /, уже совершившее прп предыдущем ходе реек 3 передачу вращения валу б и которое при последующем ходе будет вращаться вхолостую относительно вала 6, находится в таком поло>кении относительно храпового колеса 12, что собачки 10 и 18, находящиеся на нем, плотно зацепляются с храповым колесом 12.
Зубчатое колесо 8, которое при последуюшем ходе реек 3 будет передавать валу 6 вращение, повернуто на небольшой угол в направлении, противоположном направлению вращения вала 6 относительно того положения, когда собачки 10 и 18, расположенные на нем, плотно зацепляются с храповым колесом 13, причем собачка 18 полностью выведена из зацепления в результате взаимодействия с упором 14.
Такое взаимное расположение собачек и храпового колеса достигается установлением необходимых крайних положений реек и обеспечивает в начале движения некоторый холостой ход, при котором вал не вращается.
77. )
;.!О
При движении реек 3 вниз происходит следующее. Собачка 10, расположенная на зубчатом колесе 7, которое при движении реек 3 вниз вращается на валу 6 вхолостую, выходит из паза храпового колеса
12 и проскальзывает по нему (на фиг. 1, 3 представлен механизм с крайним верхним положением реек) . При крайнем нижнем положении реек 3 собачка 10 вновь западает в паз, но уже с некоторым перебегом, так как зубчатое колесо 7, на котором она расположена, поворачивается относительно вала б на угол, несколько больший 360, поворот колеса 7 при холостом ходе реек 3 плюс поворот вала б на 180 в направлении своего вращения плюс поворот колеса 7, вращающегося вхолостую, на 180 в противополо>кном направлении, Этот перебег обеспечит холостой ход в начале движения вверх.
Собачка 18, располо>кенная на зубчатом ко icoe 7, вращающемся»а валу 6 в«олосту10, в начале движения взаимодействует у;иром 15, поворачивается на своей ос«
i 0 и выходит из зацепления с храповым колесом 12, что становится возможным благодаря пали;пю vo;IooToio хода. При дальнейшем повороте собачка 18 выскакивает из-под y пора 15 и прижимается к xpBIIQBQму колесу 12 пружиной 19, но в паз храпового колеса 12 уже не попадает, так как зубчатое колесо 7, на котором оно расположено, повернулось относительно вала.
l Ip-< под«оде реек 3 к крайнему нижнему положению собачка 18, взаимодействуя с упором 14, отводится от «рапового колеса 2 н не зацепляется с ним, что необходимо для того, чтобы собачка 10, расположенная на этом же колесе, совершила перебег относительно паза храпового колеса, в которы i она западает, Зубчатос колесо 8, передающее валу 6 вращение I:ðè движении реек 3 вниз, в начале движения вращается вхолостую.
Собачка 10, расположенная на Iie«i, после того, как саба ка 18, расположенная на зубчатом колесе 7, вышла из зацепления с
«раповым колесом 12, входит в плотное зацепление с храповым колесом 13 и передает валу б вращение до крайнего нижнего положения реек.
Собачка 18, располо>кенная на этом же зубчатом колесе 8, в начале движения реек
3 вниз отходит от упора 14 и пружиной 19 вводится в зацепление с храповым колесом 13. В конце движения реек 3 вниз собачка 18 взаимодействует наклонной поверхностью с упором 15, сжимает пружину 16, поворачивает упор 15 и заходит под него.
11ри движении реек 3 вверх зубчатые колеса 7 и 8 меняют направление своего врашения и сооачки 10 и 18, расположенные на зубчатом колесе 8, совершают тот же процесс, что и собачки 10, 18, располо811017
25 женные на зубчатом колесе 7 при движении реек 3 вниз.
Поскольку зубчатые колеса 7, 8 передают валу 6 вращение поочередно, а при изменении направления движения реек 3 они также меняют направление своего вращения, то направление вращения вала 6 остается постоянным.
Использование изобретения в установке для нанесения рисунка на платы методом офсетной печати позволит повысить точность и качество нанесенного рисунка.
Формула изобретения
Механизм преобразования возвратнопоступательного прямолинейного движения в однонаправленное вращательное движение, содержащий корпус, две зубчатые рейки, соединенные между собой и перемещающиеся в неподвижных направляющих, вал, два свободно вращающихся на валу и взаимодействующих попеременно с рейками зубчатых колес с собачками, сидящими на осях, закрепленных на них, хра5 ю
15 новое колесо, жестко закрепленное на валу и взаимодействующее попеременно с собачками, отличающийся тем, что, с целью создания жесткой ки нем атической связи между валом и зубчатыми колесами, он снабжен вторым храповым колесом, зубья которого встречно направлены к зубьям первого храпового колеса, двумя неподвижно установленными на корпусе и двумя качающимися в плоскости торцов зубчатых колес упорами, дополнительными собачками в виде сидящих на осях, закрепленных на зубчатых колесах, двуплечих рычагов, каждая из которых взаимодействует соответственно одним плечом с одним из храповых колес, а другим — поочередно с неподвижным и качающимся упорами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании № 1336750. кл. F 2 Q, 1971.
2. Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике, т. III. М., «Наука», 1973, с. 48 (прототип).
811017
7 g Т о
Фиг. Z
Составитель О. Федосеева
Текред Л. Куклина Корректор P. Беркович
Редактор Т. Зубкова
Типог1)афин, пр. Саптпова, 2
Заказ 504/11 Изд. № 239 Тираж 1007 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, М(-35, Раушская наб., д. 4/5