Автономная передвижная установкадля возбуждения сейсмических коле-баний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
0 ц 8l l l72
0I1HCAHИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.03.79 (21) 2731684/18-25 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.03.81. Бюллетень № 9 (45) Дата опубликования описания 07.03.81 (51) М. К..
G 01Ч 1/157
Государственный комитет (53) УДК 550.83 (088.8) по делам изобретенийи открытий т
Е. П. Анкудинов, Б. И. Кальченко, М. Н. Коде о, Л. И. Нечуйвитер и М. Г. Ходоревский
Харьковский ордена Ленина политехнический инетитут им. В. И. Ленина (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) АВТОНОМНАЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ УСТАНОВКА
ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ
Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов электродинамическим способом.
Известно устройство для возбуждения сейсмических колебаний, содержащее на- 5 копитель — источник энергии, электрогидравлический излучатель и коммутирующее устройство (1).
На отдельной автомашине установлен трехфазный генератор промышленной ча- 10 стоты с приводом от бензинового агрегата.
Накопитель энергии, блоки повышения рабочего напряжения и выпрямления, коммутирующее устройство и блок управления работой устройства смонтированы на вто- 15 рой машине. Повышение мощности существующих передвижных установок, а следовательно, и мощности сейсмических колебаний ограничивается габаритами и весом этих установок. 20
Недостатком известной установки является большой вес комплекса на единицу запасаемой энергии.
Наиболее близким для данного технического решения является передвижная уста- 25 нонка ПУСК-120. На автомобиле смонтированы все основные узлы установки: конденсаторная батарея, воздушные искровые разрядники, излучатели. сейсмических колебаний с инерционной массой, зарядное 30 устройство. Источником энергии служит трехфазный синхронный генератор с приводом от двигателя автомобиля. Подъем и опускание четырех излучателей производится гидравлической системой. Излучатели, выполненные в виде двух плоских катушек, в электрической цепи между собой соединены последовательно. В связи с этим при прохождении разрядного тока через обмотки катушек излучатели работают как один источник сейсмических колебаний. Управление установкой и синхронизация ее работы с сейсмостанцией осуществляются автоматически или оператором из кабины водителя (2).
Недостатком установки является наличие собственной инерционной массы в излучателях сейсмических колебаний, в то время как в качестве таковой может быть использовано транспортное средство (например, трактор). На четыре излучателя установки приходится дополнительный вЕс около 2,5 т. На его перевозку расходуется дополнительная энергия, в результате повышаются эксплуатационные расходы.
Целью изобретения является снижение эксплуатационных расходов и повышение интенсивности возбуждения сейсмических сигналов за счет увеличения количества излучателей, полного использования и рав811172
20 5
55 рые домкраты соединены с гидравлическои системой транспортного устройства. Управление работой излучателей и домкратов осуществляется из кабины 12.
Возможны и другие схемы установки излучателей (фиг. 3). В том случае, когда
60 номерного распределения массы установки по излучателям.
Поставленная цель достигается за счет того, что в известной автономной передвижной установке для возбуждения сейсмических сигналов, содержащей раму, установленные на ней силовую установку для передвижения и аккумулирования энергии, электродинамические излучатели сейсмических сигналов, излучатели шарнирно закреплены на домкратах, которые установлены тремя группами на раме симметрично относительно центра тяжести установки для равномерного распределения ее веса по излучателям при опускании их на землю.
Домкраты могут быть выполнены в виде гидравлических силовых цилиндров, каждый из которых соединен через трехпозиционное золотниковое устройство с нагнетающей и сливной магистралями. В группе гидравлические силовые цилиндры между собой соединены параллельно.
На фиг. 1 изображен общий вид автономной передвижной установки; на фиг. 2 схема нагружения источников сейсмических сигналов; на фиг. 3 — схема компановки шести источников сейсмических сигналов на установке; на фиг. 4 — гидравлическая схема подключения гидравлических домкратов к гидросистеме транспортного средства; на фиг. 5 — электрическая схема.
Автономная передвижная установка для возбуждения сейсмических сигналов содержит смонтированные на раме 1 силовую установку 2 для передвижения и аккумулирования энергии, трехфазный синхронный генератор 3, высоковольтные импульсные конденсаторы 4, воздушные искровые разрядники 5 и излучатели 6. Излучатели б закреплены на гидравлических домкратах
7, которые с помощью сферических шарниров 8 установлены на раме 1. При этом опоры шарниров 8 по раме разнесены по трем точкам (фиг. 2), тем самым обеспечивается трехгочечная подвеска транспортной установки на домкратах 7 и излучателях б при их установке на грунт. Излучатели б содержат две плоские катушки 9 и
10, соединенные между собой последовательно (фиг. 5). Расположение опор шарниров 8 на раме 1 выбирается из расчета равного распределения веса установки ме>кду излучателями, Это необходимо для получения идентичных сигналов от каждого из них, соединенных электрически последовательно между собой (фиг. 5).
Включение домкратов в работу осуществляется трехпозиционнымл устройствами 11 (фиг. 4) с ручным управлением, через котонсо. холимо получить мощный сейсмический сигнал в то-.ка : по..веса (опоры), !loмсща1OT illа трп и более домкратов с излу 1QT0;Iямн, которыс образуют группы. При этом в ка>кдо",: группе силовые г11:1роцилпн.;ры (домкраты) сосд1гняются между собо! l !
1аaрa.÷.t!eëüío (фи, 4) для лучшего копирования излучате; ÿìè повсрх11ости земли в месте контакта.
Автономная передвижная установка работает следу1ощим образом.
В кабине 12 вкл1о1аются поочередно три
1 1 (Ihkll . 4), ТеМ
CB vlhI vl nOTK7kO 1аЯ QOМКРатЫ 7 K ГАЗPBB IИческой системе транспортного устройства.
При этом транспортное устройство поднимается над землей, опираясь на три группы гидроциликдров, а излучатели под действием массы установки прижимаются к грунту, обеспечивая плотный контакт их с землей. Для обеспечения надежного контакта излучателя с почвой при наличии на ней неровностей между ним и домкратом устанавливается сферический шарнир 8.
Поо .ередными включениями устройств 11 добиваются горизонтального располо>кения установки над землей, что обеспечивает равномерное нагру>кение излучателей ее массой. После этого включается трехфазпь11! синхронный генератор, который через !
1o":û!naIonñc ll выпрямительное устройства производит зарядку высоковольтных им.",.I1>ckIl!x KokI IckIcBTopoB 4. Piocëc зарядки
Koll !encaTopoa 4 подается синхроимпульс от се11смостанции на блок поджига, который
;юдает импульсы напряжения íà IIapaë,,-ель"o работающие ра"-pÿ,;ík!êkI, каждый из которы.; коммутирует запасенную энергию.
1- =зрядны! -ок протек" åò по двум плоским катушкам 9 и 10 излу.чателей б, прижатых к грунту инертной массой — транспортным средством, создает импульс силы, стремящийся оттолкнуть их друг от друга, а это в свою очередь приводит к сейсмическим колебаниям.
Применение автономной передвижной установки для возбу>кдения сейсмических колебаний при геологоразведочных работах позволит значительно снизить эксплуатационные расходы, металлоемкость установки, увеличить площадь излучения и повысить интенсивность возбуждения сейсмических сигналов.
Формула изобретения
1. Автономная передви>кная установка для возбуждения сейсмических колебаний, содержащая раму, установленные на ней силовую установку для передви>кения и аккумулирования энергии, излучатели сейсмических сигналов, отлич а ющаяся тем, что, с целью повышения интенсивности возбуждения сейсмических сигналов и снижения эксплуатационных расходов, излучатели шарнирно закреплены на домкратах, 811172
Фиг. I
Фиг. g которые установлены тремя группами на раме симметрично относительно центра тяжести установки для равномерного распределения ее веса по излучателям при их опускании на землю.
2. Автономная передвижная установка по п. 1, отличающаяся тем, что домкраты выполнены в виде гидравлических силовых цилиндров, каждый из которых соединен через трехпозиционное золотниковое устройство с нагнетающей и сливной магистр а ля ми.
3. Автономная передвижная установка по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что в группе гидравлические силовые цилиндры соединены между собой параллельно.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
5 1. Мазов М. В. и др. Возбуждение упругих волн в грунте с помощью электрических разрядов в жидкой среде. Сб. «Вопросы разведочной геофизики», вып. 4, «Недра», 1964, с. 56 — 59.
lo 2. Гурин А. Г. и др. Электродинамические ударные устройства для сейсмических исследований. Сб. «Проблемы вибрационного просвечивания земли». М., «Наука», 1977, с. 137 — 144 (прототип).